Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение сна для здоровья человека и его учебной деятельности.



2020-03-17 359 Обсуждений (0)
Значение сна для здоровья человека и его учебной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сон - неотъемлемая составная часть режима дня. Во время сна организм отдыхает, восстанавливает и накапливает силы. Особенно большое значение имеет сон для нервной системы, клетки которой острее других реагируют на утомление, больше страдают от недосыпания. Способствуя улучшению питания нервных клеток, сон снимает утомление, предупреждает истощение, восстанавливает запасы энергии для любой последующей деятельности. Потребность во сне обычно наступает через 14-16 часов непрерывного бодрствования. Взрослому человеку на сон требуется около 8 часов в сутки, подросткам рекомендуется спать больше - 9 - 10 часов. Лучшим для отхода ко сну является время от 22 до 23 часов. Студентам, занимающимся физкультурой и спортом, особенно в период напряженной работы (экзамены, соревнования, тренировки), полезно увеличить время на сон. Для быстрого засыпания и крепкого сна желательны вечерние прогулки на свежем воздухе по 30 - 40 минут и проветривание комнаты. Полезен бывает и дневной сон, однако надо знать и учитывать индивидуальную реакцию на него, ибо нередко после дневного нарушается ночной сон. Сильно устав за день, лучше лечь спать на 1 - 2 часа раньше обычного. Перед соревнованиями и прикидками у спортсменов сон может нарушаться из-за предстартовых волнений, переживаний, тревожных ощущений. Рациональный режим и строгое соблюдение всех гигиенических норм помогает предупредить бессонницу.

32. Гигиена умственного труда.

Рационализация умственного и физического труда обеспечивает согласованную деятельность всего организма, его взаимодействие с окружающей средой. Утомление, вызываемое как умственной, так и физической деятельностью человека, развивается прежде всего в центральной нервной системе. В целях предупреждения перегрузки ЦНС применяются специально разработанные принципы национализации труда, оптимизации трудовых операций. Рационализация физического труда направлена на устранение лишних движений работающего, установление оптимального ритма напряжения и расслабления различных мышечных групп. Этим обеспечивается попеременное чередование возбуждения и торможения участков коры головного мозга, регулирующих деятельность мышц, участвующих в трудовом процессе в связи с чем работающий утомляется значительно меньше. Предупреждению перегрузки ЦНС способствует переключение на другой вид работы, например, выполнению упражнений производственной гимнастики или физкультурной паузы. При этом важно, чтобы в упражнения вовлекались группы мышц, не участвующие в рабочих операциях. Продолжительная и напряженная умственная работа вызывает утомление в ЦНС и падение работоспособности. Хорошим средством отдыха в таких случаях является переключение на другой вид деятельности, лучше всего на нетрудную физическую работу - уход за садом, прогулка, пробежка, гимнастика и т.п. Эти рекомендации по возможности учитываются при составлении расписания занятий в учебных заведениях. Знать и грамотно применять их следует и самим студентам: при выполнении домашних заданий перерывы используйте для выполнения нетрудных физических упражнений; в ходе подготовки к экзаменационной сессии не прекращайте занятий физкультурой и спортом. Помните. Что чередование умственного и физического труда предохраняет вашу нервную систему от переутомления и повышает ее функциональную работоспособность.

33. Понятие утомления, его виды и фазы.

Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Проявляется утомление в появлении чувства усталости, уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, снижается адоптация к нагрузкам; при этом увеличиваются энергозатраты и напряжения в деятельности основных жизнеобеспечивающих систем. Происходит снижение умственной и физической работоспособности (ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоение теоретического материала).

Утомление – сигнал возможного истощения организма, а также стимулятор, который мобилизует как резервы организма, так и восстановительные процессы. Без утомления нет тренировки. Важно, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе, то есть была адекватна.

Утомление может быть острым, т. е. проявляться в короткий промежуток времени,

хроническим – длительный характер, общим – изменение функций организма в целом, локальным – затрагивающим какую-либо группу мышц, орган, анализатор. Существуют две фазы У. 1-я Компенсированная – нет явного выражения снижения работоспособности, т. к. включились резервные возможности организма. 2-я Некомпенсированная –резервы исчерпаны и работоспособность явно снижается. Нагрузки без недовосстановления приводят к переутомлению, при коем может произойти обострение хронических заболеваний, развитие предпатологических и патологических состояний.  

34. Понятие восстановления, суперкомпенсации (фазы восстановления).

Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному уровню. Восстановление с превышением исходного состояния называются суперкомпенсацией и является залогом повышения тренированности организма, обеспечивающий повышение работоспособности. Различают раннюю и позднюю фазы восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы; после тяжелой – часы. Длительности фаз зависит от степени тренированности организма и от работы.

35. Средства восстановления - основные и дополнительные.

Средства восстановления

Основные (педагогические, психологические) и дополнительные (медико-биологические: рациональное питание, естественные и сформированные физические факторы: электро-, свето-, тепло-, гидро-, балансо- воздействия; массаж; некоторые естественные растительные и фармакологические препараты).

Психологические средства направлены на быстрейшее восстановление нервно-эмоционального статуса студента как фона для восстановления двигательной и вегетативной сферы и работоспособности. Это психолого-педагогические средства (индивидуальный подход, моральный климат), приемы регуляции психических состояний (регуляции сна, управление тонусом, музыкальное воздействие).

36. Питание - медико-биологическое средство восстановления (питательные в-ва, источники энергии, их краткая характеристика).

Питание – восстановительный процесс. Продукты делятся на 7 групп:

1. Молоко, молочные продукты

2. Мясо, рыба, птица, яйца и их производные

3. Хлеб, мука, крупа, кондитерские изделия, мед, картофель

4. Все виды пищевого жира

5. Овощи и плоды

6. Фрукты и ягоды

7. Вкусовые пищевые вещества (специи и овощи)

1-я – 30 минеральных элементов, легкоусвояемый кальций (функции крови и нервной проводимости). Кальций в молоке – ощелачивающий эффект, выравнивание ацидотических сдвигов после нагрузок.

Биомикроэлементы ( Fe , Cu , Co , Ni , Zn ) – восстанавливают функции крови, повышение иммунитета (мясо, яйца, фрукты, овощи, овсяная крупа).

Фосфор – в 1 и 2, хлеб, говяжья печень, творог.

Мед – восстанавливает мышцу сердца и поперечно-полосатой мускулатуры; успокаивающее.

Белки – 1 и 2, - все аминокислоты, важный пластический материал. Суточный рацион животного белка 60 – 70 %.

Легкоусвояемые углеводы – поддерживают и восстанавливают энергетические ресурсы, экономия белка, уменьшают ацидотические сдвиги, водяной дефицит, дефицит липопластических функций печени. Глюкоза захватывается печенью через 30 мин, что сопровождается гипогликемией. Уровень сахара восстанавливается через 1,5 – 2 часа, т.е. прием за 10 – 15 мин или 1,5 – 2 часа до нагрузки.

Минеральные соли – необходимая составная часть водно-солевого обмена; в человеке приблизительно 90 элементов. При больших нагрузках расход минеральных солей увеличивается. При потоотделении – потери хлоридов, восстановление – 4 грамма NaCl, минеральная вода. Недостаток калия – ухудшение сердечной деятельности – прием сухих фруктов. Недостаток натрия – надо увеличить количество соли на 5 – 7 грамм в сутки.

 

Вещества, обеспечивающие энергию Вещества, не обеспечивающие энергию
белки клетчатка
углеводы вода
липиды (жиры) минеральные соли
  микроэлементы
  витамины

1. Белки – обеспечивают поддержку клеточной структуры, образуют структуры клетки, производят гормоны (тироксин, адреналин); поддержание мышечной системы; вырабатывают желчную кислоту и дыхательные ферменты.

Получение: 1) вырабатываются организмом; 2) из мяса и овощей.

2. Углеводы – из H, O, C

Моносахариды: глюкоза, фруктоза (содержатся во фруктах), галактоза – в молоке.

Дисахариды: сахароза, лактоза (в молоке), мальтоза (из солода – !пиво!).

Полисахариды: гликоген (в печени), крахмал.

3. Жиры

· энергия в запасе

· основа для формирования мембран и клеток

· в составе нервной системы

· в производстве гормонов, солей желчи

· содержат витамины А, Д, Е.

1) насыщенные жирные кислоты – в мясе, молоке

2) мононасыщенные, полинасыщенные – подсолнечное и оливковое масло

3) ненасыщенные жиры – в рыбе, утке и т.д.



2020-03-17 359 Обсуждений (0)
Значение сна для здоровья человека и его учебной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение сна для здоровья человека и его учебной деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)