Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка эффективности предложенных направлений



2020-03-17 293 Обсуждений (0)
Оценка эффективности предложенных направлений 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности [39, с. 174]. Критерий не может приниматься как прямое руководство к действию. Требуется гибкий подход к его корректировке и реализации в соответствии с периодической перестройкой ресурсно-производственного потенциала, созданием новых хозяйственных рычагов, структур управления.

По мнению большинства исследователей, основой формирования этих показателей является тесная взаимосвязь понятия безопасности с категорией риска. Концепция риска в стратегии экономической безопасности включает в себя два важнейших элемента: оценку риска и управление риском. Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер. Управление риском предполагает предвидение возможных критических социально-экономических ситуаций с тем, чтобы предотвратить, ослабить и смягчить их последствия. Поэтому оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска использование категорий потерь (ущерба) фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и некомпенсируемых.

Процесс управления рисками строится на мониторинге показателей, их анализе с учетом влияния на поставленные цели, прогнозе возможных изменений условий развития объекта управления, оценке альтернативных вариантов решения при выборе наиболее эффективных вариантов.

Критерии экономической безопасности диктуют выбор определенных показателей экономической безопасности объекта исследования, которые будут описывать и характеризовать его динамику, уровень основных количественных и качественных параметров.

Особое место занимает определение и использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии развития объекта. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций для муниципального образования. Таким образом, показатели, по которым определены пороговые значения, выступают системой показателей экономической безопасности.

К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся [39, с. 175]:

расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры региона;

границы критической зависимости региона от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости;

обеспечение необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения региона.

Выявление угроз экономической безопасности региона и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга.

В распоряжении органов власти региона должен постоянно находиться инструментарий анализа потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, альтернативный набор решения возникающих проблем.

Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер по предупреждению ущерба, является определение системы пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Например, уровень и качество жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживанию.

Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет получить объективную оценку. Только система показателей позволяет сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности. Показательно сопоставление показателей безопасности соседних регионов, а также муниципальных образований одного региона. Практика показывает, что нужно не просто определить чисто макроэкономические индикаторы, на которые трудно повлиять в оперативном порядке (их динамика складывается достаточно инерционно и под воздействием многих факторов, которые зачастую не поддаются влиянию). Целесообразно использовать индикаторы, которые поддаются воздействию со стороны органов власти как в стратегическом, так и в тактическом плане. Выявляются критические точки и способы воздействия на них.

Следует отметить, что более показательным и удобным в использовании является функциональный анализ уровня экономической безопасности. Такой анализ позволяет выявить недостатки и резервы реализуемого комплекса мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности территории в целом, а также дать возможность скорректировать функциональную систему обеспечения его экономической безопасности.

Возможный алгоритм анализа:

. Определение структуры негативных воздействий по каждой функциональной составляющей экономической безопасности территории. Разделение объективных и субъективных негативных воздействий.

. Оценивается вероятность наступления отдельных негативных воздействий, а также ущерб в случае их наступления с тем, чтобы оценить вероятный размер ущерба.

. Формируется список мер, которые были предприняты к моменту проведения оценки уровня его экономической безопасности для устранения влияния негативных воздействий. Такие списки мер формируются по каждой из функциональных составляющих и по каждому негативному воздействию внутри каждой составляющей. Если в прошлом были приняты какие-либо превентивные меры по предупреждению определенных негативных воздействий, их также необходимо включить в список мер, даже если ожидавшиеся негативные воздействия так и не имели места.

. Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности. Оценка эффективности принятых мер может производиться экспертами, проводящими общую оценку экономической безопасности данной территории или специально приглашенными лишь для этой цели, на основании оценки отношения экономического эффекта, полученного от реализации оцениваемых мер, предотвращенного с помощью этих мер возможного ущерба к совокупным затратам на реализацию комплекса мер и стоимости понесенного ущерба по функциональной составляющей.

. Определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся негативных воздействий и предотвращения возможных, а также определение ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер.

. Выработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий.

. Оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.


 

Заключение

 

В настоящей выпускной аттестационной работе проведено исследование и разработаны мероприятия по совершенствованию обеспечения экономической безопасности Российской федерации (на примере Челябинской области).

Экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

Основными показателями экономической безопасности являются: достигнутый уровень ВВП (как в абсолютном размере, так и особенно удельный), структура экономики, в том числе характеристика технологического уровня, структура внешней торговли, расходы на образование, науку, НИОКР, цифры по качеству жизни населения, размеры внутреннего и внешнего долга, и многие другие.

Для обеспечения приемлемого уровня экономической безопасности общества, страны, прежде всего, необходимо наличие политической воли государства на принятие и, что не менее важно, исполнение решений, направленных на подъем экономики, структурные преобразования, стимулирование экономического роста, повышение благосостояния народа.

Исследование механизмов обеспечения экономической безопасности страны показало следующее. Для повышения экономической безопасности страны необходима разработка соответствующего механизма ее обеспечения.

Главной целью механизма обеспечения экономической безопасности, по нашему мнению, является создание комплекса оптимальных условий для жизнедеятельности и развития индивида, социально-экономической и военно-политической стабильности российского общества, сохранения целостности и государственности России, противостояния воздействию внутренних и внешних угроз.

Во второй главе аттестационной работы проведен анализ показателей экономической безопасности российской федерации на примере Челябинской области. В результате проведенного анализа можно сказать следующее. Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира, особенно в период кризиса. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны и российского общества. Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития.

Правительство Челябинской области отмечает, что основными показателями прогноза <file:///C:\Users\user\Downloads\2013%20прогноз%20соц-экон%20развития%20на%202013-2015%20(1).doc> социально-экономического развития Челябинской области предусматривается увеличение денежных доходов населения, стабилизация ситуации на рынке труда, рост экономики за счет расширения потребительского и инвестиционного спроса, увеличения промышленного производства и внешнеторгового оборота. Данные тенденции обеспечены реализацией инвестиционных программ, расширением активности банковского сектора, замедлением потребительской инфляции, а также совместной работой органов государственной власти, местного самоуправления и бизнес-сообщества Челябинской области.

Основными проблемами экономической безопасности, которые оказывают влияние на развитие экономики Челябинской области являются следующие: отмечается нестабильность ситуации на мировых финансовых рынках, сохраняющиеся риски дальнейшего развития негативных процессов в мировой экономике на фоне проблем в Еврозоне; рост цен на энергоносители и грузоперевозки; существенно замедлился рост промышленного производства, инвестиций; из-за неблагоприятных погодных условий была потеряна часть урожая; снижение цен на черные и цветные металлы на мировых рынках, и сохраняющиеся риски дальнейшего развития негативных процессов в мировой экономике, долговой кризис Еврозоны, замедление темпов роста экономики Китая; нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках и другие риски; существенными рисками для металлургического комплекса области является то, что традиционно большая часть продукции ориентирована на экспорт; индивидуальных предпринимателей в регионе (сведения о которых содержатся в ЕГРИП) стало меньше на 13,6 тысяч.

В результате выявленных проблем экономической безопасности которые оказывают отрицательное влияние на развитие экономики Челябинской области предложены пути обеспечения экономической безопасности Челябинской области.

Во-первых, необходим дифференцированный подход к расчету размера страховых взносов для предпринимателей, имеющих низкие доходы.

Во-вторых, необходимо установить «налоговые каникулы» для вновь зарегистрированных предпринимателей.

В третьих, необходимо постоянно заявлять в Минэкономразвития России на софинансирование приоритетных направлений развития предпринимательства Челябинской области из федерального бюджета. И если брать все виды поддержки: имущественную, информационно-консультационные услуги, обучающие курсы, семинары, поддержку, оказанную объектами инфраструктуры и т.д., то количество воспользовавшихся в рамках областных и муниципальных программ увеличится в разы.

В четвертых, рост промышленного производства возможен за счет мер, принимаемых на федеральном уровне. Это госинвестиции, смягчение «бюджетного правила», прежде всего, направление средств Фонда национального благосостояния на строительство инфраструктуры.

В пятых, предпринимателям необходимо оказывать содействие развитию цивилизованных отношений в предпринимательской сфере; предоставлять возможности предприятиям и предпринимателям, ведущим свою коммерческую деятельность открыто и честно, объявить о себе для создания предпосылок установления сотрудничества с потенциальными партнерами; создавать благоприятные условия для принятия коммерческих решений, обеспечение участников рынка достоверной информацией о партнерах.

Шестое и на наш взгляд важное направление для экономической безопасности это борьба с коррупцией. Для борьбы с коррупцией необходимо вести как можно большую разъяснительную работу, освещая гражданам, предпринимателям и чиновникам бесперспективность и откровенный вред для государства и общества от действий или молчаливого поощрения этих действий коррупционными методами.

Для своевременного выявления угроз целесообразно создать перечень показателей, информацию по которым должны предоставлять муниципальные образования.

Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Наиболее показательным и удобным в использовании является функциональный анализ уровня экономической безопасности. Такой анализ позволяет выявить недостатки и резервы реализуемого комплекса мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности территории в целом, а также дать возможность скорректировать функциональную систему обеспечения его экономической безопасности.

В заключении аттестационной работы необходимо отметить, что рассмотрение экономической безопасности региона должно осуществляться в рамках экономической безопасности Российской Федерации.


 

Список использованной литературы

1. Концепция национальной безопасности РФ. Указ Президента Российской Федерации №24, 10.01.2000.

2. Постановление Правительства Челябинской области «О прогнозе <file:///C:\Users\user\Downloads\2013%20прогноз%20соц-экон%20развития%20на%202013-2015%20(1).doc> социально-экономического развития Челябинской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 24 октября 2012 г. N 534-П

.   Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов // Вопросы экономики. - 2010.- № 6.

.   Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 10.

.   Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия - XXI. - 2009. - № 23.

.   Балдин К. В., Гапоненко Н.П., Орехов В.И. Антикризисное управление. - М.: Инфра-М, 2010 - с. 59

.   Бабанова Ю. В. к.э.н., Теоретико-методологические основы экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Аврореферат. 2011

.   Барт А. А. Статья. Механизм обеспечения экономической безопасности России. Журнале «Российское предпринимательство». № 11 Вып. 1 (170) за 2010 - с. 4 -9

.   Басалай С.В. Построение системы управления рисками для повышения экономической безопасности // Микроэкономика. - 2011. - № 2.

.   Бауэр В. П. Экономическая безопасность и международные резервы Банка России / В.П.Бауэр, Е.М.Литвинова // ЭКО. - 2012. - № 9.

.   Бекетов Н. В. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности / Н.В.Бекетов, М .Е. Тарасов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 8.

.   Бендиков М. Экономическая безопасность наукоемких производств / Бендиков М., Хрусталев Е. // Вопросы экономики. - 2012. - № 9.

.   Бендиков М.А. Наукоемкие производства и экономическая безопасность / Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. // ЭКО. - 2011. - № 8.

.   Беседин М.Ю. Угроза недружественного поглощения хозяйствующих субъектов и эффективная система защитных мер // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 11.

.   Блинов Н. Об обеспечении экономической безопасности России / линов Н., Кокарев М., Крашенинников В. // Экономист. - 2006. -№4.

.   Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. - 2009. - № 5.

.   Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели / Е.Бухвальд, Н.Гловацкая, С.Лазуренко // Вопросы экономики. - 2010. - № 12.

.   Василенко А.И. Вопросы экономической безопасности Российской Федерации // В мире науки. - 2011. - № 3.

.   Гайфутдинова О.С. Инновационная конкурентоспособность как фактор укрепления национальной экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N№19.

.   Герасимов А.П. Экономическая безопасность российской государственности: экономико-правовые аспекты. - СПб., 2001. - 316 с.

.   Градов А.П. Экономическая безопасность страны и приоритеты инвестиционной политики // Экономическая наука современной России. - 2012. - № 3.

.   Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. - 2011. - №2.

.   Еляков А. Электронный шпионаж // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 8.

.   Есипов В.М. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов в России // ЭКО. - 2010. - № 7.

.   Карачаровский В. Организационно-управленческие аспекты экономической безопасности // Общество и экономика. - 2011. - №9.

.   Козлова А. Экономическая безопасность как явление и понятие // Власть. - 2009. - № 1.

.   Конарева Л. А. Качество потребительских товаров как элемент национальной безопасности // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2013. - № 11.

.   Котов В. Организация государственных (муниципальных) концессий и экономическая безопасность // Экономист. - 2013. - № 5.

.   Котилко В. В. Экономическая безопасность Челябинской области. Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность» 4(7) - 2006

.   Кривцов А.И. Национальная минерально-сырьевая безопасность. - М., 2003. - 196 с

.   Кузнецова Е. И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 7.

.   Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность как ценностный ориентир региональной экономической стратегии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 7.

.   Логинов Е.Л. Актуальные проблемы экономико-правового обеспечения экономической безопасности / Логинов Е.Л., Лукин В.К., Чечулина Ю.С. - Краснодар, 2011 - 128 с.

.   Матвеев В. Энергетическая безопасность России: политика и экономика / Матвеев В., Литвинов Ф. // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2000. - № 7.

.   Методика информационной безопасности / Уфимцев Ю.С., Буянов В.П., Ерофеев Е.А. и др.; Моск. акад. экономики и права. - М.: Экзамен, 2004. - 542 с.

.   Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность: справочник. - М.: Экзамен, 2005. - 575 с.

.   Плисецкий Д. Экономическая безопасность: валютно-финансовые аспекты // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 5.

.   Сенчагов В. Как обеспечить экономическую безопасность России // Рос. Федерация сегодня. - 2007. - № 6.

39. Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Теория государственного управления/Государственное и региональное управление - М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2013 - с. 174

.   Фирсов В. А. Меры по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации // Вестник РАГС при Президенте РФ. - 2012. - № 2.

.   Цуканова В. Х., Бабанова Ю. В. «Экономическая безопасность: теория и практика (Челябинск: Изд-во ЦНТИ; 2010 - 273 с.

.   Шевченко М. А. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации // Переходная экономика. - 2013. - № 2.3.

.   Министерство экономического развития Челябинской области. Положительные и отрицательные тенденции социально-экономического развития области. [Электронный ресурс] / 27.11.2013. Режим доступа: <http://www.econom-chelreg.ru/socreview?news=2415>

.   Министерство экономического развития Челябинской области. Основные показатели социально-экономического развития Челябинской области за январь-ноябрь 2013 года. [Электронный ресурс] / 27.11.2013. режим доступа: http://www.econom-chelreg.ru/socreview?news=2414

.   Терехов С. А. Технологии разведки для бизнес <http://www.it2b.ru/>. [Электронный ресурс] / Терехов С. А. Режим доступа: <http://azbez.com/node/734>

46. Сайт: Современная экономика. Показатели экономической безопасности и меры по ее обеспечению <http://artref.ru/?p=431>. [Электронный ресурс] / Режим доступа: <http://artref.ru/?p=431>

.   Цветкова А. Ю. к.э.н., доцент ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (ТУ). Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период экономического кризиса. [Электронный ресурс] / Цветкова А. Ю. 2009. Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/031209/78.html

.   Министр экономического развития Челябинской области Е. Мурзина: «Область в текущем году может выйти на докризисный уровень». [Электронный ресурс] / Е. Мурзина. 15.08.2013. Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/Ural/exclusives.asp?id=425497



2020-03-17 293 Обсуждений (0)
Оценка эффективности предложенных направлений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка эффективности предложенных направлений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)