Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как можно использовать психорегуляцию в занятиях физкультурой и спортом?



2020-03-17 255 Обсуждений (0)
Как можно использовать психорегуляцию в занятиях физкультурой и спортом? 0.00 из 5.00 0 оценок




методы РЕГУЛИРОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

Психика или сознание — свойства мозга, в основе которых лежа г высокоорганизованные нервные процессы в коре боль­ших полушарий головного мозга. Все психические процессы имеют рефлекторную природу они возникают как ответ на те или иные раздражения внешней или внутренней среды. Разли­чают психические процессы: а) связанные с познавательной деятельностыо (ощущение, восприятие, мышление, память, вни­мание и т.д.), б) выражающие отношение человека к окружаю­щим явлениям (различные виды эмоций), в) связанные с волевыми действиями (желания, стремления, полевые усилия и т.д. )

У человека, в отличие oт животных, типологические свойства высшей нервной деятельности рассматриваются с учетом спе­цифических механизмов его мозга — второй сигнальной систе­мы, т.е. словесной сигнализации У человека и животных имеется и общая система сигнализации, при которой организм воспринимает окружающее по предметам и явлениям, непосредственно воздействующим на органы чувств. Она обозначается как первая сигнальная система Исходя из общих законов работы двух сигнальных систем, были установлены типологические различия у людей (И П Павлов) для одних людей характерно преобладание эмоционально-образного мышления, для других — отвлеченного мышления, а для третьих — сочетание этих двух видов характера мышления. Физиологической основой проявления одной из трех разновидностей характера мышления служит преобладание восприятия через первую или вторую сиг­нальную систему Так, в первом случае (эмоционально-образный характер мышления) преобладает восприятие через первую сигнальную систему — это представители «художественного типа» нервной деятельности. Во втором случае (отвлеченный характер мышления) преобладает восприятие через вторую сигнальную систему — это представители «мыслительного типа» нервной деятельности. В третьем случае восприятие окружающей дейст­вительности осуществляется посредством сбалансированных сигнальных систем — это представители «среднего типа» нерв­ной деятельности

Чрезвычайная тренировка одной из сигнальных систем вследствие особых условий жизни может стать помехой для раз­вития другой сигнальной системы в силу отрицательной индук­ции на нее, т.е. проявления торможения менее тренируемой сигнальной системы. Из этого следует, что спортсмену как че­ловеку, у которого происходит интенсивная тренировка первой сигнальной системы, нужно помнить о необходимости посто­янного поддержания высокого уровня деятельности второй сиг­нальной системы. Целенаправленная высококоординированная мышечная деятельность спортсмена должна быть постоянно под контролем сознания, должна осуществляться осмысленно (фор­мирование и совершенствование двигательного навыка и дли­тельное поддержание тренированности). Нельзя считать, что спортивная нагрузка — это нагрузка только физическая Больше того, чем более глубокая и разносторонняя умственная работ совершается в процессе овладения сложным двигательным на­выком, тем более тонкие и сложные регуляторные механизмы вовлекаются в формирование динамического стереотипа двигательного акта Отсюда следует, что правильно организованный тренировочный процесс — это путь к совершенствованию регуляторных механизмов центральной нервной системы и, следо­вательно, к тренировке свойств нервных процессов.

Ощущение — отражение в сознании человека свойств внеш­них предметов и внутренних состояний организма — возникает при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие органы чувств. Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, протекающие в ана­лизаторах Ощущения, отражающие свойства предметов и явле­ний внешней среды: зрительные, слуховые, обонятельные, вку­совые, температурные, осязательные (тактильные). Ощущения, отражающие различные состояния внутренних органов мышечно-двигательные ощущения, ощущения равновесия, органиче­ские и болевые.

В частности, большую роль в спортивной деятельности иг­рают мышечно-двигательные ощущения, имеющие сложный характер, т.к. вызываются одновременным раздражением раз­личных рецепторов. Раздражение рецепторных окончаний в мышцах дает ощущение мышечного тонуса при выполнении движений. Ощущение мышечного напряжения и усилия связа­но с раздражением нервных окончаний в сухожилиях, а ощуще­ние направления, формы и быстроты движений связано с раз­дражением рецепторов суставных поверхностей.

Отражение в сознании предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы на­зывается восприятием. Восприятие всегда имеет целостный ха­рактер — явления отражаются в совокупности их свойств и ка­честв. Сложные нервные процессы в коре головного мозга, ле­жащие в основе восприятия, вызываются комплексными раз­дражителями, действующими одновременно на разные рецепто­ры. Для таких процессов характерна одновременная и согласо­ванная деятельность нескольких анализаторов.

В процессе тренировки необходимо упорно работать над формированием правильных и прочных представлений о вы­полняемых движениях, т.к. мышечно-двигательные представления часто вызывают начальные импульсы к совершению связанных с этими представлениями движений. Такие побуждения к совершению движений (идеомоторные акты), связанные с отчетливым и правильным представлением, например, вольного гимнастического упражнения (интенсивности, амплитуды, пластичности и др.), являются необходимой основой его правиль­ного и успешного выполнения. А если при выполнении упраж­нения на снаряде у спортсмена возникает представление о том, что он теряет равновесие и вот-вот упадет, это вызовет неволь­ное зачаточное движение падения в определенную сторону.

Тренируясь в совершенном выполнении тех или других физических упражнений, готовясь к успешной борьбе в спортив­ном соревновании, спортсмен руководствуется не только вос­приятием или представлением движений, но и мышлением, которое направлено на познание анатомо-физиологических закономерностей, лежащих в основе данного упражнения, на понимание складывающейся в борьбе ситуации, на разгадыва­ние тактических замыслов противника, на разработку собствен­ного тактического плана действий и т.п.

Человек, познавая мир, запоминает свои ощущения, воспри­ятия, мысли. Физиологической основой памяти являются «сле­ды» в коре головного мозга ранее протекавших там нервных процессов. Эти «следы» следует понимать как закрепление об­разовавшихся в процессе прежнего опыта временных связей между определенными нервными центрами (ассоциации). Бла­годаря этим связям нервные процессы, обеспечивающие вы­полнение какого-либо одного элемента упражнения, вызывают действие нервных процессов, связанных с выполнением сле­дующего элемента и т.д. В результате спортсмен может последо­вательно и без ошибок выполнить все упражнение в целом. Но для этого необходимо предварительно проделать большую рабо­ту по запоминанию данного материала.

При занятиях физическими упражнениями большое значе­ние имеет двигательная память, обеспечивающая точное пред­ставление о положении тела в различные моменты выполнения физического упражнения, представление о форме, управлении, амплитуде и скорости совершаемых движений. При направлен­ном и сосредоточенном (внимательном) действии движения выполняются аккуратно и четко. В состоянии крайнего утомле­ния спортсмен не способен к напряженному вниманию, не мо­жет сосредоточиться на выполнении двигательной деятельно­сти, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением усталости. Чтобы воспитать у себя устойчивость внимания, необходимую в спорте для сохра­нения ее интенсивности на высоком уровне, например в тече­ние всего времени игры в футбол, надо в процессе тренировки приучать себя к несколько более длительной спортивной работе, чем это происходит на соревновании. Сосредоточенность и внимание можно развивать, приучая себя в процессе трениро­вочных занятий к внимательному выполнению упражнений, несмотря на отвлекающее влияние различных помех (шум, при­сутствие зрителей и др.). Способность сосредоточенного внима­ния развивается в процессе занятий такими видами спорта, как стрельба, тяжелая атлетика, гребля и др. Распределенное вни­мание воспитывается во время занятий игровыми видами спор­та, боксом, фехтованием и т.п.

Все физические упражнения связаны с эмоциями, т.е. с раз­личными степенями возбуждения и успокоения, напряжения и разрядки, удовольствия и неудовольствия. Например, быстрый бег сопровождается сильным эмоциональным возбуждением. В спокойном состоянии человек не может бежать быстро. Напро­тив, спокойная ходьба, требующая плавности и ритмичности, вызывает эмоциональное состояние успокоения.

Активные (стенические) эмоции повышают работоспособ­ность организма; наблюдаются при правильной тренировке, особенно при наличии у спортсмена «спортивной формы». Благодаря им спортсмен испытывает подъем, стремление к по­беде, к преодолению препятствий, «спортивную злость». Пас­сивные (астенические) эмоции чаще всего возникают при пере­тренированности, когда спортсмен чувствует вялость, упадок сил, нежелание тренироваться и пр.

Полевые действия в спорте органически связаны с мышечной деятельностью, требующей физической силы, выносливости, быстроты, ловкости в движениях. В большинстве видов спорта полевые усилия спортсмена направлены на максимальные, а не на сниженные нервно-мышечные напряжения. Волевые усилия и спорте, как правило, отличаются очень большой скоростью реакций и сопутствующих психических процессов (восприятия, мышления, сообразительности и т.д.)

Успешность многих видов спортивной деятельности во многом зависит от точности восприятия различных условий среды, в которых эти действия выполняются. Эти специальные восприятия в практике спорта называют: «чувство воды» — у пловцов, «чувство дистанции» — у боксеров, «чувство време­ни» — у бегунов, «чувство мяча» — у футболистов и др. Напри­мер, «чувство воды» — это весьма тонкое восприятие сопротив­ления воды при совершении движений в ней. Сопротивление воды воспринимается пловцом с помощью ощущений, полу­ченных при выполнении гребковых движений. Это не только мускульно-двигательные ощущения пловца, но и ощущения давления поды и соприкосновения с ней. Эти и другие специализированные восприятия — показатели совершенства овладе­ния техникой избранного вида спорта — спортсмен может раз­вить в себе, если будет анализировать сложную структуру вос­приятия, выделять в них наиболее существенные элементы и постарается в процессе тренировки делать их более совершен­ными, точными, «обостренными».

Известно, что в различных видах спорта требуются различ­ные уровни мобилизации. Даже в одном и том же виде спорта различные действия и навыки требуют для своей реализации различных уровней активации. Исследования, в которых эф­фективность деятельности сопоставлялась с различными уров­нями активации спортсменов на протяжении дня, показали, в частности, что для любых физических усилий существует оп­тимальный уровень возбуждений. Если этот уровень превыша­ет оптимальный, то результаты спортивной деятельности ухудшаются. Перевозбуждение может ухудшить выполнение недостаточно освоенных движений или заданий, требующих точности.

В показателях активации (психологических, мышечных, фи­зиологических) существуют выраженные индивидуальные раз­личия.

Ожидание предстоящей интенсивной деятельности приводит к изменению уровня возбуждения.

Методы регулирования психоэмоционального состояния. К ме­тодам, повышающим психоэмоциональное состояние, следует отнести:

1) введение в занятие упражнений на быстроту и ловкость;

2) включение в занятие элементов спортивных игр, подвиж­ных игр, танцев;

3) музыкальное сопровождение упражнений во время раз­минки или танцевальных движений;

4) метод соревнования (эстафеты) во время проведения заня­тий;

5) приглашение болельщиков на соревнования;

6) хорошее состояние спортивной базы и инвентаря, отве­чающее санитарным нормам состояние мест занятий;

7) сознательный подбор контактов между спортсменами и тренерами, преподавателями для достижения каждым из них оптимального уровня активности;

8) поощрение за правильно, четко выполненное задание.

К методам, нормализирующим психоэмоциональное состоя­ние, следует отнести:

1) повышение общей физической подготовки, тренировка на выносливость;

2) включение ритмических и координированных движений в занятия;

3) переключение на упражнения, развивающие другие, не утомленные работой мышечные группы или двигательные каче­ства;

4) общеукрепляющие упражнения, упражнения для снятия локального мышечного напряжения, дыхательные упражнения;

5) релаксационная тренировка;

6) аутогенная тренировка;

7) «активный отдых», «производственная гимнастика», «физ­культурная пауза».

Релаксационная тренировка (по Э. Якобсону). Суть метода заключается в том, что человек принимает удобное положение, а затем ему дают почувствовать точную степень мышечного на­пряжения всего тела, различных его частей и особенно мышц головы и шеи. Сначала студенту предлагают, например, макси­мально напрячь мышцы, затем после расслабления снова на­прячь мышцы в полсилы, затем в четверть силы от максималь­ного усилия и так до тех пор, пока человек не научится напря­гать свои мышцы по желанию с любой интенсивностью. В про­цессе занятий предлагают также напрячь с различной силой

мышцы различных частей тела и даже отдельные мышцы какой-либо части тела.

Гипотеза методики расслабления Якобсона основана на том, что между мышечной системой и эмоциональным состоянием человека существует прямая зависимость. Как только достигает­ся сознательный контроль над скелетными мышцами, одновре­менно человек имеет возможность контролировать свое внутреннее эмоциональное состояние.

Аутогенная тренировки И. Шульца. Этот метод заключается в том, что человек должен сосредоточиться на функциях мышеч­ной и автономной (вегетативной) системы и на психическом состоянии. Человеку предлагают расслабиться различными спо­собами и представить мысленно потепление его отдельных частей 'юла (конечностей) или области живота. Ему также помогают научиться регулировать частоту своего пульса и дыхания и вызывать ощущения тяжести в различных частях тела путем мыслен­ного представления соответствующих зрительных образов. Метод предусматривает и другие нуги саморегуляции психических состояний через мысленное представление человеком различных эмоциональных ситуаций, абстрактных предметов и т.п.

Этот метод прошел обширную экспериментальную проверку с объективной регистрацией изменений психофизиологических процессов, происходящих в организме. Так, было обнаружено, что представление тепла в конечностях действительно вызывает их потепление, что частоту пульса можно научиться произволь­но менять так же, как и существенно влиять на дыхательную систему.

Установлено, что значительные изменения могут происхо­дить и в величине электрических потенциалов головного мозга.

Цель работы — ознакомиться с простейшими методами ре­гулирования психоэмоционального состояния при занятиях физическими упражнениями и спортом.

В результате усвоения данной темы студенты должны:

знать методы, повышающие и нормализующие психоэмо­циональное состояние человека, занимающегося физическими упражнениями;

уметь применять освоенные методики регулирования психо­эмоционального состояния организма в практике занятий фи­зическими упражнениями и спортом.

Ход работы. После предварительного изучения рекомендуе­мой литературы, объяснения и показа приемов, способов вы­полнения физических упражнений и двигательных действий для достижения результатов изучаемых методов студенты практиче­ски при взаимоконтроле воспроизводят тематическое задание под наблюдением преподавателя.



2020-03-17 255 Обсуждений (0)
Как можно использовать психорегуляцию в занятиях физкультурой и спортом? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как можно использовать психорегуляцию в занятиях физкультурой и спортом?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)