Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа профилактики и коррекции склонности к аддитивному поведению



2020-03-17 268 Обсуждений (0)
Программа профилактики и коррекции склонности к аддитивному поведению 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью.

Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика). И психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Психодиагностика, как правило, не является самостоятельным направлением работы и не должна быть целью психологической помощи. Это вспомогательный вид деятельности, важный, но не обязательный, как правило, решающий промежуточные практические задачи.

Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью.

По результатам констатирующего эксперимента были выявлены студенты, склонные к девиантному поведению. Такая ситуация требует психологической помощи, в результате чего и было разработано профилактическое мероприятие направленное на преодоление склонности подростков к девиантному поведению. Целью программы является устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов студента со сверстниками, гармонизация образа «Я».

Задачи:

1. Формирование социального доверия.

2. Развитие социальной активности.

.   Развитие социальных эмоций.

.   Развитие коммуникативных навыков.

.   Формирование адекватной самооценки.

.   Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

Предмет профилактики: свойства субъекта самосознания и общения студентов в раннем юношеском возрасте.

Средства профилактики: игра, элементы психогимнастики, специальные приёмы неигрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации (разотождествлению себя с каким-либо негативным состоянием).

Структура профилактического мероприятия: каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны, доступны по содержанию. Основная цель занятий - сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у студентов. Основной акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков и саморасслаблении. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из этапов. Каждый этап может решать не одну задачу, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития юношеской психики. Временные характеристики зависят от возможностей ведущего и заинтересованности студентов.

Этапы профилактики:

.Ориентировочный (3-4 занятия).

Цель 1-го этапа: эмоциональное объединение участников группы. Сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить студентов на активную работу и контакт друг с другом. Выполняются несколько упражнений, игр на внимание или подвижные игры.

. Реконструктивный (6-7 занятий).

Цель 2-го этапа: развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, обучение эффективным навыкам общения, повышение уверенности в себе и собственных силах, формирование адекватной самооценки. Студенты знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

. Закрепляющий (2-3 занятия).

Цель 3-го этапа: закрепление и расширение уже полученных студентами ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Упражнения закрепляющего характера.

Форма занятий - тренинг (см. приложение № 6).

Основные направления профилактического мероприятия: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность студентов, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствие и настроения. В основе принципов осуществления групповой профилактической деятельности лежит объединение конструктивных возможностей педагога-психолога и студента с основными принципами гуманистической психологии.

Принцип безоценочности и сниженной критичности: осуществление данного принципа может считаться одним из важнейших условий продуктивной работы группы. Личный пример ведущего, не дающего оценок и не поддерживающего оценочные высказывания друг другу, направленные со стороны участников, как правило, оказывается достаточно действенным в обеспечение эффективной работы группы. Постоянная готовность ведущего к открытому общению, включенность его в работу группы в качестве участника и одновременно с этим ведущего, осуществляющего если не контролирующего, то направляющую функцию, его способность оставаться самим собой чрезвычайно важны и необходимы для успеха групповой работы.

Принцип активности: по мнению Э. Фрома быть активным значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми - хотя и в разной степени, наделен человек. Это значит: обновляться, расти, любить, вырваться из стен своего изолированного «Я», испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-либо.

Принцип сотворческой позиции психолога (ведущего): этот принцип связан с проблемой выбора позиции ведущим, которая обеспечивала бы максимальные возможности для развития остальных. Компетентность ведущего проявляется в оказании своевременной информационной, эмоциональной и психотерапевтической поддержки, как отдельным участникам, так и в группе в целом. Ведущий групповых коррекционных занятий должен быть успешной личностью, что подразумевает:

−    обладание новой и неизвестной информацией;

−    эмоциональной привлекательностью, способным вызвать симпатию;

−    реализацию институциализированной роли.

Данное профилактическое мероприятие состоит из 3-х этапов (ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий). Все упражнения снимают двигательную расторможенность, развивают внимание, развивают способность понимать эмоциональное состояние другого, повышение самооценки, уверенности в себе.

В данном параграфе были рассмотрены диагностики исследования особенностей проявления девиантного поведения подростков. К ним относятся: наблюдение, тесты, анкета, беседа, эксперимент. Для проведения исследования был предложен комплекс методик, в который вошли следующие: методика акцентуаций личности (по Шмишеку), диагностика склонности к зависимому поведению (по В.Д. Менделевичу), диагностика склонности к девиантному поведению (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» 1992г.). По предложенным методикам проведен анализ и выявлена склонность студентов к зависимому поведению. Для профилактики и коррекции аддиктивного поведения разработано мероприятие.

На основе данных исследований можно сделать вывод: согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе ещё не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Суть методики «Диагностика склонности к зависимому поведению (по Менделевичу)» заключается в следующем: на основе проведенного тестирования путем прямых и обратных вопросов выявляется склонность испытуемых к наркотической и алкогольной зависимости. Опросник «Диагностика склонности к девиантному поведению» позволяет оценивать склонность студентов к двигательной расторможенности, патологическому фантазированию и хобби, половым девиациям, дисморфобий.

Социальная запущенность без должной социально-психологической коррекции приводит к формированию и закреплению преступной направленности. Поэтому, на основе разработанных и ранее используемых программ профилактики девиантного поведения составлена собственная программа профилактики и коррекции аддиктивного поведения студентов. В этой программе поставлены следующие задачи: выявление особенностей эмоционально-поведенческой сферы и зависимостей, требующих коррекции, создание у студента положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе, развитие навыков общения, обогащение учебной деятельности элементами игры, обучение студентов новым формам эмоционального реагирования.

Основная цель программы - сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств в раннем юношеском возрасте.


Заключение

 

Целью работы я ставила комплексный подход к проблеме зависимостей. В разделе 1 описано, что собой представляет зависимость и откуда она возникает, знакомит нас более детально с источником формирования зависимого поведения, в нем представлена роль семьи в возникновении аддикций и типы неконструктивного семейного воспитания ведущие к аддиктивному образу жизни.

Второй раздел представляет собой практическую часть, в которой было проведено экспериментально - психологическое исследование аддиктов. Исследование проводилось в 22 группе ГОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум».

По полученным результатам можно сделать вывод: в группе испытуемых большинство - 30% относятся к гипертимному типу, а меньшинство к тревожному. Кроме того, большинство 45% студенток имеют склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. В результате исследования выявлена алкогольная зависимость у 10% группы и 50% предрасположены к этой зависимости.

Для профилактики и коррекции алкогольной зависимости студентов была составлена программа профилактики и коррекции аддиктивного поведения в виде тренинга.

Целью программы является устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов студента со сверстниками, гармонизация образа «Я».

Структура профилактической программы: каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Основная цель занятий - сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у студентов. Этапами профилактики являются: ориентировочный, реконструктивный, закрепляющий.

В основе принципов осуществления групповой профилактической деятельности лежит объединение конструктивных возможностей педагога-психолога и студента с основными принципами гуманистической психологии.

Все упражнения снимают двигательную расторможенность, развивают внимание, развивают способность понимать эмоциональное состояние другого, повышение самооценки, уверенности в себе.


Список использованной литературы

 

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Академический проект, 2001г.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. - Спб., 1997г.

.   Волкова В.О., Дмитриев Т.В. Подростковый алкоголизм (Аспекты профилактики) - Н.Н.: 1994г.

.   Григоренко М.Ф. Путь к здоровью. - М.: 1996г.

.   Дефектология // Журнал, №5 - 2002г.

.   Захаров А.И. Как определить отклонения в поведении ребенка. - М.: 1999г.

.   Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студентов ВУЗов - 2-е изд., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2004. - 288с.

.   Казаринова Н.В. Социология. - М., 2000г.

.   Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989г.

.   Кулаков С.Л. Психотерапия и психопрофилактика адекватного поведения у подростков. - М.: - Спб., 1996г.

.   Личко А.Е. Типы акцентуации характера и психологии подростков. - М., 1999г.

.   Менделевич Б.И. Психология девиантного поведения М: издательство СТИ, 2004г.

.   Основы планирования семьи: учебное пособие для ВУЗов (Артифенсов С.Б., Лавров Л.Н. и др.) - Арзамас: АГПИ, 2003г.

.   Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. - М., 2001г.

.   Попов Ю.В. Границы и типы саморазрушительного поведения у детей и подростков. 11сб. Научных трудов НИИ им. В.М. Бекетова. - Спб., 1992г., №4.

.   Подласый И.П. Коррекция отклоняющегося поведения. - М., 2002г.

.   Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений. - М.: Т.Ц. «Сфера», 1997г.

.   Психология обучения // Журнал - №5, №12, - 2001г.

.   Силластэ Г.Г. Новая наркотизация в России: результаты исследования// Социологические исследовании. - 1994г., №6.

.   Скляров И. Почему грубит подросток? - М., 2005г.

.   Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 1996г.

.   Словарь - справочник по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. Гомизо М.В. - М., 2001г.

.   Спицин Н.Г. Работа классного руководителя с трудными семьями // Классный руководитель. - №2, - 2002г.

.   Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 2003г.

.   Социальная педагогика. / Под ред. профессора В.А. Никитина. - М., 2002г.

.   Шилова О.В. Психологическая помощь семье.- Н.Н.- 2003г.

.   Шилова Т.А. Психология отклоняющегося поведения.- М: издательство СТИ, 2004г.

.   Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии.-М., 1996г.

.   Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В.В. Психология и психотерапия в семье.- 3-е изд.-Спб., 2001г.



2020-03-17 268 Обсуждений (0)
Программа профилактики и коррекции склонности к аддитивному поведению 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа профилактики и коррекции склонности к аддитивному поведению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)