Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и процедуры исследования



2020-03-17 272 Обсуждений (0)
Методы и процедуры исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психологические исследования личности всегда нацелены на изучение конкретного человека. Оно уже несёт в себе элементы профилактической работы. Многие подростки расценивают проводимую с ним работу как экспертную ситуацию, включающую проверку их интеллектуально - личностных способностей. Поэтому педагог (психолог, социальный педагог) должен быть внимательным, терпимым и тактичным, умеющим ободрить, стимулировать веру подростка в свои возможности, а при необходимости создать для него щадящие условия, постепенно усложняя задание.

В современной психологии применяется немало различных методов диагностики. К ним относятся: наблюдение, беседа, тест, анкета, эксперимент и др. Благодаря всем этим методам можно изучить особенности девиантного поведения в раннем юношеском возрасте.

Девиантным поведением ребёнок пытается достичь своих целей. Для нас это очень важное положение. Бесцельного положения не бывает. Ни одно живое существо не совершает бесцельных действий. То, что не имеет никакой цели, не существует. Зная, какие цели преследует ребёнок, независимо от того, осознаёт он их или нет, мы получаем ключ к пониманию его действий.

Эксперимент - особый вид исследования, направленный на проверку научных гипотез. Предположений вероятного характера требующий строгой логики доказательства, опирающейся на достоверные факты, установленных в эмпирических исследованиях.

В исследовании принимали участие 20 студенток ГОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум» в возрасте от 16 до 17 лет.

Этапы исследования:

1. подбор экспериментальной группы для проведения исследования;

2. подбор методик изучения склонности к девиантному поведению;

.   проведение первичной психодиагностики (констатирующий эксперимент);

.   обработка полученных результатов.

Первым этапом исследования стал отбор студенток, для этого был проведен устный опрос преподавателей, классного руководителя и психолога. В качестве объекта были использованы студентки ГОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум», в количестве 20 человек. Возраст испытуемых от 16 до 17 лет.

В данной работе использованы такие методы, как:

. методика определения акцентуаций характера (по Шмишеку);

. тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич);

. диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» 1992г

Предложенные методики представляют собой следующее:

. Методика определения акцентуаций характера (по Шмишеку).

Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе ещё не являются патологическими, однако могут при определённых условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. Перед началом проведения методики респондентам даётся инструкция: «Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с вопросом в колонки «ответ» поставьте знак «+» (да), если согласны или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь». (приложение 1)

Максимальная сумма баллов после умножения - 24 признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов.

Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты можно разделить на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности личности, у которых основные черты ярко выраженные, заостренны названы «акцентуированы».

Термин «акцентуированные личности» занял место между патологией и нормой. Акцентуации не следует рассматривать в качестве патологии, но в случаи воздействия неблагоприятных факторов (стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей) они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. При этом каждый тип акцентуации характера имеет своё «слабое место» и оказывается наиболее чувствителен и уязвим в отношении специфических психических травм и жизненных трудностей. По определению А.Е.Личко, акцентуации характера - это «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, от чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий».

Дадим характеристики 10 основным типам акцентуации.

1. Демонстративность. В патологии - психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят лишь бы не были равнодушными»). Много таких людей среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость - чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду - могут быть определены чисто внешне.

2.    Застревание. Склонность к «застреванию аффекта», бредовым реакциям. Люди педантичны, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремлённые, «упёртые» в одно, зашкаленные. В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии - паранойяльный психопат.

3.    Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, Чтобы всё было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли, крайней педантизм. Периоды злобно-тоскливого настроения всё их раздражает. В патологии- эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

4.    Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии - эпилептоидная психопатия.

5.    Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатое до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Люди того типа склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, но любят когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. В патологии - невроз навязчивых идей.

6.    Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертивности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, повышенная утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

7.    Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности.

8.    Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (всё идёт от темперамента). Религиозный экстаз.

9.    Эмотивность. Аффектно лабильные (неустойчивые). Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит всё - и работоспособность и самочувствие и т.д. тонко организованна эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы как никто не против того, чтобы их опекали, заботились.

10. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные (см.п.7), быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении - как гипертимные.

Студентки отвечают на поставленные вопросы и заполняют бланк ответа, положительный ответ «+», отрицательный - «-» (см. приложение №1).

. Тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич)

Применяется с целью выявления склонности к зависимому поведению.

Испытуемый должен, пользуясь данной шкалой, указать, в какой степени он согласен или не согласен с каждым из следующих утверждений, ставя Х в соответствующем месте. Можно давать только один ответ на каждое утверждение.

- совершенно не согласен (совсем не так)

- скорее не согласен (скорее не так)

- ни то ни другое (и так, и не так)

- скорее согласен (скорее так)

- совершенно согласен (именно так)

Для проведения диагностики предлагается 116 вопросов (см. приложение №2), многие из которых имеют обратное повторение, то есть положительное утверждение пересекается с отрицательным утверждением, что даёт более ясную картину отношения к какому-либо факту. Тест подразделяется на прямые и обратные вопросы, при обработке которых баллы подсчитываются следующим образом.

Прямые вопросы - баллы подсчитываются в соответствии с отмеченными испытуемым - «5» - 5, «4» - 4, «3» - 3, «2» - 2, «1» - 1; обратные вопросы - баллы подсчитываются наоборот - «5» - 1, «4» - 2, «3» - 3, «2» - 4, «1» - 5.

Для оценки склонности к зависимому поведению баллы ответов на прямые и обратные вопросы суммируются по каждой шкале отдельно.

Для оценки склонности к зависимости суммируются баллы, полученные за ответы на следующие вопросы - первый и второй столбцы таблицы обработки ответов. Они же используются для оценки склонности к наркозависимости. Склонность к алкогольной зависимости оценивается с использованием ответов на прямые и обратные вопросы, приведенные соответственно в третьем и четвёртом столбцах.

. Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению.

(разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» 1992г.). Она имеет 7 шкал:

1. шкала установки на социальную желательность - 15 пунктов.

2. шкала склонности к нарушению норм и правил - 17 пунктов.

.   шкала склонности к аддитивному поведению - 20 пунктов.

.   шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 21 пункт.

.   шкала склонности к агрессии и насилию - 25 пунктов.

.   шкала волевого контроля эмоциональных реакций - 15 пунктов.

.   шкала склонности к делинквентному поведению - 20 пунктов.

Этот опросник позволяет также оценивать склонность испытуемых к двигательной расторможенности, патологическому фантазированию и хобби, половым девиациям, дисморфобий. (приложение №3)

В целом опросник включает 98 неповторяющихся пунктов - утверждений.



2020-03-17 272 Обсуждений (0)
Методы и процедуры исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и процедуры исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)