Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стратегия усиления стимулирующей функции налогообложения в развитии малого предпринимательства



2020-03-17 292 Обсуждений (0)
Стратегия усиления стимулирующей функции налогообложения в развитии малого предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок




В последние годы предпринимались попытки активизировать развитие и функционирование малого бизнеса. В их основе стратегия полной экономической свободы, ориентации на социальной рыночное хозяйство, расширение спектра однотипных товаропроизводителей с целью повышения их конкурентоспособности, усиление регулирующего воздействия государства на становление малых форм хозяйствования. Однако предпринятое нами исследование показало, что практически все без исключения организационно-структурные компоненты стратегии развития малого предпринимательства имеют тенденции к торможению в связи со слабой теоретической и методической основой налоговой политики. В этой связи среди учёных и специалистов существует убеждение в необходимости построения новой концепции налоговой реформы, изменения принципов налогообложения и учёта экономических последствий их применения, установления оптимальных ставок налогообложения. Вместе с тем, предлагаемые решения касаются только формирования общих подходов к трансформации системы налогообложения в условиях рыночной экономики, действующие условия предпринимательства практически не учитываются:

- движущий мотив деятельности предпринимателя, заключающийся в извлечении дохода из производственных, экономических и финансовых операций;

- самостоятельность в действиях; использование имущества, определение производственной программы, выбор поставщиков и потребителей, формирования цен, распоряжения доходами после уплаты налогов;

- экономическая ответственность за результаты хозяйствования, включая своевременность уплаты налогов;

- принципы и механизм государственной поддержки малого предпринимательства, включая льготное налогообложение.

Кроме того, предлагаемые стратегии развития малого предпринимательства не в полной мере учитывают особенности современного периода и условия формирования социальной рыночной экономики.

Весь исторический опыт текущего столетия показывает - экономический строй имеет тем больший успех, чем больше государство сдерживает себя в расходах и чем большую свободу оно даёт каждому в отдельности. Социальное рыночное хозяйство выражается в осуществлении равенства шансов, гарантирования собственности для обеспечения благосостояния и социального прогресса.

В свою очередь, целесообразность государственной поддержки малого предпринимательства состоит в том, что оно обеспечивает быстрое наполнение рынка товаров и услуг, благодаря массовой самодеятельности людей.

В системе государственной поддержки развития   малого предпринимательства необходимо постепенно усиливать следующие основные направления:

- экономические (предоставление налоговых, ценовых, кредитных, лизинговых льгот, дотаций);

- социальные (гарантии социальной защищённости, исключение экспроприации, национализации);

- юридические, обеспечивающие защиту предпринимателей;

- идеологическая поддержка, с помощью которой необходимо преодолеть негативный образ "вора", "спекулянта", формировавшийся нашей пропагандой в прошлые годы;

- обеспечения равного доступа к информации;

- координация и помощь в подготовке кадров, в том числе специалистов по маркетингу, менеджменту.

При этом важно установить материальную ответственность работников правоохранительных органов за причинение их неправомерными действиями материального и морального ущерба предприятиям малого бизнеса, включая упущенную выгоду. Такая ответственность не предусмотрена ни одним из принятых законов о милиции, органах безопасности, основах предпринимательства в стране.

Рационализация системы налогообложения малых форм предпринимательства должна учитывать то обстоятельство, что практически при любой организационно-правовой форме предприятие несёт имущественную ответственность всем своим имущество, тогда как его участники - в пределах своих вкладов, также являющихся имуществом предприятия.

Особенно важно, чтобы имущественная ответственность была более полно отражена в законах РФ по налогообложению в связи с тем, что по имеющимся данным около 60 % с опозданием рассчитываются с полученными кредитами, с взаимными расчётами между партнёрами - 50 %. Как следствие, 80 % возвращали денежные средства при помощи правоохранительных органов, друзей, криминальных структур.

В состав программного обеспечения оптимизации налоговой системы и стимулирования развития предпринимательской деятельности должны входить меры органов государственного и территориального управления, реализуемые в определённой последовательности. По мнению автора, в числе этих мер моглибы быть предложены следующие:

- обеспечить стабильность налогового законодательства, закрепить недопустимость любых изменений в налоговой системе в течении хозяйственного года, установить трёхлетний мораторий на внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;

- существенно упростить налоговое законодательство;

- устранить имеющуюся дискриминацию и дифференциацию налогоплательщиков в зависимости от форм собственности;

- скорректировать действующее положение, разрешающее субъектам Федерации и органам местного самоуправления вводить свои налоги без ограничений, в сумме не превышающие 5 % чистой прибыли;

- усилить целенаправленность налоговой системы - в условиях спада производства важно определить привилегированное положение предприятий реально увеличивающих объёмы производства, оказываемых услуг;

- обеспечить стимулирование малого бизнеса, при этом отказаться от льгот малым предприятиям, действующим в сферах торговли и посредничества, но предоставить равные льготы всем предприятиям малого бизнеса, которые занимаются любыми видами производственной деятельности;

- придать действенный и конкретный характер налоговым льготам - вновь созданным предприятиям необходимо предоставлять льготы с момента получения первой прибыли, а не с момента регистрации;

- отказаться от авансовых платежей, поскольку отвлекаются значительные финансовые ресурсы из оборота;

- освободить полностью от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемые на развитие производства, содержание объектов социальной сферы.

Известно, что для того чтобы выработать эффективную стратегию необходимо провести комплексную самооценку состояния объекта исследования и анализа. Тем самым предприниматели проводят самооценку степени своего понимания системы налогообложения вообще и, в частности, её влияния на развитие малого предпринимательства.

Проводить эффективную стратегию развития малого предпринимательства означает использование значимых компонентов, способствующих процессам его преобразования и влияния на ход социально-экономического развития. Среди таких компонентов выделяются социальные функции налогообложения и социальная направленность развития малого предпринимательства.

Необходимость разработки мер преобразования налоговой политики в условиях формирования социальной стратегии развития малого предпринимательства обусловлена тем, что последняя учитывает приоритеты развития общества, человека, различных сфер его жизнеобеспечения. С одной стороны, происходит ранжирование целей, задач, ресурсов, путей достижения целей, с другой, предполагается видоизменение внешней по отношению к малому предпринимательству сферы: экономической, социальной, политической, организационной, финансовой, правовой, социально-психологической.

В период перехода к рынку выбор социальной стратегии становится актуальным для фирм и предприятий. Причём, одни стараются избавляться от социальных расходов, другие, наоборот, считают их целесообразными и участвуют в благотворительности.

Если принять во внимание, что при разработке социальной стратегии необходимо выявлять возникающие социальные противоречия, прогнозировать их развитие, искать пути их разрешения, то можно установить, что адаптация людей к рыночным условиям хозяйствования является достаточно длительным процессом. А для выбора социальной направленности налоговой политики нужен социальный мониторинг количественных и качественных параметров, включая показатели уровня и качества жизни, здоровья населения, экономической активности (соотношение занятых в различных секторах экономики, уровень занятости и безработицы, самозанятость, миграция населения и её причины), социальной напряжённости (участие в политических мероприятиях, динамику уровня преступности), развития социальной сферы, уровень социального обеспечения и т.д.

Наличие подобных социальных оценок развития общества и стимулирования развития малого предпринимательства как средства повышения деловой активности населения предполагает процедуры преобразования налоговой политики:

- определение соотношения бюджетных и внебюджетных средств;

- разграничение области применения прямых и косвенных методов стимулирования;

- разработка социальной программы действий (структурной ориентации малого бизнеса на производство ради потребления, жилищного строительства, здравоохранения, образования и т.п.);

- регулирование доходов и цен (приближение минимального дохода прожиточному минимуму, стабилизация темпов роста доходов населения в целом, социальная защита малоимущих).

Тем не менее, можно утверждать что, экономические и социальные основы, заложенные в действующей системе налогообложения, бесспорно, способствуют рационализации и оптимизации налогообложения и усилению стимулирующей функции налогов в развитии малого предпринимательства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход в России к новой экономической системе, основанной на рыночных отношениях, вызвал объективную необходимость развития наряду с традиционными формами организации производственной деятельности и малых форм предпринимательства, которые динамично реагируют на конъюнктуру товарного рынка, активизируют структурную перестройку отраслей, создают новые рабочие места. Развитие малого предпринимательства способствует формированию среднего класса, расширяет социальную базу для осуществления коренных преобразований в стране.

Важным аспектом формирования и развития предпринимательской деятельности на современном этапе является реформирование налоговой системы.

Противоречия и негативные явления в проведении экономических реформ учёные, специалисты, предприниматели связывают со слабой научно-методической базой налогообложения. Как следствие, предлагаются различные концепции повышения роли налогообложения в социально-экономическом развитии, когда налоги призваны обеспечивать не только фискальные, но и экономические и социальные аспекты жизнедеятельности людей.

Необходимость реформирования сложившейся в настоящее время налоговой системы России представляется очевидной. Однако, принимая во внимание, что основные налоги (НДС, налог на прибыль предприятий, ресурсные налоги), формирующие российскую налоговую систему, в большей степени выполняют свою основную функцию, что такие налоги апробированы как в развитых, так и развивающихся странах и различных экономических режимах, а также учитывая определённую адаптированность налогоплательщиков и налоговых органов к этим налогам, предлагается не кардинальное изменение действующей налоговой системы, а её эволюционное преобразование, устранение имеющихся недостатков, ликвидации перекосов внутри налоговой системы. Анализ показывает, что высокий удельный вес изымаемых средств не позволяет производителю работать эффективнее, расширять выпуск продукции, наращивать доходы и вкладывать их в развитие производства, направлять на улучшение социальной инфраструктуры общества. Значительная часть налогов переносится на себестоимость, тем самым увеличивая цену товара, что затрудняет его сбыт и уменьшает прибыль предприятия, одновременно снижая возможность реализации продукции в условиях конкуренции.

В дипломной работе рассматривается характеристика основных налогов, выплачиваемых предприятиями малого бизнеса, предлагается и обосновывается необходимость дифференциации ставок (в частности, налога на прибыль), изменение налогооблагаемой базы (для налога на пользователей автомобильных дорог), обязательного введения необлагаемого минимума (налог на имущество).

Теоретический анализ и проведённое практическое исследование существующей системы налогообложения на предприятиях малого бизнеса, а также многолетняя мировая практика свидетельствуют об объективной необходимости радикального изменения в налоговой политике со стороны государства с целью развития экономики в стране. Налоговой политикой не должен управлять порочный принцип: чем лучше предприятие работает, тем больше оно обязано тратить на государственные нужды. С точки зрения стратегической политики расширенного производства налоговая ставка должна быть увязана с реальным уровнем доходов, системой цен, процента за кредит, уровнем ставок амортизации, чтобы в совокупности обеспечить взаимосвязанное регулирование народнохозяйственного комплекса экономическими методами. Очевидно, что чрезмерно высокие ставки налога тормозят развитие производства, снижают экономическую и деловую активность населения, вызывают скрытое и явное уклонение от налогообложения, способствуют развитию "теневой" экономики и инфляции. Чрезмерно низкие ставки не создают необходимого фонда для решения социальных, производственных и оборонных задач. В связи с этим важно решить проблему приемлемого уровня налогообложения, который будет способствовать росту производства, не нанося ущерба доходам бюджета.

Разумное налогообложение будет стимулировать предприятия снижать затраты своей производственно-хозяйственной деятельности. Преобразование налоговой системы не должно сводиться к тотальному снижению ставок налога, необходимо определить оптимальную структуру платежей, отвечающую обязательному условию: совокупность изъятого у предприятий не должна быть ниже минимально необходимого уровня, но в то же время не должна ущемлять интересы налогоплательщиков, а также соотноситься с равномерным распределением налогового бремени. При этом прослеживается взаимозависимость: совершенствование налоговой системы является основным условием формирования и развития предпринимательской деятельности.

Проблемы налогообложения постоянно занимают ведущее место в государственной политике в любом обществе. Современное толкование сущности, функций, принципов, ставок и базы налогообложения основывается на историческом опыте становления налоговой системы со свойственными особенностями каждого государства и со спецификой выполняемых задач определённого периода. Это обусловлено тем, что в налоговой системе концентрируется вся совокупность экономических, политических и социальных интересов общества.

Проводимая политика по налогообложению в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой уделяет особое внимание формированию и развитию предпринимательской деятельности, традиционно стимулируя отстающих отраслей рыночного хозяйства страны, используя возможности государственного регулирования.

Кроме того, социальный механизм развития хозяйственной деятельности определяет устойчивую систему экономического поведения социальных групп, а также взаимодействие этих групп друг с другом и с государственными институтами по поводу производства, распределение, обмена и потребления материальных благ и услуг. И в дальнейшем происходит влияние экономического поведения на социально-экономические результаты развития общества. Положение и интересы предпринимателей обуславливают соответствующие способы поведения, в том числе способные противоречить общественным интересам.

Социально-экономические позиции открыто и скрыто определяют особенности и успех прогнозируемого и управляемого развития макро- и микроэкономики, различных изменений в них. Экономические позиции предпринимателей можно охарактеризовать как принятие или неприятия изменений в налоговой системе (позитивное или негативное оценочное отношение к изменениям, пассивная или активная форма этого отношения ).

Изменение места и роли человека в современной экономической системе применительно к российским условиям формулируется человеко-ориентированный подход к исследованию социально-экономической реальности. В данном случае он выражается посредством раскрытия социально-психологических и социально-экономических закономерностей формирования экономического поведения. С одной стороны, экономическое поведение - это сложнейшая система приспособления личности предпринимателя к разнообразным условиям её реализации в экономической и социальной среде. С другой стороны, это активная форма преобразования социальных отношений в соответствии с объективными возможностями, которые предоставляются личности, а также возможностями, которые она самостоятельно открывает для себя в соответствии с уровнем своей экономической культуры. Состояние социально-политической неопределённости вызывает пересмотр ценностных ориентиров экономического поведения.

В настоящее время предприятия сознательно увеличивают свои затраты с целью уменьшения налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль и не могут уйти от налога на содержание автомобильных дорог и жилищного фонда. Кроме этого, предприятия малого бизнеса стараются не приобретать основных средств (в данном случае нет налога на имущество), не начисляют заработную плату в полном объёме (выдают через "чёрную кассу"), всеми доступными способами завышают издержки производства независимо от вида производственно-хозяйственной деятельности.

С учётом проведённого исследования полагал бы целесообразным при исчислении налога на прибыль определять налогооблагаемую базу как заработанные средства предприятия (прибыль), с отменой всех льгот - дифференцировать в зависимости от видов производственно-хозяйственной деятельности и продолжительности существования, начиная со ставки 28-30 % минимум, в дальнейшем по шкале и с установлением налога на сверхприбыль максимум 35 %. Применение регрессирующей ставки по налогу на прибыль для предприятия, занимающегося развитием приоритетных направлений и активно инвестирующих социальную сферу. Например, снижение налоговой ставки на 1-5 процентов с учётом представленного варианта по расчёту налога на прибыль с третьего года образования предприятия, 5 - 7 % с пятого.

При расчёте налогооблагаемой базы по налогу на имущество предлагается введение для расчёта налогооблагаемой базы среднегодовой стоимости имущества предприятия (статьи расчёта включают не только имущество предприятия , но и готовую продукцию, товары на складе и т.п.) необлагаемого минимума 1000-кратного размера минимальной оплаты труда (для формирования у предприятий основного и оборотного капитала, необходимого для функционирования), а среднегодовую стоимость имущества, которая будет превышать необлагаемый минимум, по обычной ставке - 2 %.

Налогооблагаемую базу по пользователям автомобильных дорог и по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы предлагается объединить (налоговый кодекс вводит новый налог на инфраструктуру), оставив её как при расчёте налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, разделив ставки для производителей до 2 %, прочих до 5 %.

Социальные платежи по аналогам зарубежного опыта - частично перенести на физических лиц, а также уменьшить ставки до мировых стандартов, разрешить предприятиям осуществлять социальное обеспечение и развитие за счёт средств, причитающихся к перечислению в социальные фонды без каких-либо ограничений при предоставлении соответствующих документов.

Налоговые льготы распределить равномерно с целью сохранение уровня поступлений налоговых платежей.

Одним из существенных положений государственной политики в системе налогообложения является социальная направленность налоговых льгот. Помимо тех, которые государство предоставляет (в частности, не удерживается подоходный налог при приобретении жилья, привлечение труда инвалидов и т.п.), предлагается использовать часть заработанных средств предприятием на развитие социальной инфраструктуры, а не перечислять во внебюджетные фонды.

Главным направлением проводимой государством экономической политики в части реформирования налогообложения предполагается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы. Коренная перестройка имела бы для нашей налоговой системы и экономики отрицательные последствия. Поэтому в текущей ситуации акцент должен быть сделан на совершенствовании системы налогообложения предпринимателей, обеспечении темпов роста налогооблагаемой базы за счёт оптимального сочетания прямого и косвенного обложения, изменении ставок и льгот, преодолении низкой платёжеспособности предприятий.

Налоговый механизм должен взаимодействовать с банковско-кредитной политикой, процентными ставками, предоставлять определённые преимущества финансовым, кредитным учреждениям и предприятиям, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.

Государство в рамках проводимой социальной политики предоставляет предприятию ряд налоговых льгот и освобождений. Руководитель предприятия малого бизнеса как посредник между государственными службами и работниками осуществляет социальную политику внутри предприятия.

Основным стимулом работающего является оплата труда, которая зависит от многих социально-экономических факторов внутри предприятия.

Платёжеспособность большинства населения зависит от оплаты труда, базовые размеры которой определены по-старому, когда часть заработанных средств аккумулировалось на содержание инфраструктуры, при этом налоговое бремя тем не менее не снижается. От уровня оплаты труда зависит и уровень потребления и поступление налогов через косвенное налогообложение.

В сложившихся условиях возникает острая потребность в новом типе налогообложения предпринимательских структур и в числе возможных новых концептуальных подходов к развитию системы налогообложения можно предложить следующее:

- налогообложение в экономической системе страны должно выполнять не только фискальную функцию, но и быть многосложной и многоуровневой воспроизводственной подсистемой с различными противоречивыми по своему влиянию социальными функциями, интегрирующее действие которых выступает дополнительной движущей силой общественного прогресса;

- научно обоснованное налогообложение призвано быть оптимальным, создавать высокую заинтересованность предпринимателей в развитии производства, росте его прибыльности и одновременно формировать накопления для расширенного воспроизводства квалифицированной рабочей силы, объединения всех слоев общества на основе социальной справедливости.

Проводить эффективную стратегию развития малого предпринимательства означает использование значимых компонентов, способствующих процессам его преобразования и влияния на ход социально-экономического развития. Среди таких компонентов выделяются социальные функции налогообложения и социальная направленность развития малого предпринимательства.

Необходимость разработки мер преобразования налоговой политики в условиях формирования социальной стратегии развития малого предпринимательства обусловлена тем, что последняя учитывает приоритеты развития общества, человека, различных сфер его жизнеобеспечения. С одной стороны, происходит ранжирование целей, задач, ресурсов, путей достижения целей, с другой предполагается видоизменение внешней по отношению к малому предпринимательству сферы: экономической, социальной, политической, организационной, финансовой, правовой, социально-психологической.

Все члены общества должны быть собственниками той части общественного достояния, которая соответствует их реальному вкладу в развитие общественного производства при обеспечении малоимущим уровня потребления и жизни, гарантирующих возможность социального развития и естественное долголетие.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ поступления налоговых платежей //Налоговый вестник. - 1995. -№ 11. - С. 32

2. Блинов А. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства //Вопросы экономики. - 1994. - № 11.- С. 151-155.

3. Бужан С. В. Налоговая система - регулятор доходов террито­рий //Налоги. Инвестиции. Капитал. - 1998. - № 1. - С. 18 - 19.

4. Волкова Н. О налоговых льготах //Экономика и жизнь. - 1996. - № 9 - С. 3.

5. Горохов Н., Баконин О. Реформирование налогового законодатель­ства //Налоговый вестник. - 1995. - № 9. - С. 16.

6. Гречаник Н. О налоге на добавленную стоимость //Экономика и жизнь. - 1996. - № 8 - С. 31.

7. Дамаскин О. Какие экономические правонарушения становятся криминальными //Экономика и жизнь. - 1996. - № 22 - С. 35.

8. Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования //Финансы. - 1997. - № 4. - С. 22-25.

9. Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, -1991. - 442 с.

10.  Исправников В. Налоговые камни в бюджетном огороде //Экономика и жизнь. - 1996. - № 20 - С. 3.

11.  Калмыкова Е. А. Исчисление и уплата налогов предприятиями в 1993-1994 годах. - Воронеж: ТОО-фирма Тавров ЛТД, - 1994. - 185 с.

12.  Князев В. Г. Налоги в механизме стимулирования малого предпринимательства //Финансы. -1997. - № 8. - С. 19 - 24.

13.  Львов Д. Райские налоги в России можно получить и без обложения труда и капитала //Финансовые известия. - 1994. - № 60. - С. 17.

14.  Львов Н. В. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //Финансы. - 1997. - № 11. - С. 14 - 16.

15.  Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д. Т. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 365 с.

16.  О налоге на имущество предприятий. - М.: Ось-89, 1997. - 16 с.

17.  О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость: Инструкция № 39, Государственная налоговая служба РФ. - М.: Ось-89, 1996. - 68 с.

18.  О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций: Инструкция № 37, Государственная налоговая служба РФ.-М.:Ось-89, 1996. - 64 с.

19.  О порядке исчисления налогов и поступления их и иных средств в дорожные фонды: Инструкция № 30, Государственная налоговая служба РФ. -М.: Ось-89, 1996. - 57 с.

20.  Проект общей части налогового кодекса российской Федерации Государственная налоговая служба РФ. Налоговый вестник: специальный выпуск. - 1996. - 125 с.

21.  Пуртов В. А., Рагимов С. Н. Формирование рыночной инфраструкту­ры и налоги //Финансы. - 1997. - № 5. - С. 25 - 29.

22.  Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов. - М.: ИНФРА - М, 1996. - 190 с.

23.  Сравнительный анализ эффективной ставки в России и зарубежных странах //Налоговый вестник. - 1995. - № 11. - С. 9- 25.

24.  Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет и регион: Монография. -Тюмень: изд-во ТюмГУ, 1997. - 224 с.

25.  Шуткин А. С. Единый налог с малого предприятия: иллюзия или реальность //Финансы. - 1997. - № 6. - С. 42 - 45.

26.  Черник Д. Г. Налоговый кодекс должен решить ключевые вопросы налоговой реформы //Финансы. - 1997. - № 11. - С. 20 - 23.

27.  Фролов В.Н. Страна победившего монетаризма //Налоги. Инвестиции. Капитал. - 1998. - № 1. - С. 14 - 17.

28.  Супонева С. В. О некоторых проблемах налоговых органов //Финансы. - 1998. - № 1. - С. 29 - 30.

29.  Рагимов С. Н. Зигзаги налога на прибыль //Финансы. - 1998. - № 1. - С. 27 - 29.

30.  Павлова Л. П. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации //Финансы. - 1998. - № 1. - С. 23 - 27.

31.  Морозов С. Л. К вопросу о нормализации финансового механизма в России //Финансы. - 1998. - № 1. - С. 53 - 56.

 



2020-03-17 292 Обсуждений (0)
Стратегия усиления стимулирующей функции налогообложения в развитии малого предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стратегия усиления стимулирующей функции налогообложения в развитии малого предпринимательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)