Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах



2020-03-17 365 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах 0.00 из 5.00 0 оценок




Системы налогообложения в экономически развитых странах, на первый взгляд, не отличаются от принятой в России системы налогообложения. Сопоставление ставок возможно, но не показательно, так как по отдельным ставкам налоги выше, по другим - ниже. Приведённые ниже расчёты и цифровая информация всего параграфа основаны на статистической информации Е. Егоровой и Ю. Петрова [23, с. 9].

Совокупная (эффективная) ставка налогообложения для законопослушных плательщиков определяется на всех фазах движения денег от покупателя товаров на рынке до их выплаты работникам. Ставка различна для разных элементов добавленной стоимости, связанных с амортизацией, материальными затратами, экзогенными налогами (налогами-факторами, взимаемыми независимо от дохода), заработной платой, дивидендами, прибылью, в том числе направляемой на пополнение оборотных фондов, со всеми налогами, платежами и начислениями. Соответственно, возникает необходимость расчёта эффективных ставок в сопоставимых условиях.

В России и в зарубежных странах взимаются следующие основные налоги и платежи:

- налоги на доходы граждан и корпораций;

- отчисления на социальные нужды;

- налоги на имущество;

- налоги на товары и услуги;

- прочие налоги, сборы и пошлины.

Приведённые в таблице 1.2. данные показывают, что не может быть универсальной налоговой системы. В любом случае в каждой стране учитываются специфические политические, социально-экономические, психологические, а также территориальные условия. Кроме этого, при расчёте авторами не учитывались акцизы, таможенные пошлины (в отдельных странах они имеют значительный процент в бюджетных поступлениях), налоги на экспорт и импорт, экологические и ресурсные платежи, налоги на дарения и наследство.

Особенности расчёта налога на прибыль в России состоят в следующем:

- в составе доходов не учитываются прибыль от долевого участия в других предприятиях и полученные дивиденды, которые облагаются налогом по другой ставке (15 %);

- в структуре издержек производства учитываются налоги и сборы, отсутствующие в большинстве государств (транспортный налог и сбор на нужды образовательных учреждений по ставке 1 % от выплаченного заработка), местные сборы на содержание правоохранительных органов, налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Таблица 1.2. Ставки основных налогов в различных странах

(%)

Страна Налог на имущество Налог на прибыль Промысло­вый налог НДС Социальные наниматели платежи работники
Гонконг(1993) 1,5 17,5 - - 15,0 -
США (1992) 5,0 34,0 - 4,0 18,5 17,2
Испания - 35,5 - 12,0 35,0 6,0
Швеция - 30,0 - 23,5 39,0 -
Норвегия 0,3 23,0 - 20,0 10,0 7,8
Франция - 37,0 - 18,6 38,0 9,0
Австрия 1,5 30,0 13,5 20,0 16,5 15,1
Бельгия - 39,0 - 19,0 24,8 12,5
Италия - 36,0 - 19,0 50,0 8,6
Греция 1,5 46,0 - 16,0 23,0 14,5
Германия 1,3 50,0 18,0 14,0 18,6 22,7
Финляндия 1,5 25,0 - 22,0 28,2 7,3
Польша (1994) - 40,0 - 22,0 49,0 -
Россия (1994) 2,0 35,0 - 23,0 41,0 1,0
Россия (1996) 2,0 35,0 -   20,0 40.5 1,0

Источник: [23, с.10].

Промысловые налоги взимаются в некоторых зарубежных странах местными органами власти, увеличивая издержки производства.

При классической системе дивиденды не вычитаются из облагаемого дохода распределяющей корпорации и вторично облагаются, поступив акционерам.

При системе приписаний корпорационный подоходный налог, начисленный на распределяемые дивиденды, плюсуется полностью или частично к их сумме как возвращаемый кредит и при определении окончательных налоговых обязательств акционера на сумму "дивиденд + кредит" вычитается. Таким образом, при классической системе дивиденды облагаются дважды, при системе полных приписаний - один раз. Применение этих систем часто дополняется льготой участия, когда из облагаемого дохода корпорации вычитаются от 85 до 100 % дивидендов от постоянного и существенного (от 0 до 51 %, чаще 10-25 %) участия в капитале другой корпорации, а удержанный у источника из этих дивидендов налог вычитается из налоговых обязательств по подоходному налогу, что позволяет избежать двойного налогообложения дивидендов [23, с.19].

В России полученные дивиденды и доходы от долевого участия, выплаченные юридическим лицам, облагаются удерживаемым у источника налогом в размере 15%, поэтому российская система налогообложения ближе к неполной классической системе, когда дивиденды вторично облагаются в руках акционера.

Во всех странах анализируемой совокупности наниматели и работники обязаны уплачивать взносы на социальную защиту, которые увеличивают издержки производства нанимающей корпорации. В обязательные отчисления входят взносы на страхование от временной нетрудоспособности, безработицы, пенсионные взносы и взносы на медицинское обслуживание. В среднем их общая ставка по Западной Европе составляет 31 %, в том числе нанимателя 21,9%, работника - 9,1 %. В ряде стран значительная часть социальных платежей перекладывается на работников, в отличии от России (1 %), в США - 17,2 %, Австрия 15,1 %, Франция - 9 % [23, с.12]. Начисления на оплату труда в России с учётом транспортного налога (отменён с октября 1997 года) и сбора на нужды образовательных учреждений составляют 40,5 % выплаченного заработка, что значительно выше среднеевропейского уровня.

Налог на недвижимое имущество взимается в Германии, США, Финляндии. Налогооблагаемая база - рыночная стоимость недвижимого имущества на начало года, из которой делаются фиксированные вычеты, позволяющие малым предприятиям избежать налога или значительно снизить его. Базой налога на имущество российского предприятия являются основные средства и нематериальные активы (по остаточной стоимости), незавершенное производство (на момент расчётов по 1994 года - сейчас отменена эта статья), запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Ставка налога устанавливается местными органами власти и не может превышать 2%, как правило, она устанавливается по максимуму. Изначально, были предоставлены льготы для малых предприятий - освобождение в первый год функционирования от налога на имущество.

Налоговые льготы в основном направлены на стимулирование инвестиций. Первый и основной тип льгот - увеличение амортизационных отчислений, уменьшающих облагаемый доход корпорации (к сожаление не достаточно эффективен для предприятий, использующих ручной труд, где нет фондоемких производств - применительно к предприятиям малого бизнеса). Второй - полное или частичное вычитание из облагаемого дохода затрат на инвестиции, а также создание инвестиционных резервов, налогообложение которых откладывается. Третий тип льгот - введения налоговых каникул или снижение налоговых ставок для предприятий развивающихся отраслей и регионов, а также для новых корпораций, малых предприятий, холдинговых и оффшорных компаний. Четвёртый тип - относительно распределяемых дивидендов, в частности, применение системы приписаний и льготного участия.

Наряду с уклонением от уплаты налогов, наличие льгот приводит к заметному расхождению между отношением налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту (ВВП) и эффективной ставкой налогов и платежей.

Статистические данные по зарубежным странам за 1988 год показывают, что относительные показатели по зарубежным странам за последние 5-7 лет изменились в пределах 1-2 пунктов, характеризуя тем самым стабильность налоговой политики.

Отношение налоговых поступлений к ВВП по анализируемым зарубежным странам колеблется от 28,9 % в США до 55,3 в Швеции, в среднем по Западной Европе - 39,9 %. Отношение налоговых поступлений к ВВП в России оценивается в 36,2 % в 1992 году и 31,6 % в 1993 [23, с.12].

По всем развитым странам произошел сдвиг в сторону увеличения подоходного налога и взносов в фонды социального страхования. Общепринятое деление налогов на прямые и косвенные подразумевает, с одной стороны, обложение доходов, а с другой - расходов. Граница между ними условна и зависит от возможностей переложения этих налогов. Изменения в налоговой структуре обусловлены тем, что из-за прогрессии в налогообложении экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не косвенных налогов. Основной налоговой проблемой является поиск дальнейшего увеличения налогового изъятия государством национального дохода.

Сравнение ставок отдельных налогов и платежей не даёт представления о тяжести общего налогового бремени в различных странах и не позволяет оценить влияния системы налогов и платежей на хозяйственную активность населения.

Эффективная ставка налогов выражает отношение общей суммы налогов и платежей, внесённых предприятием, к добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг. Эффективная ставка показывает, какая часть добавленной стоимости изымается в государственный бюджет и внебюджетные фонды. Для наиболее общей оценки налогового бремени целесообразно определять эффективную ставку для средних условий производства при отсутствии льгот и повышенных изъятий дохода.

Таким образом, статистическая модель оценки эффективной ставки на уровне предприятия основана на следующих предположениях: отсутствие налоговых льгот, нарушений по налогам и платежам, повышенных налогов и платежей по специфическим видам деятельности и товаров, например акцизов и добавочных налогов на продажу, экспорт и импорт, НДС по повышенным ставкам, отсутствие внешнеэкономической деятельности, отсутствие доходов, распределение всей прибыли в виде дивидендов, отсутствие дебиторской и кредиторской задолженности, равномерное распределение заработка между работниками.

Итоговые показатели модели оценки эффективной ставки налогообложения характеризуют налоговое бремя и чистый доход работников, предприятия и соответственно собственников: эффективная ставка налогообложения (доля налогов в добавленной стоимости); доля налогов в валовой выручке, то есть в выручке с учётом НДС и спецналога; доля чистой заработной платы (за вычетом внесённых налогов и платежей) в добавленной стоимости; доля амортизации в добавленной стоимости; доля чистых дивидендов (без внесённых налогов) в добавленной стоимости.

Зарубежные исследования показывают, что изъятие у производителей более 30 - 40 % добавленной стоимости делает невыгодными инвестиции в расширение производства - ситуация "налоговой ловушки". Результаты расчетов эффективной ставки, исходя из проведённого вышеназванными авторами анализа, показывают, что самой низкой она оказалось в Гонконге, самой высокой в России - 58,9 %, то есть выше уровня "налоговой ловушки" и даже отмена спецналога не позволила её избежать.

Бремя налогов в России значительно тяжелее, чем в зарубежных странах, и намного выше уровня "налоговой ловушки". Степень налогообложения различных факторов (амортизации, заработной платы и прибыли) также выше, чем в этих странах.

Предприятия малого бизнеса стараются не приобретать основных средств (в данном случае не платится налог на имущество), не начисляют заработную плату в полном объёме (выдают через "чёрную кассу" и на работающих данное укрывательство не отражается), всеми доступными способами завышают издержки производства независимо от вида производственно-хозяйственной деятельности, что в свою очередь, сказывается на недополучении органами власти денежных средств в бюджет, порождает порочную систему сокрытия на законных основаниях налогов.

Анализ налоговой статистики показал, что основными отличительными особенностями структуры налоговых поступлений в России по сравнению с большинством зарубежных стран являются:

- высокая суммарная доля налогов на прибыль предприятий и подоходного налога с населения;

- поступления подавляющей части (около 80 %) прямых налогов, в основном налога на прибыль;

- высокая доля НДС в поступлениях налогов на товары и услуги;

- очень низкая доля поступлений в социальные фонды за счёт индивидуальных доходов населения.

Проведённые расчёты эффективной ставки налогов и платежей показывают, что общее бремя налогов в России оценивается в 57-60%, что на 15-16 пунктов выше, чем в анализируемых зарубежных странах, и намного выше уровня "налоговой ловушки", когда инвестирование в развитие производства уже невыгодно. Тем не менее, более низкие ставки налогов в рассматриваемых странах не снижают, а, наоборот, стимулируют развитие производства, сферы услуг, социальной инфраструктуры, обеспечивая достойный образ жизни граждан, что подтверждается соответствующими социально-экономическими показателями.

При всей множественности налогообложения правительства развитых государств стремятся к минимизации налогов, оптимизации их. Опыт западноевропейских государств вполне применим в современных условиях к России, если его не слепо копировать, а использовать в соответствии с конкретными специфическими особенностями экономики Российской Федерации.

Налоговая реформа, начавшаяся в 1992 году, изменила финансовые отношения между государством, предприятиями и гражданами. Однако до сих пор не удаётся добиться устойчивого поступления доходов в бюджет, социальные фонды, обеспечить государственную поддержку притоку инвестиций и росту экспорта (кроме сырьевых ресурсов). Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- ставка налога на прибыль и на дивиденды находится на том же уровне, что и в большинстве развитых стран;

- ставка НДС выше, чем в среднем по Европе, на 3 пункта;

- суммарная ставка начислений на оплату труда выше среднего на 10 пунктов, в основном за счёт большей ставки отчислений в Пенсионный фонд РФ (в настоящее время в принятом положении о порядке начислений пенсионных взносов, все получаемые средства на предприятии в качестве оплаты труда, за редким исключением, подлежат обложению, таким образом реально ещё больше увеличивается сумма, выплачиваемая предприятием);

- существуют платежи, отсутствующие в других странах (налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, отчисления в дорожный фонд, занимающие в настоящее время значительную часть всех налоговых отчислений, к тому же его начисление не зависит от финансовых результатов - в проекте Налогового кодекса планируется отмена указанных налогов, но введение нового - на содержание инфраструктуры).

В целом, изучив зарубежный опыт по налогообложению и проведя сравнительный анализ, можно предложить для российских законопроектов, не изменяя налоговой политики существующей в настоящее время, следующее:

- вместо налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, отчислений в дорожный фонд, ввести налог на содержание инфраструктуры при ставке не более 1-3 % в зависимости от видов деятельности при налогооблагаемой базе - выручке (для торговли как разница в цене продаваемого и приобретаемого товара);

- снизить ставки налога на добавленную стоимость до 15-18%, можно дифференцированно по видам деятельности, отдельно по предприятиям малого бизнеса;

- определить суммарные отчисления в социальные фонды от фонда оплаты труда до 30-35 % с перенесением незначительного процента на работников предприятия;

- обязать платить налог на прибыль все предприятия независимо от вида деятельности, формы собственности и т.п., но по дифференцированным ставкам в зависимости от вида производственно-хозяйственной деятельности и от продолжительности во времени функционирования предприятия и суммы полученного дохода с максимальной ставкой до 35 % ;

- распределить налоговые льготы равномерно с целью сохранение баланса поступлений налоговых платежей;

- увеличить акциз на отдельные продукты питания и предметы роскоши;

- разработать и внедрить более существенные льготы предприятиям малого бизнеса, поскольку формирование и развитие малых предприятий в будущем существенно увеличит налогооблагаемую базу при внешней и внутренней стабильности страны.

 

Даже при детальной разработанности системы налогообложения в западных странах среди предпринимателей имеет место своеобразное отрицание её эффективности, поскольку:

- современные налоговые системы сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов, что порождает различные способы уклонения от налогов;

- личное подоходное обложение характеризуется несправедливостью распределения налогового бремени, состоящей в том, что нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем обложения;

- высокие маржинальные ставки отрицательно сказываются на процессе принятия экономических решений, в результате налогоплательщики начинают тяготеть к "теневому" бизнесу;

- налогообложение компании стимулирует их инвестиции и перестройку не по экономическим, а по налоговым причинам, что отрицательно сказывается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов.

Размер налоговых платежей зависит от решений в отдельных сферах производственного и социального планирования. Уже на стадии поиска решений должны учитываться их возможные последствия с позиции выгоды или ущерба, налогового бремени. Предприятие стремится к достижению экономических параметров, которые ведут к оптимальному налогообложению. Выбор варианта экономического поведения предприятия по налоговым соображениям ограничивается лишь законодательным запретом злоупотреблений.

В обществе усилиями органов власти, экономической науки и практикой за долгие годы создано негативное отношение к налогам. Поэтому любое решение в этой области сейчас приходится принимать в учётом возможных социальных и политических последствий.

Разумное сочетание прямых и косвенных налогов, применение льгот позволит создавать и совершенствовать экономическую мощь России и заинтересовывать предпринимателей развивать производство и вкладывать средства в своей стране.

При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству - налогообложения, кредитования, инвестирования, государство выделяет различные варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности, рационально обосновывать распределение между государством и населением затрат на содержание малоимущих, социально незащищённых слоев населения, соблюдать принципы социальной справедливости.

 



2020-03-17 365 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)