Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика памяти. Теории памяти




 

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внеш-них воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

В научной психологии проблема памяти, по выражению психолога П.П. Блонского, является «ровесницей психологии как науки». Особое место памяти среди психических функций исследователи видят в том, что ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия, каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект. При этом указывается, что и сама память немыслима вне других психических процессов.

Память обеспечивает целостность и развитие человеческой личности и занимает центральное положение в системе познавательной деятельности. Нормальное функционирование личности и общества без памяти невозможно. И.М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.



Предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий «следов» возбуждений, которые образовались при восприятии предметов или явлений. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств.

Особенность памяти как психического процесса состоит в том, что она непосредственно не направлена на отражение окружающего мира, она не имеет дела с материальными предметами и явлениями. Отражение предметного мира осуществляется в восприятии и мышлении. Память имеет дело со «вторым отражением», с полученными образами и понятиями.

Всякий познавательный процесс непрерывно превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Всякий психический процесс превращается в память в тот момент, когда он становится условием осуществления другого процесса (или последующего шага того же процесса). Это означает, что, превращаясь во «вторичный» продукт, приобретая способность осуществляться в плане представления, он может служить внутренней опорой для дальнейшего развития процесса. Следовательно, элементом памяти становится все, что, «удаляясь» от «вещественной» определенности психики, переходит во «вторичный» продукт, т.е. становится представлением.

Можно сказать, что всякое содержание психики переходит в память в тот момент, когда оно перестает быть собственно «целевым», актуальным элементом познавательного процесса и приобретает служебную функцию по отношению к новому элементу, занимающему место цели. Таким образом, основным механизмом работы человеческой памяти является ее ориентация на будущее. Основной функцией памяти является служение будущему. Отражение прошлого выступает как средство достижения будущего результата.

Среди характеристик памяти выделяются такие природные свойства:

- как скорость запоминания – количество повторений, необходимое для удержания информации в памяти;

- скорость забывания – время, в течение которого запомнившееся хранится в памяти;

- объем запоминания, т.е. количество предметов или фактов, которые в определенное время способен запомнить человек;

- длительность сохранения усвоенного;

- точность воспроизведения;

- готовность памяти, т.е. умение быстро вспомнить то, что требуется.

В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти.

Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей памяти обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. Существуют разнообразные теории памяти: физическая, химическая, биохимическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, а также группы психологических теорий. Рассмотрим психологические теории памяти, т.к. они являются более полезными для понимания законов работы памяти и разработки способов управления ею.

Психологический уровень изучения механизмов памяти хронологически возник раньше других. Одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная психологическая теория, которая возникла в XVII в. и получила преимущественное распространение в Англии. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира. Согласно этой теории память понималась как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости, лежащих в основе кратковременной и долговременной памяти человека.

Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти. В частности, было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени, как сохраняются элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением. Но со временем эта теория столкнулась с рядом неразрешимых проблем, основной из которых явилась проблема объяснения избирательности человеческой памяти, которая не могла быть понята исходя из ассоциативной природы памяти.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальт-теория. Основное понятие этой теории – понятие гештальта – обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме. Динамика запоминания и воспроизведения в их многочисленных проявлениях представлялась следующим образом. Потребностное состояние человека создает у него определенную установку на запоминание или воспроизведение, оно оживляет в сознании некоторые структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится человеком определенный материал.

Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе. Дело в том, что и мотивационные состояния, которые детерминируют мнемические процессы у человека, и сами гештальты ее сторонниками мыслились как наперед заданные и неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости памяти от практической деятельности человека здесь непосредственно не ставился и не решался. Следовательно, фактически оказался снятым с повестки дня и вопрос о генезисе памяти. На этот вопрос не был найден ответ и у представителей других направлений психологических исследований – бихевиоризма и психоанализа. Концепция памяти бихевиористов близка к ассоцианистской. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения.

Однако бихевиористы игнорировали зависимость подкрепления у человека от его сознательной деятельности и особенностей личности.

Зависимость явлений памяти от личности была отмечена 3. Фрейдом. По Фрейду, из памяти вытесняется все, что не способствует подсознательным влечениям человека и, напротив, сохраняется все приятное для него. Эта зависимость не получила экспериментального подтверждения. В то же время заслугой 3. Фрейда и его последователей в изучении человеческой памяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций в мнемических процессах запоминания и забывания. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивационной сферой человека.

В современной психологии все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает материал в деятельности субъекта. Экспериментально установлено и доказано, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Характеристики этих связей, например, их прочность и лабильность (подвижность, оперативность), определяются тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова значимость этих связей для достижения предстоящих целей. Основной тезис теории деятельности кратко формулируется так: образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего, тем, что с ним делает субъект.

Начало изучения памяти человека как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л.С. Выготским и его ближайшими учениками А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лу-рией.

Виды памяти

 

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

- по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

- целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

- продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, оперативную и долговременную (рис. 8).

Рис. 8. Виды памяти. Взаимосвязь памяти

с психическими образованиями

 

В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждый из этих видов деятельности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или их систем. Она служит основой для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, вождение машины, танцы и т.д.).

Эмоциональная память – это память на пережитые чувства и эмоциональные состояния. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Иногда встречаются люди, обладающие эйдетической памятью.

Эйдетические образы, или наглядные образы памяти – это результат возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Эйдетические образы похожи на те представления, которые возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализированной наглядностью, которая совершенно недоступна обычному представлению.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении, воспроизведении мыслей, понятий. С помощью словесно-логической (семантической, вербальной) памяти образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных операций (чтение, счет и т.п.). В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память – специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.

Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний студентами в процессе обучения. В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти.

В зависимости от установки на время хранения информации можно выделить кратковременную, долговременную и оперативную память. Вид памяти, характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов, называется кратковременной памятью. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти ограничен 5–7 объектами.

Долговременная память – один из видов памяти, отличительными особенностями которого являются практически неограниченное время хранения материала и неограниченный объем удерживаемой информации. В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Время сохранения материала в оперативной памяти определяется длительностью выполнения операции.

По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую. Смысловая (логическая) память – вид памяти, основанный на установлении и понимании в запоминаемом материале смысловых связей. Связь мышления и памяти фиксируется в установленном психологией положении о том, что лучше запоминается то, что понимается. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. Механическая память выступает в форме способности к научению и приобретению жизненного опыта. Все рассмотренные виды памяти не существуют изолированно. В деятельности человека они всегда выступают совместно. Так, память на мысли и понятия, будучи словесно-логической, является также в каждом частном случае либо произвольной, либо непроизвольной. Одновременно она же будет кратковременной, либо долговременной.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)