Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Принципы психологии. Отрасли психологии




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изучая психические явления, психология руководствуется следующими методологическими принципами: детерминизма; единства сознания и деятельности; развития психики в деятельности; личностного подхода.

Детерминизм- закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и перестраивается с изменением образа жизни. Так, если говорить о психике животных, то ее развитие определяется естественным отбором как биологическим законом, который был открыт английским естествоиспытателем Ч. Дарвином (1809-1882). Если рассматривать психику человека, то происхождение, формы и развитие человеческого сознания определяются, в конечном счете, законами развития способа производства материальных средств жизни. Важнейшим выводом из этого общего материалистического принципа обусловленности сознания человека общественным бытием явилось понимание общественно-исторической природы человеческого сознания.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а составляют единство. Сознание образует внутренний план деятельности личности, оно проявляется и формируется в процессе осуществления человеком различных видов деятельности. Принцип этот позволяет психологам, изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические закономерности, которые обеспечивают успешность достижения целей действий, т.е. открывать объективные свойства личностей.



Принцип развития психики, сознания в деятельности означает, что психика и сознание могут быть правильно поняты и объяснены, если они рассматриваются как продукт развития и результат деятельности (игровой, учебной, трудовой, общественной и др.). Причем здесь имеется в виду не только предметно-практическая сторона деятельности, отражающая отношения типа «субъект - объект», но и та сторона, которая проявляется в коммуникативных актах (актах общения), отражающая отношения типа «субъект - субъект».

Личностный подход как принцип психологии означает, что при изучении любых психических явлений человека (свойств, состояний, процессов) необходимо учитывать включенность данного явления в структуру целостной личности, которая и обусловливает их.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений, связанных с изучением психических явлений и объяснением человеческого поведения. Таких дисциплин насчи­тывается около 20. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют общую, социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4-5 лет появляется какое-либо новое направление), поэтому правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психоло­гических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей, независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех научных направлений, а специальные - выделяют вопросы, представляющие интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Общая психологияизучает общие закономерности возник­новения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. К настоящему времени общая психология сформировалась как фундаментальное научное знание, является базой для прикладных направлений, при этом содержательно обогащается на основе их открытий.

Дифференциальная психология- раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми, предпосылками и процессами формирования этих различий. Название введено немецким психологом В. Штерном в 1900 году. Данные дифференциальной психологии имеют важное значение для учебно-воспитательной практики, психотерапии, профотбора и профориентационной работы.

Социальная психологияв самостоятельную науку сформи­ровалась в середине XX века. Изучает закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей. Основные проблемы социальной психологии - проблема психологической совместимости людей, их взаимодействия и коммуникаций, сотрудничества людей при организации совместной деятельности.

Педагогическая психологиявозникла на стыке педагогики и психологии. Как самостоятельная наука начала формироваться в конце XIX века. Изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания, проблемы доступности учебного материала, эффективности различных методов обучения, особенности педаго­гического труда и личности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса.

Возрастная психологияизучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Зоопсихология- изучает поведение животных различных видов. Зоопсихологи пытаются объяснить, каким образом врожденные механизмы, направляющие возникновение и развитие поведения, дополняются влияниями среды, с которой они вступают во взаимо­действие.

Психодиагностика- отрасль психологии, направленная на разработку методов выявления индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Эта отрасль зародилась в лаборатории Вундта вначале как экспе­риментальная, затем как дифференциальная дисциплина.

Генетическая психология- изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа и, в целом - психическое развитие человека от его пренатального состояния до окончания жизни.

Психотерапия,область пограничная между психологией и медициной, ориентирована на включение клиента в творческое сотрудничество с психотерапевтом, на оказание ему помощи путем использования его собственных внутренних резервов для снятия снижающих его самочувствие состояний, преодоления нежелательных ситуаций, устранения отдельных манер и способов поведения.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психоло­гические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология трударассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психологияизучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использо­вания их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Авиационная, космическая психологиякак специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психологияизучает глубокие психофи­зиологические механизмы различных функциональных состояний: стресса, напряженности, эмоционального дискомфорта, а также психологические аспекты патогенеза при различных нарушениях здоровья, разрабатывает реабилитационные методы. В рамки клинической психологии,изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие вовремя различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиологияизучает физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, для установления влияния этих изменений на различные аспекты человеческой активности: запоминание, усвоение, эмоциональную регуляцию поведения и т.п.

Юридическая психологияизучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологи­ческие проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология- отрасль психологии, изучающая психологические особенности различных видов воинской деятельности в зависимости от общественно-исторических условий, уровня военной техники, характеристик личности бойца, особенностей воинского коллектива.

Психология рекламызанимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Психология религиипытается понять и объяснить психо­логические механизмы воздействия религиозных идей на сознание человека, поведение верующих в целом или представителей различных конфессий и сект.

Экологическая психология- междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды, органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия.

Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранор­мальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - закономерности проявления и развития психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию -с техническими науками, через педагогическую психологию -с педагогикой, через социальную психологию - с общественными и социальными науками и т.д.).

Общественные науки

Технические науки

Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 2) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их форми­рования и развития.


 

 

Рис. 2. Классификация А. Кедрова

 

Прикладные области психологии,или практическая психология, все шире входит в нашу жизнь; все чаще в повседневной жизни можно встретить психологов-практиков. Кратко укажем функции некоторых из этих профессиональных психологов-практиков. Ж. Годфруа выделяет следующие прикладные области психологии: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог - эргономист, психолог-консультант.

Клинические психологи работают в центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздра­жительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессию, нарушение деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной»), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обсле­дования, с тем, чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.

Психолог-консультант должен облегчить налаживание конструк­тивного диалога между супругами или между родителями и детьми, с тем, чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе «телефона доверия», в различных центрах по предупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализацию (трудно быть специа­листом-универсалом, «невозможно все делать хорошо»), на'пример, семейный психолог-консультант занимается проблемами супругов и родительски-детских отношений, детский психолог-консультант помогает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.

Школьный и промышленный психологи помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответст­вующую их интересам и способностям. Школьный психолог также оказывает поддержку учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию.

Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей на производстве, занимается вопросами рекламы продукции предприятия. Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями.

Психолог-эргономист на основе накопленных знаний о поведении и психических возможностях людей дает рекомендации конструкторам машин и технических устройств о наилучшем распо­ложении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях, и т.п.

Методы психологии

 

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Методы исследований позволяют изучить психологические особенности личности, оценивая ее развитие в волевой, когнитивной и эмоциональной сферах. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, оттого, насколько они валидны и надежны. Валидность- качество метода психологического исследования, характеризующее точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме. Надежность- качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода.

Явления психологии настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспери­ментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабора­торного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифферен­циально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования матема­тических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В. Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относятся: наблюдение, беседа, эксперимент. К вспомогательным методам - все остальные методы: оценок, анкет, тестов, самонаблюдения, интервью, анализа продуктов и т.д. Такое деление имеет относительный характер, ибо в ситуациях конкретного исследования тех или иных проявлений психики, изучения ее закономерностей, вспомогательные методы могут стать основными, а основные - вспомогательными.

Для того чтобы объяснить эмпирические факты, их нужно сопоставить друг с другом и на основе сопоставления обобщить, найти закономерность, которой они подчиняются. Такая процедура исследования связана со статистическими методами обработки полученных данных. Нахождение средней арифметической величины, или, как говорят математики, математического ожидания, - одно из важнейших правил применения методов в психологическом исследовании.

Наблюдение- научный метод исследования, заключающийся в последовательном и целенаправленном восприятии и переработке психических явлений в их естественном проявлении. По словам Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, наблюдение есть восприятие, тесно связанное с мышлением. Наблюдатель делает выводы, осмысливает факты, явления, высказывает гипотезы, требующие проверки. Наблюдение всегда предполагает наличие замысла, системы методологических приемов контроля и осмысления результатов. Необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию. Можно выделить два вида самонаблюдения: самонаблюдение настоящего и самонаблюдение прошлого.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

Иногда используется скрытое наблюдение. В ходе него наблюдаемый не знает и не подозревает о том, что за ним ведется наблюдение. Этот метод применяется в психологии тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления может внезапно и существенно измениться, когда испытуемый знает, что за ним наблюдают. Например, если человеку, который находится в комнате, сказать, что за ним наблюдают, он будет вести себя иначе, чем в том случае, когда ему известно, что его никто не видит. Во время скрытого наблюдения, часто применяющегося по отношению к детям дошкольного возраста, могут использоваться магнитофон, видеокамера, зеркало Гезелла, прозрачное с одной стороны (со стороны наблюдателя), но отражающее лучи с другой (со стороны того, за кем наблюдают).

Методом скрытого наблюдения нередко изучают поведение и взаимоотношения детей, их индивидуальные и совместные игры. С помощью наблюдения собирают обычно самые общие, предва­рительные, сведения об исследуемых явлениях.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, заходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоот­ношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену. Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Древнейшим методом исследования в психологии, наряду с наблюдением, являются психологические тесты, история которых своими корнями уходит в глубокую древность.

Вначале испытуемый проходил собеседование. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умение трудиться, слушать, молчать, проводили испытания огнем, водой и угрозой смерти для тех, кто не был уверен в своих способностях к учению. В III тыс. до н.э. в Китае существовала должность правительственного чиновника, который осуществлял первые элементы профессионального отбора и сам подвергался тому же, были государственные экзамены, которые определял император. Опыт различных форм контроля, особенно письменного, способствовал возникновению тестов. Ценность письменных контрольных работ быстрее всех оценил орден иезуитов, который распространил письменную форму проверки знаний во многих странах. Однако подобные новшества не всегда воспринимались положительно. В 1762 г. состоялось открытое выступление студентов Йельского университета против использования письменной формы экзамена.

Классическим периодом развития тестового контроля можно назвать время с конца XIX до середины XX в. Этот период появления первых научных исследований, положенных затем в фундамент развившейся несколько позже теории тестов.

Тест- стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач.

От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Психологические тесты классифицируются по различным основаниям. По предмету диагностики тесты можно условно разделить на тесты достижений, личностные тесты, по способу реализации -манипулятивные тесты, тесты «карандаш-бумага», аппаратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные. Различают аналитические тесты, тестовые батареи, индивидуальные и групповые тесты. По цели применения выделяют тесты готовности к школе, клиничекие тесты, тесты профотбора и пр. По психометрическим основаниям тесты делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий и на критериально-ориентированные тесты.

Тесты достижений выявляют степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями, навыками. Иногда такие тесты называют тестами специальных способностей.

Тесты достижений разделяют на три группы: тесты действия (тесты письменные и тесты устные); тесты интеллекта, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида; тесты креативности, с помощью которых изучают и оценивают творческие способности личности, способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных стереотипов мышления, быстро решать проблемные ситуации и т.п.

Тесты критериально-ориентированные выявляют, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками умственных действий, которые необходимы для выполнения определенных учебных или профес­сиональных заданий.

Тесты личностные - методика психодиагностики; с их помощью исследуют различные стороны личности: мотивационные, эмоцио­нальные и поведенческие.

Выделяют следующие разновидности тестов: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов - проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, о чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Критериями психологического теста являются: валидность, научность, надежность.

Среди психологических методов значительное место отводится и опросам. Опроспредставляет собой метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования.

Основное значение опроса получить социальную информацию о состоянии общественного, группового, коллективного, индивидуального мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Эта информация выражается в форме высказываний респондентов относительно зафиксированных эмпирически в виде вопросов исследовательских задач и категорий анализа.

Область применения: опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Особенно возрастает значение этого метода в исследовании социальных явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной инфор­мацией. Наиболее эффективно его применение в сочетании с другими методами. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного социологического исследования.

Основные нормативные требования к опросам: четкое выделение исследовательских задач, адекватность вопроса (и вопросника) задачам исследования; доступность формулировок пониманию респондентов; соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения; побуждение интереса респондентов и интервьюеров к результатам опроса; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опросов.

Ограничение в применении: данные опроса выражают субъективное мнение опрашиваемых, выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения социальной практики в сознании, индивидов, выступающих в качестве респондентов.

Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.036 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7