Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимосвязь налогообложения предприятий малого бизнеса с социальными аспектами жизнедеятельности



2020-03-17 321 Обсуждений (0)
Взаимосвязь налогообложения предприятий малого бизнеса с социальными аспектами жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная сфера, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, охватывает многие стороны человеческого бытия. Ключевым моментом её развития является повышение жизненного уровня людей. При обосновании перспектив социального развития и повышения народного благосостояния следует исходить из приоритета социальных процессов в общественном воспроизводстве. Центр тяжести переносится с достижения целевых показателей доходов, потребления, обеспеченности теми или иными благами на создание адекватных современному этапу социальных механизмов общественного воспроизводства. Переориентация социальной политики с обеспечения определённого уровня благосостояния на выполнение конструктивных воспроизводственных функций усиливает социальную направленность развития производства. Данная тактика позволяет поставить уровень и динамику благосостояния и объёма потребительских ресурсов в зависимость от утверждения принципов распределения, социальной справедливости, создание лучших возможностей для развития и реализации способностей личности. Ключевой проблемой социального развития в этой связи является обеспечение ориентации всех структурных звеньев системы управления экономикой на приоритет социальных критериев эффективности.

Система хозяйствования и соответствующая экономическая политика, способствующие процессу развития предпринимательской деятельности и создающие тем самым дополнительные рабочие места, ведут к увеличению производства и соответственно к более высоким доходам, повышению уровня потребления. В идеальном случае вследствии полной занятости, стабильности цен для каждого желающего и способного работать создаются условия, которые позволяют ему на основе своих дифференцированных доходов, зависящих от производительности, удовлетворять потребности, а также заботиться старости. Малообеспеченным и социально незащищённым группам, которые не в состоянии получать самостоятельно доход, необходима поддержка и помощь общества, в том числе со стороны государственных структур. Социально ориентированное общество несёт ответственность за более слабых своих представителей.

Социальная политика государства предполагает выравнивание и перераспределение индивидуального дохода по отношению к среднему уровню доходов населения через систему налогообложения как предприятий, занимающихся производственно-хозяйственной деятельностью и формирующих социально-экономическую инфраструктуру, так и физических лиц, работающих на данных предприятиях. Это выражается в предоставлении предприятиям малого бизнеса налоговых льгот, что в какой-то мере выражает обратную связь во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками, смягчает социальное неравенство.

В частности, в современных условиях при исчислении налога на прибыль, когда облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы, а также финансирование капитальных вложений в порядке долевого участия. Таким образом, предприятия могут осуществлять строительство жилья собственными силами или в порядке долевого участия для своих сотрудников, если у них достаточно денежных средств, остающихся после уплаты всех налогов и распределения прибыли. Хотя в недавнем прошлом доля потребностей работников в жилье удовлетворялась за счёт государственного финансирования, и сейчас предприятия производят отчисления в бюджет по налогу на жилищное строительство, но жильё можно приобрести только за счёт собственных заработанных средств или кредитов банка, займов организации.

Социальная направленность налогообложения предприятий малого бизнеса проявляется в том, что разрешается уменьшать налогооблагаемую прибыль в случае использования финансовых средств на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление культурного наследия, содержание учреждений здравоохранения, образования и просвещения, детских дошкольных, спортивных и прочих учреждений.

Возможно осуществлять страхование жизни своих сотрудников, поскольку государство предоставляет льготу по налогу на прибыль в случае направления страховщиками на пополнение страховых резервов по страхованию жизни в пределах процентов, предусмотренными страховщиками в структуре тарифной ставки, компенсировать стоимость лечебных, санаторно-курортных путёвок за счёт средств социального страхования.

Кроме того, социальная функция налогов проявляется в использовании труда инвалидов как малообеспеченной и обделённой категории населения, при этом ставки налога на прибыль предпринимателя понижаются на 50 %, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 %.

Предприятия малого бизнеса, соответствующие определённым критериям, в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль, если они осуществляют производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения - основные социально-экономические направления производственно-хозяйственной деятельности любого общества.

Особые условия создаются для предприятий, которые ведут строительные и ремонтные работы, оказывают консультационные услуги на весь период осуществления целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, содержание центров профессиональной переподготовки военнослужащих.

Льготные условия налогообложения применяются для учебных предприятий образовательных учреждений: льгота по налогу на добавленную стоимость для производимых товаров в том случае, если получаемый доход направляется в данное образовательное учреждение на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса. Для восстановления и развития научной деятельности льготируются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счёт средств бюджета или выполняемые учреждениями образования на основе хозяйственных договоров.

При определении уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются от перечисления налога (а тем самым уменьшается косвенный налог, уплачиваемый населением) услуги городского пассажирского транспорта, квартирная плата, стоимость жилых домов, дачно-строительных кооперативов и других объектов социального назначения.

Государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для инвестиционного процесса (через участие свободными материальными и денежными средствами в уставной деятельности других предприятий), для капиталовложений, заинтересовывая предприятия распределять средства не в фонд потребления, а в фонд накопления и развития производства других видов деятельности, создавая мини-инфраструктуру для своего предприятия. Особое внимание уделяется иностранным инвестициям - освобождение от налога на прибыль в первый и второй год прибыльной работы предприятия.

Помимо налоговых льгот, представляемых государством предприятиям малого бизнеса (по последним прогнозам рассматривается вопрос о снятии всех льгот вообще), комитет торгово-промышленной палаты по вопросам социальной политики основательно занимается экспертизой и сертификацией предпринимательских социальных проектов. Кроме того, предприятиям, занимающимся предпринимательской деятельностью, под создание и в дальнейшем расширение базы рабочих мест выдаются значительные денежные средства на принципах возвратности длительностью до трёх и более лет при предоставлении программы перспективного развития эффективного вложения финансовых ресурсов.

Государство обязывает предприятие осуществлять налоговые платежи во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, центр занятости, социальное страхование работников малого бизнеса, медицинского страхования), строго контролирует их начисления и перечисления. Причём, если предприятие осуществляет страховые взносы в негосударственные пенсионные и страховые фонды, то перечисления формируются за счёт чистой прибыли предприятия, а не относятся на себестоимость как при государственных платежах. Уровень жизни населения определяют не номинальные, а реальные денежные доходы, объём которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размеров дотирования и т.п. С помощью налогов уменьшаются полученные трудящимися денежные доходы, соответственно уменьшая их реальные доходы. Но государство обязано гарантировать, что финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферы культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, используются на дотации и компенсационные выплаты, тем самым увеличивая рост реальных доходов населения.

Предприятие при выплате заработной платы удерживает с работающего подоходный налог по дифференцированной шкале, в данном случае никаких социальных льгот государством не предусмотрено. Начиная с 1990 года в нашей стране применяется прогрессивная шкала подоходного налога, которая строится с таким расчётом, чтобы предотвратить естественное для большей части населения стремление к наращиванию своих доходов более быстрыми темпами по сравнению с ростом производительности труда и повышением его качественного уровня.

Острым остаётся вопрос распределения собираемых налогов между федеральным и местным бюджетом при решении социальных проблем на региональном уровне.

Обостряется проблема недоимки, поэтому государство помимо контролирующего органа - налоговой инспекции, создаёт карающий - налоговую полицию, собирающий - Федеральное казначейство, а содержание данных служб осуществляется за счёт налогоплательщиков.

С учётом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что основной путь к решению постоянно напоминающих о себе социальных проблем проходит через стабилизацию экономики, подъём производства, что должно повлечь за собой постепенное повышение жизненного уровня населения, рост его благосостояния, хотя в настоящее время социальные аспекты жизнедеятельности трудящегося зависят от собственных заработанных средств и финансовых возможностей предприятия, на котором он работает.

Государство в рамках проводимой социальной политики предоставляет предприятию ряд налоговых льгот и освобождений. Руководитель предприятия малого бизнеса как посредник между государственными службами и работниками осуществляет социальную политику внутри предприятия.

Основным стимулом работающего является оплата труда, которая зависит от многих социально-экономических факторов внутри предприятия.

Предприятия, имеющие прибыль и создаваемые в связи с этим фонды потребления, стараются компенсировать своим сотрудникам сложные условия труда, не считая заработной платы, материальными, в том числе жилищными благами. С целью экономического стимулирования производственно-хозяйственной деятельности предприятие не может постоянно повышать оплату труда работнику (что противоречит одному из принципов оплаты труда) поскольку общий налог на фонд оплаты труда составляет 40,5 %, и только с 1996 года отменён налог с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной. На данном этапе предприятия стараются компенсировать низкую оплату труда всевозможными материальными и социальными благами за счёт зарабатываемых денежных средств.

Платёжеспособность большинства населения зависит от оплаты труда, базовые размеры которой определены по-старому, когда часть заработанных средств аккумулировалось на содержание инфраструктуры, при этом налоговое бремя тем не менее не снижается. От уровня оплаты труда зависит и уровень потребления и поступление налогов через косвенное налогообложение. К тому же из заработанных средств, причитающихся отдельному сотруднику, кроме общего налога на оплату труда предприятие обязано удержать подоходный налог. Инструкция "О подоходном налоге с физических лиц" определяет состав совокупного дохода, который состоит из суммы материальных и социальных благ, представляемых предприятием (в том числе оплата коммунально-бытовых услуг, питания, путевок, приобретение автомобилей в личное пользование, бесплатный проезд во время отпуска, финансирование оздоровительных и спортивных мероприятий, частично лечение и другие благоприятные для жизнедеятельности человека условия), а также различные компенсационные выплаты.

Привлекая к обеспечению населения жильём в рамках общегосударственной программы по строительству жилья, не облагаются подоходным налогом суммы, направленные из личных доходов на новое строительство или приобретение жилого дома, квартиры, а также дачи, садового домика. Воспользоваться этой льготой возможно только один раз.

Предприятие малого бизнеса для материальной заинтересованности работника или материального поощрения может предоставить займ на определённое количество времени, но государство в данном случае не разрешает предприятию предоставление безвозмездного займа, а только с процентом не менее процентной ставки за кредит Центрального банка.

Приобретение материальных ценностей (автомобиль, мебель и другие товары народного потребления) в собственность работающего на предприятии облагаются дважды: в первом случае с сотрудника удерживается подоходный налог (в случае безвозмездной передачи), а предприятием уплачиваются все налоги как при реализации товара без каких-либо льгот. Государство не разрешает продавать товар ниже себестоимости или без определённой наценки, для того, чтобы предприятие увеличивало налогооблагаемую базу.

Оплата культурных, спортивных мероприятий осуществляется по вышеуказанной схеме притом, что предприятие финансирует их с чистой прибыли, с которой ранее выплачены все причитающиеся налоги.

Проводить социальную политику на предприятиях в современных условиях достаточно сложно.

Таким образом, если государство в основном полностью перекладывает на предпринимателей заботу о своём существовании и существовании наёмных работников, в целях социальной справедливости необходимо корректировать систему налогообложения и предоставления больших возможностей в осуществлении социальной политики за счёт средств, поступающих во внебюджетные фонды.

 



2020-03-17 321 Обсуждений (0)
Взаимосвязь налогообложения предприятий малого бизнеса с социальными аспектами жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимосвязь налогообложения предприятий малого бизнеса с социальными аспектами жизнедеятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)