Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общение в образовательном процессе



2015-11-10 2202 Обсуждений (0)
Общение в образовательном процессе 5.00 из 5.00 3 оценки




Один из видов общения в образовательном процессе является педагогическое общение. Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (процесс обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри учебного коллектива.

Л.М. Митина выделяет следующие функции педагогического общения:Информационная функция заключается в обмене информацией между педагогом и воспитанником. Реализация этой функции способствует трансформации накопленного жизненного опыта, научных знаний, обеспечивает процесс приобщения личности к материальным и духовным ценностям. Социально-перцептивная функция (познания людьми друг друга). Педагогу важно знать особенности физического, интеллектуального, эмоционального развития каждого ученика, особенности его отношений к учению, труду, самому себе. Психологически грамотное восприятие педагогом воспитанника помогает установить, взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Учащимся также далеко не безразлично, кто работает с ними. Поэтому через общение и совместную деятельность педагог и воспитанники познают друг друга.Функция самопрезентации (самоподачи)помогает самовыражению и учителя, и ученика. Интерактивная функция, т.е. происходит обмен образами, идеями, действиями. Результативность общения во многом зависит от умения педагога устанавливать обратную связь с учениками. Она стимулирует действия учителя, способствует переводу монолога в диалог между ним и учениками.Аффективная функция общения заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, облегчении, психологическом комфорте. Положительно эмоциональное, комфортное общение создает условия для творческой совместной деятельности педагога и воспитанника.

А. А. Лобанов называет еще несколько функций педагогического общения:Воспитательная функция, по его мнению, занимает центральное место в педагогическом общении, ведь один из главных смыслов взаимодействия педагога с учащимися заключается в том, чтобы приобщить учащегося к сложившейся в обществе системе культурных и нравственных ценностей. Функция организации и обслуживания той или иной предметной деятельности: учебной, игровой, трудовой и др. Вплетенное в конкретный вид деятельности, общение выступает способом ее организации, существенно влияет на качество этой деятельности. Особенностями общения объясняется желание учащихся выполнять деятельность, предложенную одним учителем, и отторжение той же самой деятельности, предложенной другим педагогом.

Виды педагогического общения: Непосредственное общениеосуществляется с помощью есте­ственных органов, данных человеку природой: рук, головы, голосовых связок и т.п.Опосредованное общение связано с применением специаль­ных средств и орудий для организации общения и обмена ин­формацией. Это могут быть природные предметы (палка) или культурные средства (телевидение, печать). Примером опосредованного общения может служить проверка учителем письменной работы ученика.

Припрямом общении партнеры лично участвуют в самом акте общения. Например, учитель на уроке не только слышит, как отвечает ученик, но также видит, как он при этом волнуется.Косвенное общение. Партне­ры лично не видят и не слышат друг друга, а передают информа­цию через третье лицо, выступающее в роли посредника. Напри­мер, учитель передает через учеников слова благодарности их ро­дителям за спонсорскую поддержку экскурсии класса в другой город. Главным средством профессионально-педагогического обще­ния является язык, человеческая речь. Психологи называют такое общениевербальным, т.е. словесным.Существует такженевербальное (бессловесное) общение.Это — общение с помощью взглядов, жестов, мимики и других невербальных сигналов.

18.Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе социальным нормам. Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций.

И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Девиантое поведение подразделяется на две категории:Дезадаптивное поведение, в основе которого лежат нарушения психического и личностного развития (аффективное, депривированное, аутичное, аддиктивное). Асоциальное поведение, в основе которого лежат нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, социальная дезадаптация (агрессивное, противоправное, криминогенное). Для того чтобы работа по профилактике отклоняющегося поведения была успешной, необходимо выявить внешние факторы, порождающие различные формы отклонений с целью разработки программы по их дальнейшей нейтрализации или коррекции.

Внешними факторами являются:1. Процессы, происходящие в обществе: отсутствие ясной позитивной государственной идеологии;несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений; безработица; отсутствие государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми; пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации; доступность табака, алкоголя, наркотиков и др.

2. Состояние семьи: неполная семья;материальное положение семьи (как бедность, так и богатство); низкий социально-культурный уровень родителей; отсутствие положительных семейных традиций; стиль воспитания в семье; удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками и др.3. Организация внутришкольной жизни: несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания; плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной систематической связи школы с семьей школьника и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка; неудовлетворительная организация внеклассной работы; профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик - учитель»; необъективный подход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.);Перечисленные факторы риска носят внешний, объективный характер. Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребенка влияютвнутренние факторы риска: ощущение собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и других людей.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами: социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения; глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильным отношением со стороны родителей, учителей; отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, характером и др. причинами; отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления активности, незанятостью полезными видами деятельности; безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, переход социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.Особое значение в этой цепи причин имеет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению с себе подобными. Неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что отражается на их поведении, на формировании личности. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной помощи детям.

Вот почему так важно сегодня в школе создавать среду, которая на будет порождать отклоняющееся поведение. Для развития личности подростка школа может предоставить ему возможность общаться со взрослыми, обладающим высокими нравственными принципами помогает изменить отношение подростков к своему поведению.Типология отклоняющегося поведения

Типология отклоняющегося поведения Л. М. ЗюбинаОтклонения, не являющиеся нарушениями общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками).Нарушения общепринятых этических норм, не являющиеся правонарушениями (жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость и др.), но которые, если их не преодолеть, могут привести к правонарушениям.Правонарушения, то есть поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства.Отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями (у подростков с психопатическими чертами личности, у психически больных людей).

Типология отклоняющегося поведения С. А. БеличевойОтклонения социально-пассивного типа, выражающиеся в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы (отклонение от учебы и работы, бродяжничество, побеги из дома, алкоголизм, токсикомания, наркомания, суицид).Отклонения корыстной направленности, проявляющиеся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляция, мошенничество, вымогательство).Отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, убийства, изнасилования, разбой).Типология «трудных детей» М. А. АлемаскинаТрудновоспитуемые дети, которые равнодушно относятся к учебе, периодически нарушают дисциплину, правила поведения (прогулы, драки), проявляют некоторые отрицательные качества личности (грубость, лживость).Педагогически запущенные дети, отрицательно относящиеся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушающие дисциплину, нормы морали, допускающие проступки (прогулы, драки, курение, употребление алкоголя), постоянно проявляющие отрицательные качества личности (грубость, лживость, лень, жестокость).Дети – правонарушители – трудновоспитуемые или педагогически запущенные дети, совершившие правонарушение (мелкое воровство, хулиганство), нарушающие административные нормы, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.Несовершеннолетние преступники – педагогически запущенные дети, совершившие уголовное преступление, нарушающие правовые нормы и направленные судом в воспитательно-трудовые колонии.

3. Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детейПредупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психологическим навыкам поведения, умению делать здравый выбор, чтобы стать социально компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих негативные воздействия общественного кризиса. Эта политика может включать в себя следующие направления:выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании; анализ результатов изучения мнений учеников, родителей, учителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении обучающихся; подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся; создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска.Это отчасти возможно в результате принятия ряда управленческих решений, посредством повышения эффективности взаимодействия с семьей ученика, организации дополнительного образования. Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если она осуществляется на основе: успешности учебной деятельности; эмоционально положительной, удовлетворяющей учеников системы взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями); психологической защищенности.

32.Результаты учения определяются объективными факторами (свойствами самого заучиваемого материала):Содержание учебного материала.Предметом заучивания могут быть фактические сведения, понятия, умения или навыки. От того, какой тип материала является предметом заучивания, в решающей степени зависят характер и методы обучения.Трудность учебного материала, влияющая на эффективность заучивания, его быстроту и правильность. Трудность заучивания нового учебного материала при прочих равных условиях зависит от его связи с имеющимся у ученика опытом, знаниями и умениями. Чем больше таких связей, тем материал легче для заучивания, и, наоборот (при прочих равных условиях).Важность учебного материала. Определенные сведения или действия могут быть важны сами по себе или для усвоения последующего материала. Они могут быть важны для решения задач, с которыми затем встретится учащийся. Наконец, они могут быть важны для формирования поведения или определенных черт личности. Для успешного заучивания учебного материала он должен обрестизначимость для самого учащегося, т. е. отвечать его потребностям и интересам:Осмысленность учебного материала. Наблюдения и эксперименты свидетельствуют, что осмысленный материал заучивается быстрее, с меньшим числом ошибок, длительнее и полнее сохраняется. Осмысленность зависит от того, имеются ли в арсенале обучающегося понятия и действия, необходимые, чтобы, понять элементы учебного материала и установить связи между ними. Кроме того, осмысленность может иметь разные степени: от смутного понимания, до отчетливой реконструкции всех полученных сведений. Сама осмысленность и ее степень зависят от существенных связей между новым учебным материалом и уже имеющимися знаниями, понятиями ученика.Форма учебного материала. Она может быть жизненной, когда обучение осуществляют на реальных предметах или видах деятельности, и дидактической, когда обучение осуществляется на специально препарированных и схематизированных ученых объектах и задачах. Она может быть предметной, образной, речевой и символической. Эффективность избранной формы изложения зависит от двух факторов: 1) от того, соответствует ли он характеру заучиваемого материала, 2) насколько учащиеся владеют данным языком и насколько он соответствует их мышлению.Заучивание любого материала облегчается по мере повышения его структурности,т. е. логических, семантических и синтаксических связей его частей. Чем больше в материале таких связей нового со старым, тем легче заучивание. Недаром одним из принципов обучения является принцип последовательности и систематичности. Трудности возникают и тогда, когда связи не выделены четко, а замаскированы в фактическом и описательном материале. Объем материала,т.е. количество входящих в него отдельных элементов. Учащийся заучивает не то, что написано в учебнике, а то, что у него получается в результате мыслительной переработки текста и выражения этих результатов в терминах своего опыта. Объем осмысленного учебного материала можно измерить только косвенно числом новых понятий или действий, которые требуется усвоить. Чем больше объем материала, тем тяжелее его запомнить.Ход научения регулируется на основеобратной связи, т.е. непрерывного или периодического контроля и учета текущих результатов. При обучении основным средством такого контроля являются ответы и действия учащихся, степень их правильности, число ошибок. Т.о. если учащийся будет знать, что будет контроль, то он обязательно выучит. Для активизации познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, мышления важно обеспечить проведение занятий в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким). Сюда же относится необходимость соблюдения студентами режима питания, отдыха, движения.Субъективные психологические факторы, влияющие на процесс обученияКак показывают многочисленные исследования, результаты учения во многом обусловлены субъективными факторами:Мотивация – побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. Понятие мотивации включает в себя все виды побуждений: потребности, мотивы, интересы, стремления, цели, идеалы.Мотивы могут быть внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся: наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, и т. д. Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других основных целей (избегания неприятного, достижения общественных или личных успехов, выгоды, карьеры). Сама цель – учение – при таких ситуациях может быть безразличной или даже отталкивающей, а учение носит часто вынужденный характер.К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают человека к учению как к своей цели (интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в информации).Педагог должен использовать разные приемы для формирования и поддержания положительной мотивации у учащихся. Например: это могут быть новые методы обучения, вовлеченность студентов в исследовательскую деятельность и т.д.2) Особенности восприятия.Прием информации осуществляется посредством органов­ чувств человека. Слушает ли студент лекцию или читает, наблюдает ли за действиями экспериментатора во время лабораторных занятий – прежде всего, включаются в работу его ощущения и восприятие, и только затем – запоминание, осмысление, творческая переработка и т. д.Психолог Б.Г. Ананьев подчеркивает, что через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и ­представление, а через слуховую систему – на одном уровне, на ­уровне представления. Это значит, что при чтении информация­ воспринимается лучше, чем со слуха. Совершенно необходимым условием­ того, чтобы информация была воспринята, является приход к­ органам чувств достаточно интенсивных, четких, не искаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия. К сожа­лению, преподаватели не всегда помнят об этом.Острота зрения определяется морфологическими особенностями зрительного анализатора.­ Однако в некоторых пределах воздействие на остроту зрения учащегося находится во власти педагога. Именно в результате ограниченности остроты зрения человека ­в больших аудиториях таблицы «не работают»: они слишком мелки. Величина букв на доске играет немаловажную роль. Так, эксперименты показали, что если учащиеся находятся от доски на ­расстоянии в 3 метра, для комфортного чтения величина букв на­ доске должна быть не менее 2 см, а при расстоянии 6-7 метров­ буквы должны быть уже5 см.

Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Затем идут­ левый верхний угол доски (28%), правый нижний (23%) и ле­вый нижний углы (16%).

Восприятие читаемой информации зависит от расположения его на странице (например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же ­текст, напечатанный более широким планом).Цвет влияет на психику и­ восприятие информации. Выделение шрифта другим цветом при чтении текста спо­собствует закреплению материала в долговременной памяти.­ Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.По мнению специалистов, к взаимодополняющим цветам относятся три пары: красный–зеленый,­ желтый–фиолетовый, синий–оранжевый. Например, красные­ буквы выглядят более насыщенными на зеленом фоне, а зеленые ­на красном.

Цветовой контраст усилится, если очертить буквы­ черным контуром, но ослабнет, если их очертить белым контуром. Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне, затем черный набор на всех цветных планшетках, неудобочитаем желтый ­на белом фоне.Цвет оказывает воздействие на психическое самочувствие человека: зеленый, голубой цвет успокаивает сангвиника и холерика, клонит ко сну флегматика, располагает к замкнутости меланхолика. Красный цвет действует возбуждающе на все­ типы центральной нервной системы.Комбинированное воздействие зрительной и слуховой информации дает наилучшие результаты. Так, исследования показали,­ что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% – в зрительной, если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения (кино, телевизор, компьютер).­ 3) Особенности памяти.Универсальный компонент любого учения – заучивание: совокупность действий обучающегося, направленных на овладение учебным материалом.

Первое условие заучивания можно сформулировать так: то, что необходимо усвоить, должно быть выделено человеком. Проявление личности человека в отборе, переработке и использовании определенных сведений психологи называютустановками.Учение с установкой «до экзамена» сохраняет знания лишь до выхода их экзаменационной аудитории, с установкой на приблизительное заучивание дает приблизительные знания. Восприятие информации без установки на заучивание часто вообще не дает никаких знаний.Лучше запоминается материал небольшими порциями.4) Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявляется педагогом с учетом уровня развития мышления учеников.Например, чтобы усвоить понятия теории, для детей 7–8 лет нужно преподнести эти понятия в предметно-действенной форме (на языке предметов и действий), подросткам – в форме конкретных операций над математическими объектами (на языке образов и операций), для студентов же достаточно речевой и символической формы сообщения соответствующих сведений.5) То, что видит или слышит человек,­ определяется не только тем, что ему показали, или тем, что ему­ сказали. Разные люди могут увидеть разное, рассматривая один и тот же объект. Это же относится к слуховому восприятию. Например назван совершенно новый для слушателей термин. В аудитории возникает шум, лектора просят повторить по буквам, написать на доске. В худшем случае, аудитория молчит, ­но в тетрадях студентов появляются неправильные записи.

Восприятие материала зависит от готовности его воспринять, от ожиданий воспринимающего. Это объясняется тем, что восприятие зависит не только от­ сигналов, пришедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего­ ждет субъект. Чем­ меньше слушатель ждет того или иного сигнала, тем большая­ четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят­ неискаженным. Влияние ожидания, вероятностного прогнозирования на восприятие сказывается не только тем, как человек расслышал слово, но и восприятием смысла ­речи. .

Психологическую формулу успешного обученияможно описатьМ + 4П + С,где М – мотивация, 1П – прием (либо поиск) информации, 2П – понимание информации, ЗП – сохранение информации в памяти,4П – применение информации, С – систематичность занятий.

22. Неуспеваемость – низкая степень успешности усвоения уч материала. По Л.С. Славиной: (С неправильным отношен к учению. С трудом усваивающие учебный материал. С несформированными навыками уч работы.Не умеющие трудиться. С отсутствием познав интересов. По Н.И. Мурачковскому:(С низкой обучаемостью, проявляющейся в слабом развитии мыслит процессов. С отрицательным отнош к учению при высоком качестве мысл Д!. По Н.А. Менчинской: (С низким качеством мыслительной Д!, положительным отношен к учению и сохранением «позиции школьника». С высоким качеством мысл Д! в сочетании с отрицательным отношением к учению при частичной или полной утрате «позиции школьника». С низким качеством мысл Д!, отриц отношением к учению и полной утрате «позиции школьника».) По Ю.З.Гильбух: А. С низкой интенсивностью уч Д! (Отсутствие устойчивых мотивов учения при ярко выраженной направленности на внешкольную активность; Незначительные нарушения отдельных функций эмоционально-волевой сферы; Задержка в развитии эмоционально-волевой сферы); Б. С низкой эффективностью учебной Д! (Низкий уровень развития познават способностей. Инертный тип нервной системы. Большие пропуски учеб времени из-за длительной болезни или неблагопр домаш условий. В. С сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной Д!(Низкая интенсивность уч Д!, обусловленная ее низкой эффективностью. Низкая эффективность учебной Д!, обусловленная ее низкой интенсивностью на начальном этапе обучения. Одновременное проявление признаков низкой эф-ти и низкой инт-ти уч Д!.) Псих ха-ка слабоуспевающих учащихся (по Н.А. Менчинской)Познавательная сфера:недостатки познав развития, пониж обучаемость, интелл пассивность. Мотивационная сфера: доминирующие мотивы учения(избегания наказания, общения с одноклассниками), недостаточное развитие познавательных интересов, несформированность познават потребности.Эмоционально-волевая сфера:высокий уровень школьной тревожность,отрицательные аффективные переживания (повышенная обидчивость, упрямство, агрессивность, конфликтность),аффективное поведение как неадекватная реакция на неуспех в учении. Импульсивность, низкий уровень развития произвольности. Инфантилизм.Психо-профилактика и коррекция трудностей учащихся в обучении (Р.В. Овчарова)1.Пониженная обучаемость(Формирование положительных личностных качеств (трудолюбия, усидчивости, настойчивости).2..Недостатки в развитии восприятия3.Несформированность процессов внимания.4.Низкий уровень развития памяти.5.Недостаткивразвитиимыслительныхоперацийидействий.(Развитиепсихпознавательныхпроцессов.)6.Интеллектуальнаяпассивность.7.Несформированность познавательной потребности. 8.Отсутствие положительной мотивации учения. (Активизация учащ на уроках. Создание ситуаций успеха.) 9.Аффективное поведение как реакция на неуспех в учении вызванный завышенным уровнем притязаний и реальными способностями. (Снижение уровня самооценки.)10.Высокий уровень тревожности.11.Неуверенность.(Повышение самооценки.Создание ситуаций успеха.Обучение способам саморегуляции. 12. Несформированность приемов учебной Д!.(Обучение приемам организации уч.Д)

24. В поведение чел. есть две взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается в конкретной ситуации. Рассмотренные психические проц-ы, явл-я и состояния (ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, способности, темперамент, хар-р, воля и эмоции) обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его мотивации, т.е. стимулирования, направления и поддержки, то она связана с понятиями потребности, мотива и рядом других мотивационных факторов. Эти факторы, кроме потребности и мотива, вкл. в себя цели, стимулы, интересы, намерения, побуждения и влечения.

Термин мотивация имеет два значения: широкое и узкое. В широком значении название мотивация определяет область психологических исследований, связанных с выявлением и изучением факторов, побуждающих, направляющих и поддерживающих (на определенном уровне его активности) поведение чел. Данная область исследований выделилась в психологической науке и стала относительно самостоятельной в начале ХХ в. В более узком, специальном значении под мотивацией понимается совокупность причин, объясняющих поведение чел. Мотивация, кроме того, это проц-с, управляющий поведением чел. Представление о мотивации поведения возникает при попытках его научного объяснения, т.е. в поисках ответов на вопрос типа «почему?, зачем?, ради чего?, с какой целью?» чел. действует или ведет себя определенным образом. Среди всех понятий, используемых в области психологии мотивации, центральное место занимает понятия мотива и потребности. Мотив (от франц. Двигать, быть источником движения, управлять или побуждать) это любой внутренний, психологический или физиологический по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность. Мотив в отличие от мотивировки – это реально действующий, действительный источник поведения. Мотивировка – это объяснение поведения, предложенное чел-м. Мотивировка поведения может как совпадать, так и расходиться с его реальным мотивом. Совпадение мотива и мотивировки наблюдается тогда, когда, во-первых, чел. осознает мотивы своего поведения, во-вторых, готов их раскрыть и открыто признать. Мотивы поведения могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, реально действующими и мнимыми, побудительными и смыслообразующими. Осознаваемые это такие мотивы, которые чел. на самом деле хорошо понимает (осознает), может их назвать и сказать о них другим людям. Неосознаваемые это такие мотивы, которые чел. в данный момент времени вообще не осознает, но они тем не менее реально действуют и оказывают такое же влияние на его поведение, как и осознаваемые мотивы. Долгое время считалось, что у чел. нет таких мотивов поведения, которые он не осознает, что бессознательных мотивов поведения в природе не существует. Однако Фрейд опроверг эту точку зрения и убедительно доказал, что это не так. Он экспериментально продемонстрировал факт наличия у чел. неосознаваемых мотивов, проведя эксперимент.

Реально действующими наз-ся мотивы, которые на самом деле управляют поведением чел., а понимаемыми – мотивы, которые, по мнению самого чел., должны лежать в основе того или иного поведения (предполагается, что понимаемые мотивы в действительности не действуют). Побудительные это мотивы, которые явл-я источниками поведения, а смыслообразующие мотивы, которые, говоря словами Леонтьева (именно он ввел последнее деление мотивов), выражают собой отношение того, что побуждает действия человека, к тому, на что в конечном счете направлена его деятел-ть. Мотивация это совокупность мотивов, побуждений опред-т хар-р деят-ти личности ее поведения и направленность. Мотив это предмет удовлетворения чел. могут быть предмет внешнего мира, идеи.Пять групп мотивов по Маслоу опре-т его жизнидеятельн-ть наз-я треугольник потребности. 1 - физические потребности (в пище, воде, тепле); 2 – в безопасности, защите; 3 – в принятие, уважение, любви; 4 – познавательные (учения); 5 – к самоактулизации (творчество). 1,2,3 низшего порядка, а 4,5 высшего порядка.

Педагогическая мотивация это совокупность стойких мотивов пед-й деятел-и при наличие доминирующего выражающая направленность, ценностное ориентации личности пед-го и опр-т его деятел-ть. Разделены на внешние и внутренние. Внешние общения с коллегами, оплата, заработная плата, престиж профессии, условия. Внутренние приносить пользу людям, обучения, воспитания.

По мнению ученных психологов в педагогической профессии важным яв-ся мотив власти наз-я причины проявления потребностей во власти: контролировать свое соц-е отношение.

26. Классификация наук по Кедрову: технические науки, общественные науки, естественные науки.Y занимает центральное место, как продукт других наук, и как источник их развития и формирования. Y интегрирует данные др. наук, влияет на них, становясь общей моделью человекознания.Ж. Пиаже: Y явл-я центра-й наукой, т.к. изучает человеч-е мышление, а все др. науки выступают как воплощение мышления. Связь Y с биологией, медициной, физиологией, философией, историей, социологией, языкознанием, культурологией, искусствознанием, кибернетикой, физикой. Отрасли Y. Современная Y представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, которые находятся на разных ступенях формирования и связаны с различными областями практики. Фундаментальной частью Y явл-я общая Y - пытается выработать теоретические принципы, обосновать методы и принципы научного познания – теоретич-я или экспериментальная Y. Результаты исследования в общей Y фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов Y-й науки. Зоопсихология – основы психики ж! Возрастная Y - особенности и закономерности развития психики в связи с возрастом. Соц-я Y - закономерности взаимодействия личности и социума. Педагогическая Y - изуч-т закономерности развития личности а проц-е обучения и воспитания. Спец. Y - проблемы анормального развития психики чел. Y труда – рассматривает Y-е особенности трудовой деятельности.

Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные теоретич. Представления и включ. в себя ряд частных разделов или дисциплин (спец. Y).Предмет Y- душа или некие духовные проц-ы. самая древняя точка зрения. Предмет Y - создание или яв-е сознания, т.е. это те явл-я, которые чел. наблюдает в себе: мысли, чувства, желания, т.е. факты внутр. опыта. Изучения явл-й создания ограничены самонаблюдением.Предмет Y - поведение. Поведение чел. и ж! им-т огромное значен. Для понимания психики чел. Основная задача Y адаптация живого существа к окр-й среды.Предмет Y - с позиции диалектического материализма и задача Y выявление законов, фактов, механизмов, формирование и развитие психики и сознания. Для полного понимания предмета Y необходимо раскрыть сущность психических явл-й, которые выступают в форме ощущения, мыслей, чувств и формирования знаний у них в связи с развитием личности и общ-ва.Принцип детерминизма психика опред. образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики ж! опред. естественным отбором, а развитие психики и сознания чел. законом общ-го развития. Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явл-й, их сущности. Выгодским сформулирована мысль о том, что механизмы психических проц-в преобразуются в ходе онтогенетического развития чел. под влиянием общественно исторических фактов, в рез-те освоения чел. продуктом чел. культуры и в ходе общения с людьми. Во взаимоотношении с окр. средой внешнему миру противостоит и воспринимает его не просто чел., а чел. наделенный сознанием, действительность и преобразующий её. Прин-п детерминизма решает еще одну проблему психического разв



2015-11-10 2202 Обсуждений (0)
Общение в образовательном процессе 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Общение в образовательном процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)