Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законы памяти. Мнемотехнические приёмы запоминания




 

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам. Рассмотрим наиболее важные из них.

Закон осмысления. Чем глубже осмысление запоминаемого, тем луч-ше оно сохраняется в памяти. Смысловую организацию материала обеспечивают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, систематизация, обобщение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда необходимо вспомнить содержание текста. Полезно использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы.

Закон установки. Запоминание происходит лучше в том случае, если человек ставит перед собой задачу хорошо и надолго запомнить. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.

Закон связи с целью деятельности. Помнится лучше то, что в структуре деятельности занимает место ее цели, чем то, что составляет средства осуществления деятельности. Поэтому, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, надо связать его с основной целью деятельности.

Закон усиления первоначального впечатления. Чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационально и эмоционально. При рациональном усилении информацию следует направить по нескольким каналам: нарисовать, пропеть, записать, проговорить и т.п. При эмоциональном усилении запоминать информацию следует на фоне интенсивных положительных эмоций.

Закон контекста. Информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Сходная информация хранится в нашей памяти где-то рядом. Ассоциации помогут вспомнить нужную информацию.



Закон объема знаний. Чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое. Перед запоминанием полезно вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме.

Закон края. В достаточно длинном ряду последовательно воспринимаемых единиц информации лучше запоминается то, что появилось в начале и в конце ряда, т.е. как бы с его края, и хуже запоминается то, что оказалось в середине ряда.

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда. Чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал сред-ний объем его кратковременной памяти: 7±2 (закон Миллера).

Закон торможения. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что заученное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Поэтому нельзя учить физику после математики, литературу после истории. Назовем еще один закон памяти, который называется «реминисценцией»: улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений.

Закон повторения. Повторение способствует лучшему запоминанию. Повторение способствует тому, чтобы информация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память. Немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого «теряется» сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество информации.

Если что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй – через 20–30 минут, третий – через день, четвертый – через две-три недели. Повторение должно быль активным.

Существует много приемов улучшения памяти человека. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется. Рассмотрим некоторые из них.

Метод ритмизации. Он заключается в переводе информации в стихи, песенки, строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

Метод эмоционального ассоциирования основан на связи запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями человека. Установлено, что материал, вызывающий у человека сильные чувства и переживания, запоминается легко. Для того чтобы сделать некоторый материал хорошо и без особого труда запоминаемым, необходимо, чтобы он стал как можно более интересным для запоминающего его человека.

Метод связок. Он заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, единый рассказ.

Метод мест. Он основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить и объединить его образ с образом места, которое легко «извлекается» из памяти. Этот метод основан на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

В качестве постоянного маршрута может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных «мест» внутри комнаты (диван, шкаф, кресло и т.д.). Места нумеруют в определенной последовательности и по выбранному «маршруту» размещают предметы, которые нужно запомнить, фиксируя в памяти их зрительные образы. Так запоминают необходимый материал в определенной последовательности. Знание законов памяти, использование мнемотехники позволяют человеку сделать процесс запоминания более эффективным и легким.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под памятью?

2. Что называется процессами памяти?

3. Какие виды памяти есть у человека?

4. Чем отличается память произвольная от непроизвольной?

5. Чем отличается память оперативная от кратковременной?


Глава 6. Воображение





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)