Окислительно-восстановительных реакций
Наиболее часто применяются два метода составления окислительно-восстановительных реакций: электронного баланса и ионно-электронный, его еще называют метод полуреакций. Метод электронного баланса достаточно хорошо разбирается в курсе общей химии. Остановимся на методе полуреакций, имеющем прямое отношение к рассмотрению сути процессов, протекающих при различных аналитических операциях, в основе которых лежат окислительно-восстановительные реакции. Этот метод основан на составлении ионных уравнений для процессов окисления и восстановления с последующим суммированием их в общее молекулярное уравнение реакции. Суть ионно-электронного метода заключается в следующем: 1. Записывают схему уравнения реакции. 2. Устанавливают функцию каждого реагента и среду (устно). 3. Записывают схему уравнения в ионном виде. 4. Составляют ионно-электронные уравнения полуреакций окисления и восстановления: а) материальный баланс; б) баланс зарядов. 5. Суммируют частные уравнения полуреакций, предварительно подобрав множители, и записывают полное ионное уравнение с учетом правила сохранения заряда. 6. Записывают молекулярное уравнение. Если в окислительно-восстановительных реакциях участвуют кислородсодержащие ионы, то необходимо учитывать, что: 1) в кислой среде идет образование воды за счет того, что кислород окислителя связывает ионы водорода: MnO4- + 8H+ + 5ē → Mn2+ + 4H2O; Cr2O72- + 14H+ + 6ē → 2Cr3+ + 7H2O; ClO3- + 6H+ + 6ē → Cl- + 3H2O; 2) в щелочной и нейтральной среде кислород окислителя реагирует с молекулой воды с образованием гидроксид-ионов: H2O + O-2 → 2OH-; 3) восстановитель в кислой и нейтральной среде присоединяет кислород из молекул воды, при этом высвобождаются ионы водорода: NO2- + H2O - 2ē → NO3- + 2H+ SO32- + H2O - 2ē → SO42- + 2H+ 4) восстановитель в щелочной среде присоединяет кислород за счет гидроксид-ионов: SO32- +2OH- - 2ē → SO42- + H2O CrO2- + 4OH- - 3ē → CrO42- + 2H2O Проиллюстрируем изложенное на примере окисления сульфита натрия перманганатом калия в различных средах.
Пример 1 (среда кислая): 1. KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O 2. KMnO4 - окислитель, Na2SO3 – восстановитель, H2SO4 – среда. 3. MnO4- + SO32- + H+ → Mn2+ + SO42- + H2O
5 SO32- + H2O – 2ē → SO42- + 2H+ 2MnO4- + 5SO32- + 6H+ → 2Mn2+ + 3H2O + 5SO42- 6. 2KMnO4 + 5Na2SO3 + 3H2SO4 = 2MnSO4 + 5Na2SO4 + K2SO4 + 3H2O Пример 2 (среда нейтральная): 1. KMnO4 + Na2SO3 + H2O → MnO2 + Na2SO4 + KOH 2. KMnO4 – окислитель, Na2SO3 – восстановитель, H2O – среда. 3. MnO4- + SO32- + H2O → MnO2 + SO42- + OH-
3 SO32- + H2O – 2ē → SO42- +2H+ 2MnO4 + H2O + 3SO32- → 2MnO2 + 3SO42- + 2OH- 6. 2KMnO4 + 3Na2SO3 + H2O = 2MnO2 + 3Na2SO4 + 2KOH Пример 3 (среда щелочная): 1. KMnO4 + Na2SO3 + KOH → K2MnO4 + Na2SO4 + H2O 2. KMnO4 – окислитель, Na2SO3 – восстановитель, KOH – среда. 3. MnO4- + SO32- + OH- → MnO42- + SO42- + H2O
1 SO32- + 2OH- – 2ē → SO42- +H2O 2MnO4- + SO32- + 2OH- → 2MnO42- + SO42- + H2O 6. 2KMnO4 + Na2SO3 + 2KOH = 2K2MnO4 + Na2SO4 + H2O Преимущества ионно-электронного метода особенно проявляются при составлении уравнений сложных реакций, если в процессе участвуют два окислителя или восстановителя. Например: As2S3 + HNO3 → AsO43- + SO42- + NO Мышьяк окисляется до иона AsO43-, сера – до иона SO42-, а азотная кислота восстанавливается до NO. Подбор коэффициентов проводим по следующим стадиям. Окисление As2S3 идет по схеме: As2S3 → 2AsO43- + 3SO42- Для установления материального баланса следует добавить 20 молекул воды, т.к. необходимо 20 атомов кислорода: As2S3 + 20 H2O → 2AsO43- + 3SO42- + 40 H+ Далее проводят баланс зарядов: As2O3 + 20 H2O – 28ē → 2AsO43- + 3SO42- + 40 H+ Восстановление азотной кислоты выражается схемой: HNO3 → NO Для материального баланса для связывания атомов кислорода в левую часть необходимо добавить ионы водорода: HNO3 + 3H+ → NO + 2H2O Затем проводят баланс зарядов: HNO3 + 3H+ +3ē → NO + 2H2O Суммируя частные уравнения процессов окисления и восстановления, получают:
28 HNO3 + 3H+ +3ē → NO + 2H2O 3As2O3 + 28HNO3 + 4H2O → 6AsO43- + 9SO42- +28NO + 36H+ 3As2O3 + 28HNO3 + 4H2O = 6H3AsO4 + 9H2SO4 + 28NO
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1080)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |