Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бюджетное устройство РФ                                                                 7



2020-03-17 153 Обсуждений (0)
Бюджетное устройство РФ                                                                 7 0.00 из 5.00 0 оценок




Титульный лист

                                   СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                        3

Бюджетное устройство РФ                                                                 7

1.1.Бюджетное право                                                                                    7

1.2. Бюджетная система                                                                              14

1.3. Бюджетные полномочия                                                                      16

 

2.    Государственный бюджет                                                                 19

2.1. Определение бюджета и его функций                                                19

2.2. Бюджетная классификация                                                                  23

2.3. Расходы и доходы государственного бюджета                                  25

 

3. Сбалансированность бюджета. Проблемы и пути их решения 38

3.1. Принцип сбалансированности бюджета                                             38

3.2. Профицит и дефицит бюджета                                                            39

3.3. Основные характеристики федерального бюджета на 2010               43

год и плановый период 2011 и 2012 годов                                                  

 

Заключение                                                                                                54

 

Список используемой литературы                                                            56

                                          Введение

Принятый в декабре 2009 года Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» с прогнозируемым дефицитом бюджета более трех триллионов рублей, инфляцией 9-10 процентов, стоимостью доллара 33,9 рубля, нефти марки Urals – 58 долларов за баррель, с перспективой исчерпания Резервного фонда как основного источника покрытия дефицита бюджета, вызвал к себе массовый интерес. Вопрос о том, что будет с нами после исчерпания «подушки безопасности» и ,не дай бог, колебаний цен на нефть ниже отметки в 58 долларов за баррель, как это случилось в конце 2008 года, волнует сегодня всех без исключения. Нефтегазовую зависимость российской экономики и государственного бюджета обсуждают сегодня не только в СМИ, но и в семейном кругу и у подъезда на лавочке.

      Автор данной работы давно следит за событиями, происходящими в бюджетной системе России. Даже поступление в Академию госслужбы было продиктовано желанием разобраться во всех процессах и изучить ситуацию с помощью профессионалов. Интерес к теме бюджетирования сформировался давно, как у экономиста и руководителя бизнеса. Ежедневный анализ основных финансовых и производственных показателей для оценки текущего состояния дел стал  первой необходимостью для принятия управленческих решений и сохранения  стабильности бизнеса, говорить о его росте сегодня не приходится в виду отсутствия возможности инвестиций и роста расходов, которые в период кризиса пришлось срочно пересматривать, чтобы выстоять. Быть в курсе событий происходящих в стране и мире еще одно правило успешного ведения дел.

      В связи с этим трудностей с выбором темы для данной курсовой работы не возникло, она давно актуальна не только для автора, но и для всей страны в целом.

      Изучении специальной литературы по теме «Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности» показало, что все источники можно разделить на три группы: это литература раскрывающая государственный бюджет в  теоретическом аспекте, как макроэкономическую категорию в теории экономики, например учебник В.Д. Камаева, вторая группа – это источники, в которых хорошо освещены процессы реформирования российской экономики и бюджетного устройства в том числе, но дата их издания 2000-2008 год, а это значит, что мировой кризис существенно изменил те оценки, которые приводятся в этой литературе, в третью группу отнесены учебная литература, периодические издания и Интернет ресурсы , в которых отражена картина сегодняшнего дня, приведены реальные цифры, на основе которых можно провести анализ и сформировать свое отношение к процессам происходящим в России в рамках мирового экономического кризиса  –это Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год» от 28.12.2009 г. № 382 – ФЗ; Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 02.12.2009 г. № 308 –ФЗ; «Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах» от 20 мая 2009 г; «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации» от 12 ноября 2009 г; «Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» от 20.08.2009 Министерства финансов РФ; «Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.» (проект) от 19.02.2010 г. Министерства финансов РФ; «Итоги 2009 года и прогноз экономического развития на долгосрочную перспективу» (обзор макроэкономической тенденции № 70) от 02.03.2010г. Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования; учебное пособие Федосова В.А. «Бюджетная система Российской Федерации» 2009 года издания.

     Только объединив и сопоставив информацию всех этих источников стало возможным написание данной работы.

По мере изучения литературы пришло понимание того, что цель работы будет носить многогранный характер.

Цель исследования заключается в том, что по средствам изучения теоретического и практического материала о государственном бюджете, как основного инструмента государственного регулирования экономического и социального развития, сформировать систему знаний, которая позволит разобраться в проблеме дефицита и сбалансированности федерального бюджета России на 2010год  и плановый период 2011 и 2012 годы, а так же понять перспективы экономического развития России.

Для реализации поставленной цели необходимо будет решить ряд задач:

1. рассмотреть структуру бюджетного устройства;

2. изучить определения государственного бюджета и его функции;

3. выявить взаимосвязь между доходами и расходами государственного бюджета в теоретическом и практическом аспектах;

4. изучить причины возникновения профицита и дефицита бюджета и установить их влияние на определение бюджетной политики государства;

5. рассмотреть основные характеристики федерального бюджета 2010 на плановый период 2011 и 2012 гг.

 

В ходе написания работы объектом для исследования будет выступать бюджетное устройство и его процессы. В свою очередь предметом изучения станут: бюджетное право; бюджетная система; государственный бюджет; бюджетная классификация; бюджетная политика; доходы и расходы бюджетов; профицит и дефицит бюджетов, а также источники покрытия дефицита.

 

  Исследование будет построено на основе теоретических и практических данных, с выявлением их дискуссионного характера при освещении  в разных источниках. Для решения поставленных в работе задач, логично начать рассмотрение вопросов с их теоретической основы, подкрепляя практическими данными из официальных источников. В заключении будет дана оценка о достижении поставленной в работе цели.

 1. Бюджетное устройство  РФ

«Бюджетное устройство РФ-это организационно-правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья и определить формы взаимосвязи между ними. Оно базируется на государственном устройстве, отражая взаимосвязи, характерные для последнего.»[12 c.19]

Бюджетное устройство, отражая сложную иерархию бюджетных взаимосвязей внутри страны, включает в себя: бюджетное право, бюджетную систему и принципы ее функционирования, бюджетные полномочия органов публичной власти.

 

Бюджетное право

Бюджетное законодательство является частью широкого круга правовых отношений, которые называются бюджетное право.

Бюджетное право - это совокупность правовых норм, определяющих устройство страны и бюджетный процесс, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

 Иерархически выстроенная по убыванию их юридической силы система источников правового регулирования бюджетных отношений выглядит следующим образом: [12 c.20]

1. Конституция Российской Федерации;

2. общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации;

3. решения Конституционного Суда РФ;

4. внутренние договоры Российской Федерации;

5. бюджетное законодательство, которое включает в себя: федеральное бюджетное законодательство (Бюджетный кодекс РФ); ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете, региональное бюджетное законодательство (законы субъектов РФ, в том числе – о бюджете); муниципальные правовые акты, в том числе- о местных бюджетах, принятые представительными органами местного самоуправления;

6. подзаконные нормативные правовые акты по бюджетно-правовым вопросам: акты органов общей компетенции (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с бюджетной деятельностью, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, исполнительными органами местного самоуправления; акты органов специальной компетенции – ведомственные подзаконные нормативные правовые акты;

 

Формирование бюджетного законодательства РФ как специфической отросли права, начатое в 90-е гг. прошлого века, продолжается и в настоящее время, на этапе бюджетной реформы, которая связана с одновременным реформированием бюджетной системы РФ и бюджетного сектора экономики.

В учебном пособии И.П. Денисова рассматривает этапы реформирования бюджетной системы в рамках принимаемых законодательных актов начиная с 90-х годов по настоящее время.[11]

   В начале 90-х гг. XX в. Новая концепция бюджетного устройства России, предусматривающая ее значительную децентрализацию, обеспечивалась принятием ряда законодательных актов, регламентирующих расширение демократических принципов построения бюджетной системы и усиления территориальных аспектов управления. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в 1991 г. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» Большое значение для развития бюджетной системы имели Конституция РФ (1993 г.) и Закон РФ от 15 апреля 1993г. «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления».  Этот закон установил права субъектов РФ, также местных территориальных образований в лице их законодательных и исполнительных органов власти на получение доходов в соответствующие бюджеты, расходование средств этих бюджетов, определял взаимоотношения указанных органов в бюджетном процессе. Закон регламентировал также общие принципы составления рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, формирование и использование внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития национально-государственных и административно-территориальных образований. В 1995 году был принят Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, который ввел новое понятие – «муниципальное образование». Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определил основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления. Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2000 г., закрепил основные изменения в бюджетном законодательстве, произошедшие с 1991 г., установил концептуальные положения в области функционирования бюджетной системы, регулирования межбюджетных отношений, реализация бюджетного процесса. «Бюджетному кодексу принадлежит приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса. Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты, принятые исполнительными органами самоуправления, а также акты органов специальной компетенции, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ. Бюджетный кодекс РФ устанавливает:

1. общие принципы бюджетного законодательства;

2. основы формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной  

системы РФ;

3. систему управления государственным долгом, заимствованиями;

4. порядок регулирования дефицита бюджета;

5. основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

6. механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на  

средства бюджетов бюджетной системы РФ;

7. основания и виды ответственности за нарушение бюджетного

законодательства РФ.» [11 c.48]

  

Наряду с общими методологическими требованиями бюджетное законодательство России должно учитывать и специфику самой бюджетной сферы, развитие которой должно определять основные направления совершенствования действующего законодательства, его реформирования. Важным шагом в повышении результативности бюджетных процессов стала правительственная Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., разработанная во исполнение Бюджетных посланий Президента РФ и утвержденная Постановлением Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22.05.2004 г. № 249. Сутью реформирования Концепцией было объявлено смещение акцентов от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках среднесрочных ориентиров. Важнейшим компонентом модели «бюджетирования, ориентированного на результат» является программно-целевое планирование, при котором, выделение бюджетных ресурсов в распоряжение администраторов бюджетных средств, происходит в зависимости от достижения ими запланированных целей и конкретных результатов деятельности, измеримых количественными и качественными характеристиками. К примеру программно-целевого планирования можно отнести создание и реализацию приоритетных национальных проектов по развитию образования, здравоохранения, сельского хозяйства и строительства доступного жилья. В послании Федеральному Собранию весной 2004 года Президент Владимир Путин сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья: «Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал»- образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных шагов, перемен к лучшему.»[22]. Таким шагом на пути модернизации социальной и бюджетной политики стало заявление осенью 2005 года о создании приоритетных национальных проектах, которые реализуются с 2008 года. Кроме приоритетных национальных проектов, в 2006-2007 гг, была разработана программа по Инвестиционному фонду РФ, в которую вошли 20 инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение.

 О необходимости реформирования бюджетного процесса было заявлено и  министром финансов РФ А. Л. Кудриным 9-10 июня 2006 года на встрече министров финансов стран «Группы восьми» в Санкт-Петербурге. «Результатом данной работы стал документ, в котором были изложены «Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами». В основе документа содержится базовый перечень принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами:

1. финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность;

2. стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов;

3. эффективная и справедливая система межбюджетных отношений;

4. консолидация бюджета и бюджетного процесса;

5. среднесрочное финансовое планирование;

6. бюджетирование, ориентированное на результат;

7. эффективный финансовый контроль, отчетность, мониторинг.» [12 c.13]

Таким образом, началась серьезная работа по усилению координации в продвижении инициатив, стимулирующих применение существующих международных стандартов и улучшении практики в налогово-бюджетной сфере, необходимая для укрепления общественных финансов.

 

Завершением этапа реформирования бюджетного процесса стало принятие в начале 2007 года поправок в Бюджетный кодекс РФ и уже летом того же года впервые был разработан и принят федеральный бюджет на 2008-2010 гг., в его основу был положен метод «скользящей трехлетки»: ранее утвержденные проектировки второго и третьего годов трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом утверждение проектировок на второй и третий годы не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Бюджет на три года преследует цель сбалансированности в долгосрочном периоде.

С 1 января 2008 г. вступил в действие Федеральный закон «О внесении изменений бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных актов РФ» от 26 апреля 2007 №63-ФЗ г.[3] основными новациями указанного закона явились:

1.  переход бюджетов бюджетной системы РФ к среднесрочному  

 финансовому планированию (на трехлетний период);

2. четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание  

государственных услуг физическим и юридическим лицам с  

 выполнением государственных заказов, введение механизмов  

 обеспечения деятельности организаций новых организационно-

 правовых форм;

3.  упорядочение в соответствии с едиными принципами организации  

 бюджетного процесса;

4.  утверждение основных принципов и позиций бюджетной  

 классификации;

5.  планирование расходов на основе разделения действующих и     

 принимаемых обязательств;

6.  системное описание состава и полномочий участников  

          бюджетного процесса, прежде всего главных распорядителей и   

          получателей бюджетных средств, главных администраторов  

          доходов бюджета и главных администраторов источников  

          финансирования дефицита бюджета.

  Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации.

 

Бюджетная система

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система определена как  - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» [2, ст.6].

Бюджетная система любого государства зависит от государственного устройства, которое определяет административно-территориальное деление страны, уровни государственной власти и соответствующие им органы, основы разграничений предметов ведения и полномочий между ними. Все государства принято разделять на унитарные, федеративные и конфедеративные.

В унитарных государствах бюджетная система имеет один или два уровня, что соответствует системе правления -одноуровневой или двухуровневой.

В федеративном государстве действует конституция федерации, но наряду с ней члены федерации имеют свои конституции или другие субнациональные законы. Для федерации характерны иерархия органов управления, разграничение полномочий между уровнями власти, определенная степень независимости каждого уровня власти, органы управления избираются. Бюджетная система федеративного государства  состоит из трех звеньев: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты.

   Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства, состоит из трёх уровней:

1. первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и       

бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты  

территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. третий уровень – бюджеты муниципальных районов и бюджеты

городских и сельских поселений (около 29 тысяч городских,    

поселковых и сельских бюджетов).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов и субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются законодательно и служат для аналитических и статистических целей. В обязательном порядке  предоставляются в вышестоящие органы власти, а также для депутатского корпуса в пакете документов, сопровождающих законопроект о бюджете.

Характеристика бюджетной системы предполагает не только определение ее структуры, но и принципов организации, что формирует содержание бюджетного устройства государства.

Принципы организации бюджетной системы установлены Бюджетным кодексом РФ [2, гл.5] , причем с 1 января 2008 г их состав расширен до 13.

1. принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;

2. принцип разграничения доходов и расходов и источников  

финансирования дефицитов бюджетов между уровнями  

бюджетной системы;

3. принцип самостоятельности бюджетов;

4. принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской  

Федерации, муниципальных образований;

5. принцип полноты отражения доходов, расходов и источников  

финансирования дефицитов бюджетов;

     6. принцип сбалансированности бюджета;

7. принцип результативности и эффективности использования

бюджетных средств;

8. принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9. принцип прозрачности (открытость) бюджетов;

10. принцип достоверности бюджета;

11. принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;

12. принцип подведомственности расходов бюджетов;

13. принцип единства кассы.

  Сформировать бюджетную систему в соответствии с приведенными структурой и принципами возможно посредствам взаимодействия субъектов бюджетных правоотношений и их полномочий.

 

Бюджетные полномочия

  Бюджетные полномочия - это права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. В гл. 2 Бюджетного кодекса РФ установлены бюджетные полномочия для каждого уровня публичной власти – федерального, субъектов РФ, а также для муниципальных образований.

      Разделение и законодательное закрепление бюджетных полномочий за каждым уровнем власти является неотъемлемым условием построения межбюджетных отношений в РФ в русле бюджетного федерализма. Основное правило заключается в том, что установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, рамочного регулирования бюджетного процесса и межбюджетных отношений закрепляется за федеральным уровнем, что является реализацией принципа единства бюджетной системы РФ. При этом государственные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с принципом самостоятельности наделяются широкими, но законодательно ограниченными правами по осуществлению бюджетного процесса на своей территории.

    Участниками бюджетного процесса являются [12 c.150]:

1. Президент Российской Федерации;

2. высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;

3. законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

4. исполнительные органы государственной власти;

5. Центральный банк РФ;

6. органы государственного финансового контроля;

7. органы управления государственными внебюджетными фондами;

8. главные распорядители бюджетных средств;

9. главные администраторы доходов бюджета;

10. главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

11. получатели бюджетных средств.

      Анализ бюджетных полномочий публично-правовых образований позволяет их сгруппировать по следующим  направлениям: составление и рассмотрение проектов бюджета, утверждение и исполнение бюджетов, контроль за их исполнением, осуществление бюджетного учета, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

 Главную цель проводимой Правительством РФ бюджетной реформы в бюджетных полномочиях, правоотношениях можно определить в следующем : федеральные и региональные органы власти, а также органы местного самоуправления, реализуя закрепленные за ними полномочия, должны формулировать четкие цели развития страны, региона или муниципального образования, отвечать перед обществом за достигнутые результаты, обеспечивать преемственность и предсказуемость бюджетной политики, прозрачность своих бюджетов.

 

 2.  Государственный бюджет



2020-03-17 153 Обсуждений (0)
Бюджетное устройство РФ                                                                 7 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бюджетное устройство РФ                                                                 7

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)