Тема 1. Основные подходы к проблеме человеческого развития, критерии и условия нормального и аномального развития
Общая характеристика социальных отклонений и девиантного поведения. Дифференциация девиантного, делинквентного, криминального поведения. Сравнительный анализ концепций девиантного поведения. Биологическая трактовка природы и причин девиантного поведения. Социологический подход. Психологический подход (психоаналитическая, бихевиоральная, гуманистическая теории). Социальные нормы. Генезис и сущность. Классификация социальных норм. Современные представления о норме и патологии. Диспозиционное поведение личности. Модели девиантного поведения. Типология отклоняющегося поведения. Тема 2. Психологические факторы девиантного поведения Понятие агрессии. Теоретические подходы в изучении агрессии. Соотношение понятий. Агрессия и насилие. Агрессия и враждебность. Агрессия и гнев. Виды агрессии. Факторы формирования агрессивности. Диагностика агрессивности. Основные направления коррекционной работы с агрессивными детьми и их родителями. Понятие акцентуации. Анализ подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко. Явная и скрытая акцентуация. Смешанный, промежуточный, амальгамный тип акцентуации.
Семинар. Основные подходы к диагностике профилактике и коррекции отклоняющегося поведения 1. Основные подходы к диагностике отклоняющегося поведения. 2. Общие методы диагностики отклонения в поведении. 3. Специальные методы диагностики. 4. Основные принципы психологической коррекции отклонений в поведении. 5. Общая и специальная психопрофилактика отклонений в поведении. 6. Принципы организации психотерапевтических групп подростков с отклонениями в поведении.
2. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 3. Антонян Ю.М., Гульдман В.В. Криминальная патопсихология. 4. Беличева С.Л. Основы превентивной психологии. - М.: Изд-во Консорциум "Социальное здоровье России", 1994. 5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений/Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. - М.: Академия, 2002 6. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - 3-е изд., испр. - Серия Психология ребенка. - СПб.: Издательство Союз, Лениздат. – 2000 7. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб., 1997 8. Лусканова Н.Г. и соавторы. Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1993. 9. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков/ Сост. В.Ю. Котляков, О.В. Смердов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 64 с. 10. Психогигиена и психопрофилактика. - Л., 1983.
Вопросы к зачету 1.Понятие о девиантном поведении. Критерии и классификация. 2. Социальные нормы, природа, виды, функции. 3.Биологические концепции девиантного поведения. 4.Социологические концепции девиантного поведения 5.Психоаналитические и бихевиоральные концепции девиантного поведения. 6.Проблема нравственного развития в отечественной психологии. 7.Нормальное и аномальное развитие (по Б.С. Братусю). 8.Диспозиционное поведение, уровни, фунуции. 9.Концепция личности Б.С. Братуся. 10.Понятие "фактор" в психологии. 11.Биологические факторы девиантного поведения. 12. Факторы, агенты и средства социализации. 13.Микросоциальные факторы девиантного поведения. 14.Мезо и макросоциальные факторы девиантного поведения. 15. Влияние отдельных психологических особенностей в аномальном развитии личности. 16. Ценностно-смысловая сфера как фактор девиантного поведения 17.Агрессия: виды, мотивация. 18. Адаптационный подход к раскрытию проблемы девиантного поведения. 19.Характерологические особенности и девиантное поведение. 20.Взаимосвязь вида акцентуации и вида девиантного поведения. 21.Специальные методы диагностики девиантного поведения. 22.Общие подходы к диагностике девиантного поведения. 23.Формы и методы профилактики девиантного поведения. 24. Основные подходы к коррекции девиантного поведения. 25. Аддиктивное поведение: определение, виды, причины. 26. Тактика и стратегия психолога в работе с аддиктивным поведением. 26. Суицидальное поведение: определение, виды. 27. Причины суицидального поведения. 28. Пресуицидальный комплекс. 29. Диагностика суицидального поведения. 30. Тактика и стратегия психолога в работе с суицидальным поведением.
Литература Основная 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1997. 2. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальнных групп подростков и молодежи. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК", 2002. 3. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988. 4. Гилинский. Я. В. Афанасьев. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.- СПб, 1993. 5. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. - М.,1981. 6. Клейберг Социальные нормы и отклонения. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. 7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт-М", 2001. 8. Кон И.С. Социализация личности. - М.: Просвещение, 1967. 9. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. 10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. 11. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М., 1996. 12. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. Дополнительная 1. Аберкромби. Н. Социологический словарь. М.: 2000. 2. Актуальные проблемы наркомании: социальные, медицинские правовые аспекты. - Томск, 1997. 4. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М.: Наука, 1987. 5. Антонян Ю.М., Гульдман В.В. Криминальная патопсихология. 6. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия// СоцИс. - 2002. - 8. С. 97. 7. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 517 с. С. 256 - 301. 8. Беличева С.Л. Основы превентивной психологии. - М.: Изд-во Консорциум "Социальное здоровье России", 1994 9. Бердяев Н. О самоубийстве. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. - 24 с. 10. Берн Э. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. Л.,1992. 11. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. УзССР, "Медицина", 1988. 12. Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы//СоцИс. - 2002. - № 5. С.76. 13. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань, 1997. 14. Братусь Б.С., Мишина О.В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность//Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. - 1982. - №1. - С.12-19. 15. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988.- 16. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997 и др. издания. 17. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.,1991. 18. Вингендер И. Аномия и девиация в венгерском обществе// СоцИс. - 2001. - № 3. 19. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений/Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. - М.: Академия, 2002. 20. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 21. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. Основы дефектологии. - М., Педагогика, 1985. 22. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. - М., Медицина, 1964. 23. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 707 с. Стр 118 - 151. 24. Гурьева В.Л., Семке Д.Я. Психопатология подросткового возраста. - Томск, 1994. 25. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты/ Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. М.; Тверь, 1998. 26. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь в 2-х томах. М.: 1999. 27. Дремов С.В. Аддиктивные состояния. Учебное пособие. - Томск: 28. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд. М.,1994 и др. издания. 29. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии//Прикладная психология, 2001, № 1. С 60 - 71. 30. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки// СоцИс. - 2001. - № 2. 31. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психолого-педагогическая характеристика личности проростков с отклоняющимся поведением//Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 35 - 38. 32. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков - Л.: Медицина, 1988. 33. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - 3-е изд., испр. - Серия Психология ребенка. - СПб.: Издательство Союз, Лениздат. – 2000 34. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. 35. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979. 36. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М.,1996. 37. Комплексные исследования в суицидологии. - М., 1986. 38. Кон И.С. Психология ранней юности. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. 39. Кондрашенко В.Г. Девиантное поведение у подростов: социально-психологический и психиатрический аспекты. Минск, 1988. 40. Короленко Ц.П., Галин А.Л. К вопросу о выделении больных с повышенным суицидальным риском по психологическим критериям//Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1978, № 3. 41. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Изд-во "Олсиб", 2001 42. Кучер А.А., Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. № 3. С. 32 - 39. 43. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб., 1997 44. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985. 45. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981. 46. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - 2-е изд. - М.: Смысл, 1997 47. Личко А.Е. Битенский В.С. Подростковая наркология. - Л., 1991. 48. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л., Медицина, 1985. 49. Личко А.Е. Психология и акцентуация характера у подростков. - Л., 1977. 50. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.,1994. 51. Лукас К. Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства/ Пер. с англ. - М.: Смысл, 2001. 53. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия//Социология преступности. - М., 196654. Методические указания к изучению курса Судебной психологии. Задания для выполнения контрольных работ. Планы семинарских занятий. - М., 1980 55. Морозов Г.В. Судебная психиатрия. - М., 1986. 56. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1997. 57. Общие проблемы наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних. - Кемерово, 1992. 58. Патохарактериологические формы девиантного поведения у детей и подростков. - М., 1987. 59. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. 60. Портнов А.А., Федотов Д.Д. Психиатрия. - М., 1971. Сборник статей. 61. Постравматическое стрессовое расстройство. - М., 1995. 62. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков/ Сост. В.Ю. Котляков, О.В. Смердов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 64 с. 63. Психогигиена и психопрофилактика. - Л., 1983. 64. Психологические и социокультурные аспекты профилактики нарко - алкогольной зависимости. - Кемерово, 2000. 65. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987 и др. издания. 66. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996. 67. Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности. Новосибирск, 2000. 68. Соколова Е.Г. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М: МГУ, 1989. 69. Социальная психиатрия: фундаментальные и прикладные исследования. - Л., 1990. 70. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. 71. Фернхейм А., Хейнвейн П. Личность и социальное поведение. - Спб. Питер, 2001. 72. Фисик М.В. Ретроспективное клинико-психопатологическое исследование суицидов// Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2001. № 4. 73. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 1. М.,1998. 74. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. 75. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие/Пер. с нем.; под ред. Скляднева Д.В. - М.: Наука, 2000. 76. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности// Социс. - 2002. - № 5. 77. Шнейдман Эдвин С. Душа самоубийцы/Пер с англ.. - М.: Смысл, 2001. - 315 с. 78. Шпак Л.Л. Социология повседневной жизни. - Кемерово: КемГУ, 2001. - 376 с. С. 190-223, 224-228. 79. Шпак Л.Л. Социология повседневной жизни/ Уч. Пособие. - Кемерово - Кем. Госуниверситет, 2001. - 376 с. С. 233 - 241. 80. Экман П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 1999. 81. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики/Учебное пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. 82. Янко Е.В. Аддиктивное поведение как форма социального отклонения. Учебно-методическое пособие по курсу "Психология девиантного поведения". Кемерово. – 2000.
Социальная психология
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (836)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |