Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I. Теоретический анализ социально-психологических особенностей активных пользователей социальных сетей



2020-03-17 212 Обсуждений (0)
Глава I. Теоретический анализ социально-психологических особенностей активных пользователей социальных сетей 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретический анализ социально-психологических особенностей активных пользователей социальных сетей

Специфика общения в социальных сетях

Социально-психологические особенности активных пользователей социальных сетей

Вывод

Глава II. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей активных пользователей социальных сетей

Организация исследования

Результаты исследования социально-психологических особенностей активных пользователей социальных сетей

Вывод

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

 

Проблема психологических особенностей активных пользователей социальных сетей стала актуальной сравнительно недавно.

Это связанно с быстрым развитием интернета, увеличение скорости передачи данных и появление мест, где за интернет не нужно платить, все это позволяет передавать большое количество информации и осуществлять общение разных людей независимо от расстояния и их местонахождения. Общение в социальных сетях отличается от общения в реальной жизни. В современном мире коммуникация посредством Интернета давно превратились в норму повседневной жизни. За последние два года социальные сети стали неотъемлемой частью виртуального пространства, объединив множество людей из самых разных уголков мира. Поиск старых знакомых, друзей, родственников, одноклассников и новых знакомых, все это стало возможно в рамках различных социальных сетей: «Одноклассники», «Вконтакте», «Fecebook» и «MySpace», аудитории этих сайтов действительно огромны.

Изучением психологических особенностей активных пользователей социальных сетей занимаются: Середина Т. С., Войскунский А.Е., Арестова О.Н. и др.

Объект: активность пользователей социальных сетей как психологический феномен.

Предмет: социально-психологические особенности активных пользователей социальных сетей.

Цель: Определить зависимость между времяпрепровождением и видом деятельности в социальных сетях и социально-психологическими особенностями пользователей социальных сетей.

Задачи:

) Проанализировать психологические особенности активных пользователей сети интернет.

) Провести эмпирическое исследование в данном направлении.

) Определить взаимосвязь параметров активности в социальных сетях и социально-психологических особенностей активных пользователей социальных сетей.

Методы:

1) теоретические (анализ литературы);

2) эмпирические (статистические - однофакторный дисперсионный анализ).

 


Глава I. Теоретический анализ социально-психологических особенностей активных пользователей социальных сетей

    Специфика общения в социальных сетях

 

Все социальные сети представляют собой часть виртуальной реальности. Термин виртуальная реальность впервые появился после публикации Вильямом Гибсоном в 1984 году романа «Neuromancer», где говорилось о том, что киберпространство - это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды обычных людей по всей планете. Вскоре после этого понятие виртуальной реальности стали понимать как пространство, созданное всемирной телекоммуникационной сетью. [14, С. 67]

Существует много определений термина «общение» рассмотрим некоторые из них:

ü Общение - процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. [10,С. 157]

ü Общение - это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми. [5, С. 62]

ü Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. [3,С. 254]

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства:

содержание - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

цель - отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

средства - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.[6,С. 87]

Процесс общения в социальных сетях состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Их должно быть не менее двух, не исключены варианты общения одного человека с группой, а так же группы с группой. Коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем по зрительному (визуально-вербальному) каналу. к нам по каналу зрительному (визуальному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.[9, С.120]

К вопросу о структуре общения авторы подходили по-разному, в данном случае мы рассмотрим структуру предложенную Сильченковой Т.Н. путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее:

а) Коммуникативная сторона общения. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и понята. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодирования и декодирования информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных образовательных системах).[1 С. 97]

б) Интерактивная сторона общения - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Общеприняты два типа взаимодействий - кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации - на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. В социальных сетях использование устной речи невозможно и поэтому используется письменная речь, что существенно снижает уровень передаваемой и принимаемой информации, между говорящими. [4, С. 48]

Изучение социально-психологических особенностей активных пользователей социальных сетей относиться к области знания виртуально психологии. Виртуальная психология (англ. psychology virtuality) - это достаточно новое направление в психологии, которое изучает взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации. Как научное знание она сформировалась в восьмидесятые годы ХХ столетия.. Термин виртуальная психология ввел профессор Н. А. Носов (1952-2002). Виртуальная психология, как и учение о виртуальной реальности, находится еще в стадии становления и быстрого развития, что вызывает определенные терминологические трудности.

Рассмотрим процесс невербальной коммуникации. Андреева Г.М. выделяет четыре группы невербальных средств общения:

) Экстра - и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску - тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.). В социальных сетях отсутствуют интонационные различия, поэтому для выражение своих эмоций во время общения люди используют различные знаки препинания и смайлы.

) Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии - жесты, мимика, пантомимика) - отсутствуют при общении в социальных сетях.

) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса). Проксемика единственная сторона общения которая легко переносится с обычной жизни в интернет, так как пространство общения для всех определено - это виртуальное пространство, а время общения практически ни чем не ограниченно.

) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Понятно, что при общении в интернете ни о каком взгляде друг другу в глаза речи быть не может. В виртуальном общении понятие расстояния растворяется и люди не заботятся о том на сколько близко или далеко собеседник находится от них.

в) Перцептивная сторона общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека, Богданов Д.В. выделяет следующие социальные функции общения в интернете:

. Коммуникативная функция. Общающиеся предстают друг перед другом не только в осязаемом виде, но и в форме виртуальных образов, впечатлений, сформированных под воздействием слов, жестов и мимики независимо от того, какое это общение - непосредственное или опосредованное техническими устройствами [4, С. 592].

. Функция самопрезентации / самовыражения. Это самая главная функция, т.к. в соответствии с пирамидой Маслоу А.Х., именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение. Социальные ресурсы стали своего рода укромным личным пространством, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получает возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией того или иного социального ресурса. В Интернет-дневнике участник может записывать свои мысли не только в реальном времени, но и установить произвольную дату. Пользователь может высказаться по любой интересующей его теме, например, написать рецепт кулинарного блюда сейчас, а следом - обсудить высказывание известного политика или существующей политической обстановки. Однако этот прием имеет один недостаток: потенциальному читателю трудно узнать, какая тема будет поднята следующей. [18, С. 147]

. Функция развлечения. Многие пользователи рассматривают ведение своих страничек, чтение чужих тем и дискуссии в комментариях в качестве развлекательного времяпрепровождения, особенно если они по каким-либо причинам ограниченны в других средствах развлечения, кроме Интернета, и имеют довольно много свободного времени, которое надо тратить. Например, молодые матери и домохозяйки составляют заметную часть сообщества блогов и профессионально-тематических форумов: им всегда есть о чём написать на страничке своего блога, у них много вопросов, которые они с увлечением обсуждают, и советов, которыми они делятся на форуме.

. Функция социализации. Блоги и форумы, выполняя функции социальных сетей, позволяют поддерживать прервавшиеся в реальной жизни социальные связи и лучше узнавать своих знакомых. Благодаря особенности отложенной многопользовательской коммуникации некоторые пользователи используют социальные ресурсы (блоги, форумы, социальные сети) для организации взаимодействия рабочей группы, обсуждения рабочих вопросов и т.п. [20,С. 65-66]

. Функция записной книжки. Как и традиционный бумажный дневник, блог, социальные сети, помимо стандартных функций, могут осознаваться и как несущие функцию хранения, места для записей личного характера, которые могут пригодиться в будущем, стать отличным способом не забыть о подробностях каких-либо событий. Это свидетельствует о завуалированности сообщений, цель которых - отложенная коммуникация с самим собой.

. Функция саморазвития. Эта функция связана с тем, что социальные ресурсы предоставляют возможность участникам создать образ иного «Я», к которому автор стремится. Публичность персональной страницы вынуждает пользователей вести его продолжение, а также заставляет более грамотно структурировать свои мысли, что помогает им лучше понять переживаемые события.[ 2, С. 235 ]

. Функция психологической разрядки. Данная функция особенно актуальна в настоящее время. После напряженной обстановки, недовольства какими-либо событиями или обстоятельствами пользователи желают выплеснуть свои эмоции, изложить наболевшее. Помимо высказывания недовольства данная функция традиционного дневника, ведущегося в укромной тетрадке, приобрела новые возможности: это способ пожаловаться на жизнь множеству людей и получить в ответ положительную реакцию. Однако иногда читатель вместо хвалебных отзывов и заверений в верности будет выдавать отрицательные комментарии. Здесь задача пользователя-психолога все эти отрицательные комментарии выслушать, понять их суть, мотивировку.

. Информационная функция. Блоги и форумы являются идеальными средствами для получения и обмена информацией. Многие блоги построены фактически как новостные ленты: авторы бродят по глобальной паутине Интернет, находят для себя что-то интересное и тут же выкладывают на свою персональную страничку дневника. Либо второй вариант: пользователи периодически делятся своими профессиональными соображениями и опытом. Однако у читателей нет полной уверенности в правдивости информации. И действительно, неоднократное копирование чужих статей с добавлением в них своих размышлений, оценок и высказываний искажает реальный источник информации иногда до неузнаваемости.

. Оценочная функция. Социальные ресурсы - это главный инструмент для оценки результатов. Социальные ресурсы и поддерживающие их сервисы оказались очень эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи и постепенно стали одним из средств генерации контента (содержимого, имеющего ценность). Оформившись совсем недавно, эта функция в силу технического развития приобретает все больший вес.

Общение может происходить на различных уровнях:

·   Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

·   Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

·   Высший уровень - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

Важной особенностью виртуальной коммуникации является возможность одновременного общения с несколькими людьми, что становится возможным вместе с обеднением языка. Это позволяет быть успешным в Интернете, но играет негативную службу в живом общении. Виртуальное пространство обворовывает человека, крадя у него огромное количество знаковых систем, характерных для очного общения, приобретенных в процессе жизни (или которые должны быть приобретены). Но при этом виртуальное общение дает успешность в вопросе управления информацией, а значит, поддерживает эго человека на оптимальном уровне.



2020-03-17 212 Обсуждений (0)
Глава I. Теоретический анализ социально-психологических особенностей активных пользователей социальных сетей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I. Теоретический анализ социально-психологических особенностей активных пользователей социальных сетей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)