Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!

Відчуття та їх загальна характеристика





Ощущение - психический процесс, заключающийся в отражении мозгом свойств предметов и явлений объективного мира, а также состояний организма при непосредственном воздействия раздражителей на соответствующие органы чувств.

Ощущение- отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Ощущения отражают только отдельные свойства предмета.

Органы чувств - единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание.

Органы чувств человека получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг.

Возникновение чувства обусловливается преобразованием специфической энергии раздражителя, который влияет в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов, происходит преобразование энергии внешних раздражителя на факт сознания.

Ощущения имеют рефлекторную природа, их физиологической основой является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на соответствующий ему анализатор.

Анализатор состоит из трех частей:

1) Периферический отдел, который является специальным трансформатор внешней энергии в нервный процесс.

2) Афферентные и эфферентные нервы - проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным.

3) Подкорковые и корковые отделы анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, поступающих из периферических отделов.

Классификация ощущений

Ощущение разделяют на 4 группы:

1) Екстрацептивные отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеют рецепторы на поверхности тела (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые).

2) Интроцептивные которые имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов (органические - жажды, голода и т.п.).

3) Кинестатические и статические, дающие информацию о движении и положение нашего тела.

4) Промежуточные и самостоятельные - температурные, вибрационные, равновесия,



ускорения, болевые ощущения.

Кроме того, существуют и такие виды ощущений как зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, ощущения боли, равновесия, движения.

Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений – глаз. Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы – неритмичными и нерегулярными колебаниями. Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетического (двигательного) анализатора. Кинестетические ощущения не имеют специального органа чувств. Они вызываются раздражением нервных окончаний, находящихся в мышцах, суставах, связках, костях. Далее следуют кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида: тактильные (осязательные) и температурные. Иногда все вместе называют тактильными. Казалось бы, бесполезным для выживания и неизвестно зачем подаренным нам эволюцией является вкусовой анализатор. Это некое роскошество на фоне остальных жизненно необходимых ощущений (причем вкусовой анализатор развит у людей значительно сильнее, чем обонятельный).

Ощущения имеют огромное значение в жизнедеятельности человека, так как, во-первых, они обеспечивают связь с внешним миром, являются постоянным источником знаний об окружающей среде. Во-вторых, ощущения связаны с внутренней средой организма, благодаря интерорецепции обеспечивается поддержание нормального состояния организма. И, наконец, ощущения связаны с потребностями организма и благодаря этому выполняют регулирующую функцию. Показано, например, что уровень чувствительности (вкусовой и обонятельной) существенно изменяется в зависимости от уровня пищевой потребности и регулирует пищевое поведение человека и животных.

Основные требования к речи специалистов

Умение говорить подразумевает соответствие педагога осн. св-м речи.

Осн. св-ми речи явл:

1.Значение и смысл слов, фраз(«разум чел-ка проявл-ся в ясности его речи»). Важн. роль играет точность употребления слов, выраз-ть и доступность, правиль-ть построения фразы и ее доходчи-ть, правильность произ-я звуков, слов, выраз-ть и смысл интонации.

2.Речевые звуковые явления: темп речи(быстрый, ср., замедл.), модуляция высоты голоса(плавн., резкая), тональность голоса (высокая, низк.), ритм (равномерн., прерывист.), тембр (раскатистый, хриплый и скрипучий), интонация и дикция. Набл-я показ., что наиболее привлек. в общении явл плавн., спокойная, размерн. манера речи.

3.Выразит. качества голоса: характерн. специф. звуки, возн. при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др; раздилит. звуки: кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации («хм- хм», «э-э-э» и др.)

ВНИМАНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Внимание — один из тех познавательных процессов человека,это направленность и сосредоточенность сознания,которые предусматривают повышение уровня сенсорной,интеллектуальной или двигательной активности индивида.С точки зрения психологии В-фактор,управляющий выбором инфо для восприятия,а с точки зрении физиологии-процесс,в результате которого инфо получает доступ к механизмам памяти и движения,и,соответственно к сознанию.Таким образом,внимание направляет наше сознание на восприятие определенного вида деят-ти,объектов,явлений.Характеризуется объемом- такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека,скоростью переключения- перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной,который может быть произвольным и непроизвольным,и устойчивостью- способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненуж­ные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору посту­пающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредо­точенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность позна­вательных процессов.Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и изби­рательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Рассмотрим основные виды внимания.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально обусловленноевнимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное вниманиене управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует ак­туальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное вниманиерегулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное вниманиене связано с участием воли, а произ­вольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в тече­ние определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальноевнимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избира­тельной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре созна­ния находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллек­туальном внимании объектом интереса является мысль.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (572)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)