Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессиональное самоопределение:его понятие,типы и уровни



2015-11-10 659 Обсуждений (0)
Профессиональное самоопределение:его понятие,типы и уровни 0.00 из 5.00 0 оценок




Профессиональное самоопределение – процесс и результат осознанного и самостоятельного профессионального выбора. Сущности проф-го самоопределения, яв-ся поиск и нахождения личностного смысла выбираемой освоенной и уже выполняемой трудовой деятельности.Типы само- ния :Само-я в конкретной трудовой .Фун-ии операции(свобода минимально).Само-я на конкретном трудовом посту (свобода больше).Сам-я специальности.Само- я в профессии.Само-я в жизненной.Само-е личностное.Сам- е в культуре.

Уровни реализации проф.Возможности.1.Агресивное не приятие проф. Деятельности.- это деструктивный уровень.2.Молчаливое мирное избегание деятельности.3.Реализация стереотипных способов деятельности-работа по образцу.(пассивный уровень). 4.Стремление усовершенствовать отдельные элементы деятельности. 5.Стремление усовершенствовать дея-ть в целом.- творческий уровень.Типы и уровни ненаходяться прямопропорцианально зависимости.Этапы проф. Развития.Наиболее популярной переодизацией проф.образование человека являеться переодизация Климова:1.Оптанта –Ч!выбирающей профессии.2.Адепт-Ч!осваивающий профессию .3.Адаптант-молодой специалист начавший работать самостоятельно.4.Интернал-(свой среди своих)-Ч! Вошедший в проф.сообщество,принятый колекогой.5.Мастер-лудший среди работников.6.Авторитет-лудший среди мастеров.7.Настаник-учитель передающий опыт ученикам. В психологии нет однозначного мнения по поводу профессиональных кризисов. Существует мнение, согласно которому профессиональные кризисы совпадают с возрастными (Столяренко): 1)кризис 23-24 лет: кризис юности – кризис рождения профессионала; 2)кризис середины жизни – кризис (30-40) 35 лет, который совпадает с кризисом последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня. Есть психологи , которые предполагают, что профессиональные кризисы не совпадают с возрастными (Ахмеров). Он считает, что профессиональные кризисы связаны с биографическими: 1)кризис опусташенности; 2)бесперспективности; 3)нереализованности. Зеер выделяют 5 типов кризисов: возрастные, личностные, профессиональные (кризисы нормативные или обязательные); невротические и жизненные (ненормативные или необязательные).

42.Профессия-группа родственных специальностей.Наиболее распространенным определением является определение Климова:Профессия-процесс деятельности(у меня опасная профессия).Профессия-социальная общность, группа людей(в этой профессии недостаток кадров).Профессия-качественная работника(я хочу приобрести вторую профессию).

Основные психологические профессии, выделяет Климов:1.Цель профессиональной деятельности.2.предмет профессиональной деятельности.3.Орудие, средства профессиональной деятельности(то с помощью чего).4.Условия профессиональной деятельности(то, где осуществляется профессиональная деятельность).

Классификация профессии по Климову:По признаку предмета труда 5 типов профессий:1.человек-природа(биологи,доярки).2.человек техника(тракторист, водитель).3.человек-человек(врач,педагог).

4.человек-знак(бухгалтер,экономист,программист).

5.челове-художественный знак(художник,писатель,поэт).

Выделяют 3 класса профессий по признаку целей труда:

1.пластические профессии-изучить,познать(метеоролог,историк)

2.исследовательские профессии-найти, обнаружить(геолог,рентгенолог)

3.преобразующие профессии-сформировать, развить(педагог, парикмахер)

Выделяет 4 отдела по признаку средств труда:

1.ручные-средства:руки и простейшие приспособления(метла,лопата)

2.механические, механизированные-орудия:конвейер(парикмахер)

3.автоматизированные и автоматические(токарь)

4.функциональные-средства:организм человека(певец, актер, педагог).

Выделяют 4 группы по признаку условий труда:

1.профессии с бытовыми условиями труда(учитель,парикмахер)

2.условия:открытый воздух(комбайнер).

3.профессии с необычными условиями труда(шахтер, водолаз)

4.профессии с повышенной моральной ответственностью(цензор, прокурор)

Профессиография – изучение, психологическая характеристика и описание профессии.

Профессиограмма – описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности.

Существуют разные типы профессиограмм:

1.Информационная-используется в целях знакомства человека с профессией.

2.Диагностические-представляет набор методик, используется для изучения пригодности человека к профессии.

3.Методические-рекомендации по повышению производительности труда, профессиональное развитие работника.

Схема информационной профессиограммы:Общая характеристика профессии (социальная ценность результатов труда, история и перспективы развития профессии).Содержание профессиональной деятельности (основные профессиональные функции, задачи и действия, общая характеристика орудий и средств труда).Характеристика условий труда (микроклиматические, социально-психологические, режим труда).Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью.Информация об учебных заведениях, готовящих данных специалистов, и о возможностях профессионального роста.

44.В истории становления концепций обучения­ можно проследить научные представления о психологии человека. ­Подробно общепсихологические основы формирования концепций и направлений обучения проанализированы И. А. Зимней. Несомненным достоинством этого анализа является осмысление генезиса моделей обучения в зарубежной и отечественной педагогической психологии. Кратко рассмотрим влияние психологических теорий на развитие концепций обучения.

1. С середины XVII до конца XIX вв. широкое­ признание и развитие получила ассоциативная психология, которая глубоко исследовала механизмы ас­социаций как связи психических процессов – основы психики (Д. Гартли, Дж. Ст. Милль, Г. Эббингау, В. Вунд).

Анализ основных законов образования ассоциаций (ассоциации по сходству, по смежности, при­чинно-следственные и др.) и вторичных законов их ­образования (длительность первоначальных впечатлений, их оживленность, частота, отсроченность по времени) привели к выводу, что эти законы являются не чем иным, как перечнем условий­ лучшего запоминания. Соответственно запоминание определялось действием механизмов образования ассоциаций.

В рамках этой психологической теории была также разработана ассоциативная теория мышления, со­ставной частью которой стал закон упрочения силы ассоциаций в зависимости от частоты их повторения. ­Это утверждение стало теоретическим обоснованием ­требования многократного заучивания учебного ма­териала путем его повторения.

Экспериментальные данные Г. Эббингауза показали особенности запоминания и заучивания учебного материала, что также легло в основу концепции научения, которая получила дальнейшее развитие в работах бихевиористов.

2. В конце XIX в. Э. Торндайк разработал концеп­цию научения, основанную на теории «проб и ошибок».­ Суть ее заключается в том, что животное в результате ­многократных проб и ошибок случайно находит ту реакцию из имеющихся у него, которая соответствует­ раздражителю – стимулу. Такое совпадение вызывает ­удовлетворение, что подкрепляет данную реакцию и­ связывает ее со стимулом. Далее Э. Торндайк установил, что реакция на стимул обусловлена количеством ­повторений, силой и длительностью стимульного воздействия. Сама же реакция зависит от подготовленности животного к данному действию. На основе теории ­«проб и ошибок» Э. Торндайк сформулировал основные законы научения: закон упражнения, закон эф­фекта и закон готовности. Основываясь на этих законах, он построил кривую научения и разработал тесты­ достижений. Работы Э. Торндайка основывались на ­ассоциативной теории, а методы реализации его концепции научения предвосхитили бихевиоризм. Они ­оказали большое влияние на развитие последующих­ концепций обучения.

4. Большой вклад в теорию и практику обучения­ внесла гештальтпсихология (М. Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка), концепция динамической системы поведения (К. Левин). В контексте этой концепции были ­разработаны понятия «инсайт», «мотивация», стадии ­интеллектуального развития, интериоризации.

В отличие от ассоциативной психологии для гештальтпсихологии первичным, основным элементом ­психики является целое, структура, гештальт, а не отдельные составляющие. В основу гештальтпсихологии был положен постулат, что в процессе восприятия или припоминания возникает спонтанная организация, или, точнее, ­самоорганизация, материала. Она осуществляется в ­соответствии с действующими независимо от субъек­та принципами близости, сходства, «замкнутости», ­«хорошей формы» самого объекта восприятия или припоминания.

В соответствии с этими положениями главной задачей обучения становится обучение пониманию, ­охвату целого, общего соотношения всех частей целого. При этом подчеркивается, что такое понимание ­наступает в результате внезапного возникновения­ решения или озарения – инсайта.

5. Начиная с 20-х гг. нашего столетия одной из ­основных мировых теорий развития интеллекта становится генетическая эпистемология, или концепция­ стадиального развития, Ж. Пиаже. В контексте этой ­концепции разрабатываются понятия социализации,­ центрации – децентрации, специфичности адаптации, обратимости действий, стадий интеллектуального развития.

6. Особое место в становлении современных концепций обучения занимает культурно-историческая­ теория Л.С. Выготского. Его теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и ­развития и многие другие фундаментальные положения легли в основу отечественных педагогических ­концепций последних десятилетий. В наибольшей ­степени основные положения этой теории нашли­ свое развитие в дидактической системе начального­ образования Л.В. Занкова и теории развивающего ­обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Подробно их концепции будут рассмотрены при анализе­ взаимосвязи обучения и развития.



2015-11-10 659 Обсуждений (0)
Профессиональное самоопределение:его понятие,типы и уровни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессиональное самоопределение:его понятие,типы и уровни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)