Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет педагогики и ее основные категории



2015-11-10 1185 Обсуждений (0)
Предмет педагогики и ее основные категории 0.00 из 5.00 0 оценок




Предметом педагогики является целостный процесс воспитания и образования, развития социально активной личности, подготовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом общественно-экономической обстановки в стране.

Категория (греч. kategoria – суждение) – научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями. Практически везде категориями педагогики считаются: 1)Образование- социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре. 2)Обучение- целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний.

3)Воспитание- целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Очень часто в качестве категорий педагогики указываются:

1)Социализация- становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. 2)Дидактика- раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. 3)Развитие- необратимое, направленное, закономерное изменение сознания. 4)Формирование.

 

Методы педагогики.

Педагогика как наука использует различные методы исследования, обогащает и совершенствует их. Выделяют две группы методов: экспериментально-эмпирические и теоретические.

К первой группе относят методы наблюдения- применяется в процессе практически любого педагогического исследования. Изучение педагогических явлений требует от исследователей их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе. накопления научных материалов и научных фактов; метод выделения, обобщения и распространения передового педагогического опыта; метод констатирующего, проверяющего и преобразующего эксперимента -Педагогический эксперимент как метод исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности преподавателей и учащихся с целью проверки и обоснования теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находят свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы. ; метод естественных и лабораторных экспериментов; метод тестов; метод анкетирования; интервьюирование; изучение учебной документации и письменных работ будущих специалистов. Так, изучая стимулирующую роль оценок знаний учащихся и их успеваемости, нельзя обойтись без анализа ведомостей успеваемости, контрольных, курсовых и дипломных работ.

Ко второй группе относят методы анализа, синтеза, сопоставления, моделирования, структурно-логические, граф-схемы; физическое, в частности электронное, моделирование деятельности педагога, совместной деятельности обучающего и обучаемого; использование математического моделирования, математических и социометрических методов исследования.

 

Образование как система и процесс.

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.

Основные элементы образования — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования.

«Образование направлено на обеспечение всестороннего развития личности путем обучения и воспитания, которые основываются на общечеловеческих ценностях и принципах научности, политкультурности, светского характера образования, системности, единства обучения и воспитания на началах гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, го-ва».

Функции образования:

Образование - это один из способов вхождения чел в мир науки и культуры; практика социализации человека; процесс распространения культурно-оформленных образцов чел-ой деятельности; способствует развитию и сохранению нац традиций; выступает в качестве активного ускорителя культурных элементов.

Процесс – это движение от целей к результату. Это процесс взаимод педагога с учащимся. В результате обучении, воспитания и самовоспитания превращается из пассивного объекта деят-ти в равноправного участника. Образ как результат включ: грамотность, образованность, проф. Компетентность, культура, менталитет.

Содержание образования

Содержание образования – система научных знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает:

-всестороннее развитие умственных и физич способностей учащихся;

- формирования их мировозр, морали и поведения, подготовку общественной жизни, труду.

Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).



2015-11-10 1185 Обсуждений (0)
Предмет педагогики и ее основные категории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет педагогики и ее основные категории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)