Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология анализа финансовых результатов деятельности организации




 

На современном этапе развития нашей экономики вопрос анализа финансового состояния предприятия является очень актуальным. От финансового состояния предприятия зависит во многом успех его деятельности. Поэтому анализу финансово-хозяйственного состояния предприятия уделяется много внимания.

Сегодня деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основании доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить эффективность деятельности предприятия[33,с.475].

Основным инструментом для этого служит финансовый анализ. Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающие объективную и точную картину финансового состояния предприятия. При помощи финансового анализа можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.

Основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются: распознание реального состояния организации; изучение состава и свойств объекта, его сравнение с базовыми характеристиками и нормативными величинами; обнаружение изменений состояния объекта во времени; определение основных факторов, которые привели к изменению состояния объекта, и учет их влияния; прогноз основных тенденций.

В настоящее время существует множество разнообразных методов финансового анализа, зависящих от различных поставленных целей[1,с.158]. К данным методам можно отнести факторный анализ, предполагающий оценку влияния отдельных факторов на итоговые финансовые показатели с целью определения причин, вызывающих изменение их значений, а также горизонтальный, вертикальный, трендовый, сравнительный и так далее.

Анализ финансового состояния является комплексным понятием, характеризующимся системой финансовых показателей, которые оценивают платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность, финансовые результаты и рентабельность деятельности предприятия.

Оценить финансовые результаты и финансовое положение предприятия можно с помощью анализа бухгалтерской финансовой отчетности.

Бухгалтерская отчетность любого предприятия включает в себя отчет о финансовых результатах, обеспечивающий информацией о финансовых результатах деятельности предприятия[5,с.242].

Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия. Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса.

Источником данных для анализа финансовых результатов и основным источником изменения капитала под влиянием доходов и расходов предприятия является отчет о финансовых результатах.

Данный отчет является источником информации для оценки управленческих решений, способствует отражению уровня компетентности руководства и эффективности деятельности предприятия[9,с.82].

Основной целью формирования отчета о финансовых результатах является обеспечение необходимой информацией заинтересованных лиц в результатах деятельности предприятия. Различают внутренних и внешних пользователей отчета о финансовых результатах.

К пользователям осуществляющих внешний анализ отчета можно отнести кредиторов, проводящие анализ кредитоспособность предприятия для определения возможности погашения долга. Также анализ отчета о финансовых результатах проводят и такие внешние пользователи, как налоговые органы, партнеры, поставщики и т.д.

Структура отчета о финансовых результатах включает в себя данные об общих доходах предприятия за период, затратах, связанных с получением

этих доходов и всех периодических доходах и расходах, не связанных с конкретными видами продукции [11, с. 103].

С помощью анализа показателей отчета о финансовых результатах можно:

- оценить тенденцию изменения доходов и расходов предприятия;

- произвести анализ состава, структуры и динамики валовой прибыли (убытка), прибыли (убытка) от продаж, чистой прибыли (убытка);

- выявить динамику рентабельности продаж; определить факторы формирования конечного финансового результата.

В современных условиях для производителя большую значимость приобретает финансовый результат, при котором важно увеличение не столько количества производимой продукции, сколько прибыли, которая может быть получена в результате реализации этой продукции. Эффективная коммерческая деятельность современных успешных предприятий невозможна без грамотного, корректного и методологически эффективного учета и анализа доходов, расходов и финансовых результатов.

Показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как партнера [19, с. 572].

Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчѐтов принять экономически обоснованные решения.

Анализ финансовых результатов организации проводится в несколько этапов:

1. Предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период.

2. Анализ финансовой устойчивости предприятия.

3. Анализ платежеспособности и ликвидности баланса предприятия.

4. Анализ оборачиваемости оборотных средств.

Итоговый анализ финансовых результатов деятельности предприятия, который проводится в следующей последовательности:

1. Анализ прибыли, её классификация.

2. Анализ экономических факторов, влияющих на величину прибыли, факторный анализ прибыли.

3. Проводится анализ «качества» прибыли (обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли).

4. Анализ использования прибыли на основе отчета о финансовых результатах, рассматривая направления ее использования.

Методология анализа финансовых результатов деятельности организации представляет собой процесс исследования условий и результатов формирования прибыли и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии.

По целям осуществления анализ прибыли предприятия подразделяется на различные формы в зависимости от различных признаков, деление по целям анализа отражено на рисунке 1.4.

Анализ прибыли является одним из важнейших и сложнейших разделов экономического анализа.

Объем реализованной продукции, величина прибыли, уровень рентабельности зависят от конкурентоспособности, спроса на продукцию, от деловой и маркетинговой активности предприятия, его финансовой стратегии [24,с.65].

Другими словами, прибыль и рентабельность характеризуют все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ прибыли начинается с оценки ее общей величины и ее элементов в сравнении с планом и предыдущим годом.

Рисунок 1.4 – Формы прибыли предприятия по целям осуществления анализа

 

Для изучения динамики производится сравнение отчетных показателей прибыли с аналогичными показателями за предыдущий (базисный) период. С этой целью определяются значения абсолютных и относительных отклонений. Объектом особого внимания в организации является прибыль от продаж (финансовый результат от обычных видов деятельности), так как она является главным источником чистой прибыли организации, а, следовательно, и источником роста масштабов всей ее деятельности.

Развитие и углубление экономического анализа является необходимым условием стабильной работы организации и позволяет предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию для достижения конечной цели организации, то есть получения максимума прибыли [25, с. 66].

При общей оценке финансового состояния предприятия используются результаты анализа платежеспособности и ликвидности.

Анализ платежеспособности и ликвидности баланса предприятия представляет собой сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. Все активы и пассивы предприятия можно поделить на группы, указанные в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Группы активов и пассивов по критерию ликвидности

Активы

Пассивы

Группа Характеристика Группа Характеристика
А1 - наиболее ликвидные активы Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения П1 - наиболее срочные обязательства Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы
А2 - быстрореализуемые активы Дебиторская задолженность сроком погашения до 12 месяцев и другие оборотные активы П2 - краткосрочные пассивы Краткосрочные кредиты и заемные средства
А3 - медленно реализуемые активы Запасы, расходы будущих периодов, долгосрочные финансовые вложения П3 -долгосрочные пассивы Долгосрочные кредиты и займы
А4 - труднореализуемые активы Основные средства, дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 месяцев П4 - постоянные пассивы Капитал и резервы

 

Баланс считается ликвидным если: А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, АЗ ≥ П3, А4 ≤ П4.

Первое и второе неравенство показывает текущую ликвидность предприятия, т.е. платежеспособность в ближайшем будущем.

Сравнение А3 с П3 отображает перспективную ликвидность – прогноз платежеспособности.

Четвертое неравенство свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств [14, с. 159]. 

Помимо этого, для анализа платежеспособности можно использовать различные коэффициенты, например, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент промежуточного покрытия, коэффициент платежеспособности и другие.

Показатели отчета о финансовых результатах позволяют выявлять и анализировать влияние факторов на получение финансовых результатов – прибыли или убытка.

Завершающим этапом проведения оценки финансовых результатов является обобщение полученных данных, формирование выводов дается оценка текущей деятельности организации и формируются прогнозы ее развития на перспективу, а также выявляются возможные резервы повышения эффективности деятельности.

Вывод по главе 1: таким образом, при анализе рассматриваются обобщающие показатели финансовых результатов в их динамике, затем изучается их структура, определяется изменение в анализируемом периоде по отношению к базисному периоду; выявляются факторы, приведшие к изменениям; показатели, с помощью которых можно дать количественную оценку влияния факторов на изменение финансовых результатов [20, с. 42].

Результаты анализа финансовых результатов являются информационной базой для сферы управления, используемой для разработки и принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности финансово – хозяйственной деятельности предприятия.

 

 


Глава 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ






Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (67)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)