Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профицит и дефицит бюджета



2020-03-17 142 Обсуждений (0)
Профицит и дефицит бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок




     Профицит означает превышение доходов над расходами бюджета. В бюджетном кодексе РФ статья, регламентирующая профицит бюджета отсутствует. В то же время в БК РФ есть ст. 232, касающаяся использования доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх доходов, утвержденных законом о бюджете. В соответствии с этой статьей доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденных федеральным законом объема доходов (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), могут направляться Министерством финансов РФ без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на:

1. замещение государственных заимствований;

2. погашение государственного долга Российской Федерации;

3. исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации в случае недостаточности предусмотренных на их    исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном    п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ.[12 c.114]

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов, что вызывает у экономистов противоречивые оценки.  Устойчивая  динамика профицита федерального бюджета с 2000 по 2007 годы нашла свое отражение в формировании бюджета на 2008-2010 гг. при этом рост расходов, как мы отмечали выше, предполагался порядка 30%. В то время, как рост ненефтегазовых доходов практически не изменился. Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова на сайте газеты «Ведомости» отмечает: «Россия смогла бы сверстать в 2010 году бездефицитный бюджет, если бы нефть стоила 105 долларов за баррель. Однако в 2008 году бюджет оставался бездефицитным при цене на нефть в 62 доллара за баррель, т.е. зависимость бюджета от стоимости нефти увеличилась на 70 % за два года.»[21] По мнению Орловой, если расходы российского бюджета останутся неконтролируемыми, для сохранения баланса бюджета понадобится постоянный рост цен на нефть.

«Однако если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет». Считает В.Д. Камаев [8 c.405].  Дефицит бюджета во многих странах – обычное явление, способное стимулировать экономический рост в стране. Тем не менее? надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения в экономике отражает дефицит бюджета. Дефицит бюджета образуется в основном в годы экономических кризисов и войн или же в следствии попыток форсировать экономический рост. Существуют традиционные способы покрытия бюджетного дефицита - это государственные займы внутренние и внешние, ужесточение налогообложения , увеличение денежной массы. Последствия дефицита государственного бюджета в основном носят отрицательный характер – это и рост инфляции, уменьшение инвестиций в реальный сектор экономики, увеличение государственного долга и конечно же секвестр, т.е. сокращение расходов госбюджета, что мало приемлемо для бюджетополучателей и политически опасно для правительства. 

Сегодня, сравнивая приоритетные направления развития экономики России, в бюджетной политики 2008-2010 гг., 1  мы видим, радикальное изменение, а местами даже отказ от отдельных направлений в бюджетной политике, принятой при формировании бюджета 2010-2012гг., 2  в условиях мирового криза и образования глубокого для отечественной экономики дефицита бюджета в 2009 году.

 

 

___________________________

1 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования «О развитии российской экономики в 2008-2009 гг. и прогнозе на 2010-2012 гг..» // Режим доступа: http://www/forecast.ru

2 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования «Итоги 2009 года и прогноз экономического развития на долгосрочную перспективу.» (обзор макроэкономической тенденции № 70) от 02.03.2010 г..// Режим доступа: http://www/forecast.ru

 

 

Цели и задачи бюджетной стратегии на 2008-2010 годы 1. «…повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности-удовлетворении потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи. Основа для решения социальных проблем- высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства... 2. обеспечение обороноспособности и безопасности…; 3. создание условий для будущего развития…;»   Цели бюджетной политики в 2010-2012гг 1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса. 2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов. 3. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств. 4. Повышение эффективности налоговой системы. 5.Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам. 6. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

      

    Таким образом, если бюджет 2008-2010гг. называли «бюджетом для граждан», то бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности. В условиях сохраняющегося дефицита бюджета на среднесрочную перспективу проблема сбалансированности бюджета становится одной из ключевых. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 мая 2009 года «О бюджетной политике в 201002012 годах», а также в Федеральном законе от 02.12.2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год и определены пути приведения бюджетов к балансу.[7,6,5]

3.3 Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

       Федеральным законом от 02.12.2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год. Федеральный бюджет принят на  на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализует основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 20 мая 2009 г: «Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010–2012 годах по сравнению с 2009 годом. Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.»[6]  В качестве основных приоритетов бюджетных расходов Бюджетным посланием определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.

  В таблице 3.3.1 приведены основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов и отчетные данные по бюджетам с 2005 по 2009 годы. Анализ данных позволяет наглядно увидеть перелом произошедший в 2009 году, причем с глубоким провалом с устойчивого профицита в течении нескольких лет к дефициту в 2,3 трлн рыблей и последующим его сохранении на планируемый период в 2011-2012 годы. 1

 

_______________________

1Экономическая экспертная группа Министерства финансов РФ «Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» от 20.08.2009// //. Режим доступа: http://www.eeg.ru

 

                                                                                                     Таблица 3.3.1

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Показатель

Отчет

Ф-З № 308 от 02.12.2009г.

2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Доходы, млрд. руб. 5 127,2 6 278,8 7 781,1 9 275,9 7336,8 6 950,0 7 455,7 8 069,6
%% к ВВП 23,7 23,3 23,5 22,2 17,0 15,7 15,7 15,5
Расходы, млрд. руб. 3 514,3 4 284,8 5 986,6 7 570,9 9636,8 9 886,9 9 389,8 9 681,0
%% к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9 23,2 20,0 18,5
Дефицит/профицит, млрд. руб. 1 612,9 1 994,1 1 794,6 1 705,1 -2300,1 -3 186,6 -1934,1 -1611,4
%% к ВВП 7,5 7,4 5,4 4,1 -8,9 -6,8 -4,0 -3,0

        В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год. Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.

       Таким образом, в 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

        Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в 2011-2012 годах – иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 3.3.2): 1

                                                                                                     Таблица 3.3.2

Источники покрытия дефицита федерального бюджета
млрд. рублей

Наименование 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего 3 418,8 3 186,6 2 011,7 1 563,8
в %% к ВВП 8,9 7,5 4,3 3,0
в том числе:        
за счет средств Резервного фонда 3028,3 1 674,6 5,6 -
в %% к ВВП 7,9 4,0    
за счет Фонда национального благосостояния - 681,7 737,0 712,1
в %% к ВВП - 1,6 1,6 1,4
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета 405,2 830,3 1 269,1 851,7
в %% к ВВП 1,05 2,0 2,7 1,6

       В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (таблица 3.3.3): 1

________________________

1Экономическая экспертная группа Министерства финансов РФ «Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» от 20.08.2009// //. Режим доступа: http://www.eeg.ru

Таблица 3.3.3

Прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
млрд. рублей


Наименование

2009 год

Прогноз

Прогноз 2010 год 2011 год 2012 год
Объем Резервного фонда на начало года 4 027,6 1 550,0 0,0 0,0
%% к ВВП 10,5 3,7 0,0 0,6
Доходы от управления средствами Резервного фонда 205,1 * *  
Курсовая разница 388,2 124,6 5,6 0,0
Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета - 3 028,3 - 1 674,6 - 5,6 0,0
Объем Резервного фонда на конец года 1 592,6 0,0 0,0 0,0
%% к ВВП 4,1 0,0 0,0 0,0
Средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах 42,6 42,6 42,6 42,6
Объем Резервного фонда на конец года без учета размещения в финансовых активах 1 550,0 0,0 0,0 0,0
Объем Фонда национального благосостояния на начало года 2 584,5 2 804,4 2 314,3 1 625,9
%% к ВВП 6,7 6,6 4,9 3,1
Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния 79,2 ** ** **
Курсовая разница 140,7 191,6 48,6 26,2
Использование средств Фонда национального благосостояния   - 681,7 - 737,0 - 712,1
Объем Фонда национального благосостояния на конец года 2 804,4 2 314,3 1 625,9 940,0
%% к ВВП 7,3 5,5 3,5 1,8
Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах 655,0 655,0 655,0 655,0
Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах 2 149,4 1 659,3 970,9 285,0

       Для сохранения бюджетных резервов в форме средств Фонда национального благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составить в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году – 2,7% к ВВП, в 2012 году – 1,6 % к ВВП. Структура иных источников финансирования дефицита федерального бюджета представлена в таблице 3.3.4: 1

Таблица 3.3.4

Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета
в 2010-2012 годах
млрд. рублей

  2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Всего источников 405,2 830,3 1 269,1 851,7
%% к ВВП 1,05 2,3 2,7 1,6
увеличение 1 075,4 1 611,8 1 893,6 1 744,7
уменьшение -670,2 - 781,5 - 624,5 - 893,0
Источники внутреннего финансирования дефицита 604,3 394,2 722,2 232,6
привлечение 1 021,7 962,0 1 097,2 930,6
в том числе государственные ценные бумаги 739,5 844,1 957,5 755,4
погашение -417,4 -567,8 -375,0 -698,0
в том числе государственные ценные бумаги -100,4 -275,7 -208,9 -518,9
Источники внешнего финансирования дефицита -199,1 436,1 546,9 619,1
привлечение 53,7 649,7 796,5 814,1
в том числе государственные ценные бумаги 0,0 613,6 764,7 784,0
погашение -252,8 -213,7 -249,6 -195,0
в том числе государственные ценные бумаги -52,6 -48,2 -115,8 -52,4

_______________________

1Экономическая экспертная группа Министерства финансов РФ «Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» от 20.08.2009// //. Режим доступа: http://www.eeg.ru

          Таким образом, основным инструментом в вопросе установления баланса в бюджете на 20102012 гг. станет использование Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета. Это приведет к тому, что уже в 2010 году он окажется, практически полностью исчерпан. В 2011-2012 годах фонд пополняться не будет. Все средства, которые должны были бы поступать в него в течение года, будут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Предполагаемое использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование части трансферта из федерального бюджета в Пенсионный фонд при отсутствии пополнения фонда также ведет к постепенному снижению объемов фонда. При дальнейшем использовании фонда в таких объемах он может быть исчерпан полностью уже в 2014-2015 годах, что вновь обострит проблему обеспечения пенсионной системы. В этой связи необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность пенсионной системы при одновременном достойном уровне пенсионного обеспечения.

       После исчерпания средств Резервного фонда в 2010 году бюджетная политика будет в большей степени ориентирована на финансирование дефицита федерального бюджета с помощью государственных заимствований. По мнению экспертов Минфина РФ, низкий уровень государственного долга позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации. Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются одними из лучших в мире.
Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2010 – 2012 годы будет направлена на:



2020-03-17 142 Обсуждений (0)
Профицит и дефицит бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профицит и дефицит бюджета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (142)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)