Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

В КОНЦЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ в





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА

 

 

ЗАРУБЕЖНАЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ

МЫСЛЬ

Часть 1: Соединенные Штаты Америки

Учебно-методическое пособие

 

Тамбов, 2006

 

УДК

ББК

 

 

Составитель:

доктор исторических наук, профессор В.В. Романов.

 

 

Рецензент:

доктор исторических наук, профессор Н.В. Дронова.

 

 

  Зарубежная внешнеполитическая мысль. Часть 1: Соединенные Штаты Америки: Учебно-методическое пособие / Сост. В.В. Романов; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. – 68 с.  

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «международные отношения». Оно включает планы семинарских занятий, методические рекомендации к самостоятельной работе над каждой темой и тексты важнейших документов, необходимых для изучения американской внешнеполитической мысли конца XVIII – начала XXI века. Пособие поможет студентам сориентироваться в основных проблемах курса, подготовиться к работе на семинарских занятиях и к сдаче экзамена.

 

УДК

ББК

 

© Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2006.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Семинар № 1: Американский изоляционизм в конце XVIII – первой половине ХIХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Семинар № 2: Американский интернационализм в конце XIX – начале ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Семинар № 3: Американская внешнеполитическая мысль 20-40-х гг. ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Семинар № 4: США и идеология биполярного мироустройства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Семинар № 5: Внешнеполитические приоритеты США в условиях постбиполярного миропорядка . . . . .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Изучение зарубежной внешнеполитической мысли является важной составной частью подготовки специалиста-международника. Данный курс направлен на выявление глубинных идейно-политических традиций, которые влияют на характер внешней политики крупнейших зарубежных держав. Предметом анализа на лекционных и семинарских занятиях станут, прежде всего, важнейшие теоретические представления об окружающем мире, присущие на различных этапах мировой истории отдельным странам и народам. Будут рассматриваться, кроме того, и официальные доктрины и концепции, которыми руководствовались те или иные государственные деятели при планировании и проведении внешней политики своего государства.



Данное пособие является первой частью учебно-методических материалов к данному курсу. Оно посвящено американской внешнеполитической мысли. Пособие включает в себя планы семинарских занятий, методические рекомендации для самостоятельной подготовки к ним, перечень основной литературы по каждой теме и важнейшие документы, которые необходимы для понимания идейных основ внешней политики США конца XVIII – начала XXI века. Все указанные материалы помогут студентам сориентироваться в основных проблемах курса, качественно подготовиться не только к работе на семинарских занятиях, но и к сдаче экзамена.

 

Семинар № 1:

АМЕРИКАНСКИЙ ИЗОЛЯЦИОНИЗМ

В КОНЦЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ в.

Вопросы для обсуждения:

  1. Дж. Вашингтон и концепция американского изоляционизма.
  2. Доктрина президента Дж. Монро: происхождение и характер.
  3. Внешнеполитические аспекты американской теории «предопределения судьбы».

 

Литература:

  • Болховитинов Н.Н. Доктрина Монро. – М., 1959.
  • История внешней политики и дипломатии США, 1777-1867. – М., 1993.

· Концепция «американской исключительности»: идеология, политика, культура / Отв. ред. Ю.К. Мельвиль, Е.Ф. Язьков // Проблемы американистики. Вып. 9. – М., 1993.

  • Курилла И.И. Споры о внешней политике США в начале 40-х годов XIX века: Дж. Тайлер и Д. Уэбстер // Вопросы истории. – 2002. – № 10.
  • Миньяр-Белоручев К.В. Реформы и экспансия в политике США (конец 1830-х – середина 1840-х годов). – М., 2005.
  • США: политическая мысль и история / Отв. ред. Н.Н. Яков­лев. – М., 1976.
  • Яковлев Н.Н. Вашингтон. Любое издание.

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы:

Подготовку к данному семинарскому занятию следует начать с изучения исторических условий, в которых развивались Соединенные Штаты Америки после обретения независимости. Подумайте, есть ли взаимосвязь между идеями изоляционизма и победой американской революции конца XVIII века? Обращение к документам № 1-2 позволит Вам выяснить, какие аргументы использовались политическими деятелями США для обоснования концепции изоляционизма. Проанализировав документ № 3, попытайтесь уяснить не только идеологические, но и геополитические основы доктрины Монро. Научная литература поможет Вам ответить на вопрос о реальности интервенции Священного Союза в Западное полушарие в 20-е годы XIX века. Почему так настороженно восприняли доктрину Монро латиноамериканские страны? Документ № 4 познакомит Вас с размышлениями известного американского журналиста Джона О’Салливэна (1813-1895) о влиянии на внешнюю политику США теории «предопределения судьбы». Можно ли утверждать, что данная теория является исключительно американским феноменом? Почему идеи «предопределения судьбы» сохраняют свое значение и для понимания современной Америки? Завершая подготовку к семинару, сформулируйте свое мнение об особенностях американского изоляционизма.

 

Документ № 1.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)