Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология и методы научно-педагогических исследований, их характеристика и использование в учебно-воспитательном процессе



2015-11-10 1374 Обсуждений (0)
Методология и методы научно-педагогических исследований, их характеристика и использование в учебно-воспитательном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогика (П) как наука. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками о человеке.

П – наука, которая изучает закономерности воспитания, обучения, образования подростковых поколений и взрослых людей. П (греческ. Paidagogike) буквально переводится как детовождение. Педагогом (детоводителем) назывался дядька-раб, который сопровождал сына своего господина в школы, охранял его и нес за ним его учебные принадлежности.

Задачи П:

1) изучает закономерности воспитания, обучения, образования. 2) Теоретическая ее часть; 3) Практическая; 4)Раскрывает технику педагога; 5) Вооружает педагога приемами, сложными в обучении и влияющими на ребенка.

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности обучения:

Философия – фундамент П, в частности та её часть, которая специально занимается проблемами воспитания, то есть философия воспитания.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека.

Дошкольная и школьная педагогика – подсистема возрастной педагогики. Здесь изучают закономерности воспитания человека отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определённых возрастных групп.

Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых.

Сурдопедагогика (вопросы воспитания глухих), тифлопедагогика (- слепых), олигофренопедагогика (-умственно отсталых).

П развивается в тесной связи с другими науками:


 

Методология и методы научно-педагогических исследований, их характеристика и использование в учебно-воспитательном процессе.

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности.

К традиционным методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы-методы.

Наблюдение – наиболее распространенный и доступный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.

Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В современном, несколько более суженном смысле этот метод понимают как изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. В процессе научно–педагогических исследований изучают школьную документацию, характеризующую учебно-воспитательный процесс. В ней содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно–следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников и т. д. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

Изучение ученического творчества – домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному преподавателю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности – это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод.

В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попыткам и исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.

Вce перечисленные традиционные методы взаимодополняют друг друга и применяются в комплексе.

Один из современных методов педагогического исследования –педагогический эксперимент. Пeдaгoгичecкий экcпepимeнт – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ Исследования могут быть длительными и краткосрочными в зависимости от темы и цели. Эксперимент проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.

Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми, как в экспериментальном, так и в контрольном классе.

Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам – направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т. д.

Пользуется популярностью в педагогической среде метод тестирования. Слово "тест" в переводе с английского означает “задача, испытание”. Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Процессы воспитания, образования имеют коллективный характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными – (интервью) или письменными (анкетирование).

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников, учителей, родителей, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Анкетирование непременно сочетается с другими методами исследования.


 

3. Личность как предмет воспитания. Внешние и внутренние факторы ее развития.

Личность – (существо социальное, индивид, рождается существом биологическим) конкретный человек, наделенный индивидуальными способностями и занимающийся каким-либо видом деятельности. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, которое позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью.

Важнейшие понятия личности:

1) разумность;

2) ответственность;

3) свобода;

4) личное достоинство;

5) индивидуальность (проявляется особыми чертами характера и темперамента).

Структура личности:

1) биологический компонент;

2) социальный;

3) психический.

Под развитием (сложный закономерный процесс) понимается взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, который происходит в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также в его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности и убеждения.

Факторы развития:

1) биологический, т.е. наследственный (внутренний фактор);

2) социальная сфера (внешний);

3) воспитание (внешний);

4) деятельность (внешний).

Биологический – детям передаются особенности нервной системы, исследуется вопрос о наследственных способностях. (мозг, структура больших полушарий. Природные задатки (склонность к музыке)).

Социальная среда – общество, которое окружает человека создает время становления личности. Куда человек попадает после рождения. Это и социальные отношения и обстановка, в которой живут люди.

Воспитание – форма внешнего воздействия на развивающуюся личность. Она осуществляется: 1) целенаправленно; 2) под воздействием воспитывающей роли среды. Личность формируется в процессе деятельности. Нет деятельности – нет развития. Деятельность расширят кругозор ребенка.


 



2015-11-10 1374 Обсуждений (0)
Методология и методы научно-педагогических исследований, их характеристика и использование в учебно-воспитательном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология и методы научно-педагогических исследований, их характеристика и использование в учебно-воспитательном процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)