Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диверсификация производства как фактор увеличения финансово-экономических показателей




 

На современном этапе любое предприятие действует в условиях неопределённости и риска. Здесь и политические риски, и экономические, и международные, и социальные и пр. Учесть все риски в неопределённой среде практически невозможно и тогда на помощь приходит диверсификация. Известно, что при снижении риска инвестиционного портфеля снижается его доходность. Но только не в случае диверсификации производства. Наибольший эффект от диверсификации достигается добавлением в инвестиционный портфель самых разнообразных активов, или активов различных классов. При этом стараются так сформировать инвестиционный портфель, чтобы при падении стоимости доходов от одних инвестиций (при падении стоимости одних активов) рост доходов от другого актива непосредственно компенсировал это падение.

Термин «диверсификация» происходит от двух латинских терминов «Diversus» – разный и «Facere» – делать. Таким образом, диверсификация – в широком смысле – стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства. Ещё этот термин можно определить непосредственно как меру разнообразия в совокупности. Чем больше разнообразие, чем шире ассортимент, тем больше диверсификация. Известно, что диверсификация бизнеса, создание многопрофильного предприятия, расширение ассортимента продукции способствует непосредственно обеспечению рыночной маневренности промышленной компании. Таким образом, диверсификация на предприятии помогает непосредственно повысить его конкурентоспособность, а, следовательно, и прибыльность, рентабельность предприятия.

Классическая теория диверсификации была разработана И. Ансоффом. Его теория построена на основе его знаменитой матрицы «продукт – рынок» [16, ст. 85], а построение стратегий диверсификации основано на портфельном подходе, когда источником конкурентного преимущества выступают преимущественно факторы внешней среды. Так, И.Ансофф непосредственно определил диверсификацию для многих разных клиентов, диверсификацию для одного, собственного клиента, диверсификацию для аналогичных клиентов и, наконец, диверсификацию для новых клиентов.

Диверсифицировать необходимо то производство, которое будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятия на рынке товаров и услуг, а, следовательно, для этого необходимо выделить факторы конкурентоспособности данного предприятия, определить, что является его уникальностью, что непосредственно делает его продукцию более конкурентоспособной. В одних случаях – это цена, следовательно, необходимо направить инвестиции на снижение себестоимости продукции, в других случаях это качество, следовательно, необходимо направить усилия на повышение качества продукции, в третьем случае – это маркетинг и сбыт – и тогда надо направлять капиталовложения непосредственно на усиление этих составляющих бизнес процесса.

Рисунок 3.1 - Диверсификация: анализ государственной политики

Понятие диверсификации так же связано с процессом распространения деятельности компании, завоевание новых рынков сбыта, вхождение в новые отрасли, выход на новые рынки, непосредственно с ориентацией ее на освоение новых сфер влияния. Диверсификация, таким образом, позволяет снизить суммарные издержки на выпуск единицы продукции, при этом повышается доходность бизнеса, или рентабельность. Если провести аналогию с физикой, то современная экономическая теория сравнивает рентабельность с таким показателем, как КПД, который представляет собой соотношение суммы всех издержек и конечной прибыли, полученной от деятельности компании. Рентабельность тем больше, чем больше конечная прибыль или чем меньше суммарные издержки.

Показатель рентабельности – это соотношение разницы между доходами и расходами (прибылью производства) и итоговых расходов. Если, подводя итоги, компания получила прибыль, бизнес считается рентабельным и окупаемым. Процент рентабельности должен быть более 10%, тогда бизнес считается рентабельным. Из такого определения рентабельности напрашивается вывод: рентабельность может быть увеличена двумя способами – увеличением прибыли и снижением суммарных издержек. Существуют различные показатели рентабельности. К ним относятся рентабельность активов, продаж, оборота и пр. Самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности – рентабельность собственного капитала. Этот показатель рентабельности рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Следовательно, исходя из этой формулы, для повышения эффективности вложении можно действовать в двух основных направлениях: либо на увеличение чистой прибыли, то есть на увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж, либо на уменьшение собственного капитала или на эффективное управление текущими активами и пассивами. Диверсификация помогает повысить эффективность вложений как на первом направлении путём расширения ассортимента продукции и выхода на новые рынки сбыта, завоевание новых клиентов, так и на втором направлении – путём эффективного управления активами и пассивами, что снижает потребность в дополнительных капиталовложениях и финансировании, снижает степень риска.

Таким образом, можно сделать вывод, что диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Диверсификация бизнеса позволяет застраховать себя на случай падения спроса основной продукции.

Диверсификация производства важна там, где существует широкий ассортимент продукции и необходимо учитывать неопределённость и риски в изменчивой внешней среде. Очень важно в этом случае проводить маркетинговые исследования рынков сбыта с тем, чтобы сделать правильный выбор инвестиций в тот или иной вид продукции. В любом случае диверсификация позволит всегда оставаться с прибылью, в любых условиях рынка, при любом колебании спроса на продукцию предприятия. Принято выделять связанную и несвязанную диверсификацию. Несвязанная диверсификация наблюдается, когда компания развивает несколько различных несвязанных между собой бизнесов. Несвязанная диверсификация выражается в переходе компании в область, не связанную с текущим бизнесом фирмы, к новым технологиям и потребностям рынка, с целью получения фирмой большей прибыли и минимизации предпринимательских рисков.

Благодаря своей подвижности, гибкости, изменчивости, адаптивности, диверсификационные предприятия оказываются более устойчивыми и конкурентоспособными по сравнению с узкоспециализированными. Особенно стоит обратить внимание на то, что на диверсифицированных предприятиях создаются условия для мотивации, стимулирования и поощрения работников. На таких предприятиях ценятся профессионалы, вкладываются большие инвестиции в человеческий капитал, трудовой потенциал, в личностный рост и развитие сотрудников компании, поэтому на этих предприятиях сохраняется кадровый состав, снижается текучесть кадров, растёт мастерство и профессионализм сотрудников, повышаются их профессиональная компетентность, что в конечном итоге приводит к росту кадрового потенциала.

Более эффективное использование трудовых ресурсов приводит к повышению производительности труда, что так же в конечном итоге приводит к повышению рентабельности путём снижения себестоимости продукции и повышения прибыли предприятия. Поэтому для любого предприятия очень важно своевременно расширять, обновлять и совершенствовать ассортимент производимой продукции – применять стратегию диверсификации. Это будет непосредственно способствовать развитию предприятия в целом. Таким образом, процесс диверсификации производства на предприятии является фактором повышения рентабельности.

годы

Рисунок 3.2 - Коэффициент диверсификации промышленного производства в России с 1995 г. и на перспективу до 2020 г. (проценты)

Связанная диверсификация – это развитие нескольких бизнесов, связанных между собой каким-либо образом (производство, технология, продажи и т.д.). Связанная диверсификация обычно имеет место в промышленности, в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности, добывающих отраслях. Влияние связанной диверсификации производства на конкурентоспособность предприятия происходит путем реализации эффекта синергии, который проявляется в сокращении удельных условно – постоянных затрат и дает возможность ценового конкурентного преимущества предприятия на рынке выпускаемой продукции. При такой диверсификации предприятие использует преимущества, которых добилось в традиционной для себя сфере (использование при диверсификации существующих технологий, возвратного сырья, каналов распределения, производственных мощностей и т.д.). Данное направление получило название синергической диверсификации.

Если рассматривать различные стратегии предприятия, то синергическая диверсификация производства – одна из самых сложных стратегий развития предприятия. Достаточно сложно спланировать и реализовать в реальности одновременное развитие не связанных друг с другом нескольких видов производств, значительное расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции, в рамках одной компании, предприятия, фирмы. Но зато предприятие получает и все преимущества такой стратегии. Успешный результат такого объединения обуславливается действием синергетического эффекта, т.е. когда целое представляет собой нечто большее, нежели сумму частей, причём в несколько раз. Эффект синергии, приводит к увеличению прибыли, значительному снижению издержек, и, следовательно, к повышению рентабельности предприятия. Когда предприятию следует обратиться к диверсификации? Диверсификацию производства следует применить тогда, когда предприятие, испытывает ценовое давление со стороны своих конкурентов, но имеет возможность сократить удельные постоянные издержки на производство и реализацию продукции за счет расширения ассортимента продукции. Сокращая удельные издержки производства и расширяя ассортимент продукции, предприятие становится более мобильным, подвижным, оно может быстро адаптироваться к изменениям, происходящим во внешней среде, быстро реагировать на изменение социальных, политических, экономических, международных и других внешних факторов.

Рисунок 3.3 - Диверсификация: анализ актуальности для отраслей

Рисунок 3.4 - Диверсификация: анализ актуальности для отраслей (условные обозначения)

Благодаря своей подвижности, гибкости, изменчивости, адаптивности, диверсификационные предприятия оказываются более устойчивыми и конкурентоспособными по сравнению с узкоспециализированными. Особенно стоит обратить внимание на то, что на диверсифицированных предприятиях создаются условия для мотивации, стимулирования и поощрения работников. На таких предприятиях ценятся профессионалы, вкладываются большие инвестиции в человеческий капитал, трудовой потенциал, в личностный рост и развитие сотрудников компании, поэтому на этих предприятиях сохраняется кадровый состав, снижается текучесть кадров, растёт мастерство и профессионализм сотрудников, повышаются их профессиональная компетентность, что в конечном итоге приводит к росту кадрового потенциала.

Более эффективное использование трудовых ресурсов приводит к повышению производительности труда, что так же в конечном итоге приводит к повышению рентабельности путём снижения себестоимости продукции и повышения прибыли предприятия. Поэтому для любого предприятия очень важно своевременно расширять, обновлять и совершенствовать ассортимент производимой продукции – применять стратегию диверсификации. Это будет непосредственно способствовать развитию предприятия в целом. Таким образом, процесс диверсификации производства на предприятии является фактором повышения рентабельности.

Диверсификация производства – сложный многоуровневый процесс, предполагающий как расширение ассортимента товарной продукции, так и освоение новых видов производств с последующей переориентацией рынков сбыта, с целью максимизации эффективности производственного процесса, деятельности предприятия в целом, и, как следствие, получения экономической выгоды или предотвращения банкротства.

Диверсификационный процесс в рамках того или иного предприятия зачастую выступает в качестве инструмента концентрации капитала организации: диверсифицируя производство компании открывают для себя возможность проникновения в новые сферы. Таким образом, стратегия диверсификации зачастую применяется предприятиями с целью минимизации риска установления чрезмерной зависимости от одного хозяйственного подразделения. Проблемы рассмотрения диверсификации как способа повышения эффективности деятельности предприятия рассматривали в своих трудах как отечественные, так и зарубежные исследователи.

Вместе с тем, отсутствует исследование прикладных вопросов, связанных с подходом к оценке целесообразности внедрения и эффективности применения диверсификации на предприятиях металлургической отрасли. Современный взгляд на диверсификацию предполагает единовременное развитие дезинтегрированных между собой производств и услуг, расширение номенклатуры и ассортимента производимой товарной продукции в пределах одного предприятия.

Следует отметить, что процессы диверсификации способствуют более эффективному использованию и перераспределению ресурсов, снижению финансово-экономических рисков и повышению конкурентоспособности предприятия. В условиях нестабильности проблема обеспечения устойчивого развития становится для российских предприятий особо актуальной,

В условиях экономического кризиса диферсификацию можно рассматривать как возможность повысить или сохранить свои экономические показатели. Это особенно важно, когда требуется наращение конкурентных преимуществ по сравнению с действующими конкурентами. Немаловажную роль диверсификация товарной продукции играет для снижения производственных рисков и производственных издержек, что позволяет предприятию в условиях кризиса нормализовать прибыль и оптимизировать расходы на производство.

На сегодняшний день экономисты выделяют следующие виды диверсификации:

– диверсификация производства;

– диверсификация рисков;

– диверсификация экономики;

– диверсификация менеджмента;

– конгломератная диверсификация; – диверсификация товарной продукции [11, с. 46].

Поддержание удовлетворительного финансового состояния предприятия ООО «МФПК «Евразия» в кризисное время процесс очень сложный, стоит понимать, что для достижения цели нужно комплексно подходить ко всем аспектам финансовой деятельности и уделять должное внимание каждому из них, так как все процессы внутри организации взаимосвязаны и возникновение проблемы по одному из направлений деятельности может привести к постепенному ухудшению показателей и по другим, что в свою очередь приведет к ухудшению финансового состояния предприятия в целом.

Для решения вышеуказанных проблем необходимо предложить определенный комплекс мероприятий, ориентированных на улучшение финансового состояния организации ООО «МФПК «Евразия», например, такие как:

1) оптимизация размещения оборотных средств;

2) диверсификация производства.

ООО «МФПК «Евразия» необходимо предпринять комплекс мероприятий, направленных на улучшение показателей финансовой устойчивости и деловой активности, среди которых могут быть такие как рост объемов производства (после предварительной оценки возможностей расширения рынков и (или) объемов сбыта продукции), увеличение прибыли (в т.ч. за счет совершенствования механизма ценообразования и повышения производительности труда в компании), ускорение оборачиваемости активов и повышение показателей рентабельности.

Наиболее эффективным мероприятием, которое позволит достаточно быстро улучшить финансовое положение, является диверсификация производства.

Расширить свой бизнес можно различными способами, однако стоит акцентировать свое внимание на более востребованном направлении на рынке. Таким направлением в Калининградской области является выпуск отделочных материалов из искусственного камня.

Современную ситуацию на рынке отделочных материалов из искусственного камня или качественного гипса можно охарактеризовать как сопровождающуюся повышающимся спросом.

Предприниматели, желающие реализовывать бизнес в отрасли, связанной с производством материалом из искусственного камня, должны данный спрос не только поддерживать, но и стимулировать.






Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (68)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)