Список основной учебной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Межфакультетская кафедра психологии
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
Кемерово, 2008
Составители: Корытченкова Н.И. – к.пс.н., доцент межфакультетской кафедры психологии КемГУ Кувшинова Т.И. – ст. преподаватель, к.пед.наук, межфакультетской кафедры психологии КемГУ
Методические рекомендации адресованы студентам университета, получающим образование по дневной и заочной форме обучения.
Утверждено на заседании межфакультетской кафедры психологии 30 июня 2008 г. _________________________ Зав. кафедрой, к.пс.н., доцент Н.И. Корытченкова
Введение Современная психология не только теоретическая дисциплина, но и система прикладных знаний, позволяющая будущим специалистам развивать такие профессионально значимые качества личности, как умение анализировать собственное поведение и поведение других людей, способность слушать и слышать собеседника, понимать его эмоциональное состояние, учитывать его возрастные особенности. Основным направлением изучения курса «Психология и педагогика» является введение студента в мир психолого-педагогических знаний и приобщение его к научно-исследовательской деятельности в области изучения особенностей психики человека. Будущий специалист по результатам освоения психологии может повысить уровень психологической культуры и компетентности. Профессиональное знакомство с основами собственно научного, диалектического, базового психолого-педагогического знания должно составлять ориентировочную основу деятельности.
Цель и задачи учебной дисциплины: - представление о психолого-педагогической деятельности, ее содержании и особенностях как о сложной профессиональной деятельности; - умение проследить жизненный путь личности, увидеть обусловленность достигнутых ею ситуаций успеха и счастья личностными качествами, формирование которых начинается в дошкольный и школьный периоды жизни; - умение осмысливать свои собственные действия при организации образовательно-воспитательного процесса, (насколько это станет возможным) не допускать импульсивности, стихийности и случайности. Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия у студента умения самоорганизовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий. Объём заданий рассчитан максимально на 1-2 часа в неделю. При этом алгоритм подготовки будет следующим: 1 этап – поиск в литературе теоретической информации на предложенные преподавателем вопросы; 2 этап – осмысление полученной информации, освоение терминов и понятий; 3 этап – составление плана ответа на каждый вопрос; 4 этап – поиск примеров по данной проблематике (тестов, игр, упражнений и др.). В случае подготовки презентации изучаемой темы необходимо: - продумать форму презентации (устно, наглядно, с привлечением компьютерной техники и др.); - найти или изготовить наглядный материал; - продумать текст презентации на 5-10 минут. В процессе самостоятельной работы студент может пользоваться электронным материалом по курсу «Психология и педагогика», находящимся в учебно-методическом кабинете экономического факультета и межфакультетской кафедры психологии КемГУ. В процессе изучения данной дисциплины учитывается посещаемость лекций, оценивается активность студентов на каждом занятии при обсуждении теоретических вопросов, а также качество и своевременность подготовки теоретических материалов, творческих заданий и презентаций. По окончании изучения дисциплины проводится индивидуальный зачёт по предложенным вопросам. Студент, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования: 1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения; 2) все рассматриваемые на занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять её до окончания обучения в вузе; 3) обязательно выполнять все домашние задания; 4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому студенту; 5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно «отрабатывать» пропущенное занятие преподавателю во время индивидуальных консультаций. Каждый раздел программы ориентирует преподавателя на развитие у студентов конкретных психолого-педагогических знаний и умений. Разделы «Общие основы психологии и педагогики»посвящены рассмотрению предмета и задач психологии и педагогики, проблемам развития в период социально-экономического переустройства общества, методологическим основам и методам психолого-педагогических исследований. Кроме того, уделяется большое внимание вопросам развития и воспитания личности, возрастным особенностям развития личности, характеристике педагогического процесса, а также изучению системы образования в России и за рубежом. Изучив данные вопросы,студентдолжен знать: Содержание понятий: развитие, воспитание, образование, педагогическая система, педагогическое явление, педагогический факт; общечеловеческие, конкретно-исторические и национальные ценности в воспитании; саморазвитие сущностных сил личности; индивид – личность – индивидуальность; субъект деятельности (личность, её структура и проявление, активность личности, потребности как источник активности, мотивация как проявление потребности личности, цели и произвольная регуляция деятельности человека); формирование и развитие личности в онтогенезе; развитие психики и происхождения сознания. Физиологические, психолого-педагогические, медико-гигиенические основы воспитания и обучения (природные и социальные предпосылки и факторы развития ребенка, индивидуально-психологические особенности личности, их учет в образовательно-воспитательном процессе, психолого-педагогические методы изучения личности); цель, задачи, закономерности, принципы развития (понятия: всестороннее, разностороннее, целостное, гармоническое развитие, индивидуальное своеобразие личности; гражданственное, нравственное, эстетическое, физическое, половое, трудовое, экологическое развитие; взаимосвязь развития, воспитания и обучения личности). Студент должен уметь: Понимать человека как субъекта жизнедеятельности, разбираться в истории и развитии психологических традиций образования; управлять саморазвитием личности. Следующий разделпосвящен«Познавательной деятельности личности» из этого раздела студентдолжен знать: Содержание понятий: общепсихологическая характеристика деятельности, строение деятельности, психология сенсорных и перцептивных процессов, развитие процессов памяти и внимания в онтогенезе, мышление как высшая форма познавательной деятельности, воображение и его роль в деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, индивидуальные качества воображения, памяти, мышления; роль чувств в формировании самосознания человека; особенности волевой деятельности, структура волевого акта, волевые качества личности; индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности (типы темпераментов и их психологическая характеристика, темперамент и индивидуальный стиль деятельности, мотивы поведения и темперамент; структура характера, наследственность и характер, характер и темперамент, характер и деятельность; способности и деятельность, врожденное и приобретенное в способностях, роль интересов и склонностей в формировании способностей, способности и задатки в профориентации и переориентации). Студент долженуметь: Понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию; управлять саморазвитием личности; регулировать собственное поведение, эмоциональное состояние, процесс познания. В разделе «Психология личности и общения»студент должензнатьследующие понятия: естественная природа и социальная сущность человека как личности, содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатель уровня развития личности, направленность как иерархическая система потребностей и целей, интересов личности, уровень притязаний и уровень ожиданий, оценка и самооценка личности; личность в системе межличностных отношений, феномены межличностных отношений: восприятие человека человеком, эмоциональное тяготение, контактная сплоченность, совместимость, внутригрупповая внушаемость, конформность, идентификация, сплоченность как ценностно-ориентационное единство, социально-психологический климат, межличностные конфликты; социальные и социально-психологические функции общения, коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Студент должен уметь: Понимать знаковые системы коммуникации (вербальные и невербальные), владеть техникой активного слушания, разбираться в социально-психологических механизмах взаимодействия людей и мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей. Следующий раздел посвящен основам процесса воспитания. Основное внимание в этом разделе посвящено воспитанию как специфическому процессу развития и формирования личности. Также рассматриваются методы и формы воспитания, влияние коллектива на личность, основы организации воспитывающей деятельности учащихся. Большое внимание уделяется вопросам организации самовоспитания учащихся и взаимодействию школы, семьи и общественности в воспитании детей. Изучив научные основы процесса воспитания, студент должен знать: Содержание понятий: задачи, содержание и принципы организации внеклассной работы с учащимися (принципы добровольности, личностной ориентированности, системности и др.); формы и методы организации внеклассной работы; методику организации разнообразных видов деятельности учащихся во внеурочное время; пути взаимодействия личности и коллектива в процессе воспитания (роль коллектива в воспитании личности, возможные отклонения в воздействии коллектива на личность, положение личности в коллективе, самореализация личности в коллективе, уровни развития коллектива, самодеятельные объединения и группы). Задачи, содержание и пути взаимодействия школы, семьи и общественности (противоречия и недостатки семейного воспитания, их разрешение; негативные явления во взаимоотношениях школы и семьи; пути повышения педагогической культуры родителей, приобщение родителей к организации внеучебной деятельности детей; корректировка семейного воспитания; взаимодействие семьи и школы с различными общественными институтами). Студент должен уметь: Изучать взаимоотношения учащихся в группах и коллективах в целях использования результатов изучения в учебной и воспитательной работе; проектировать и организовывать совместную деятельность воспитателей и детей; определять лидеров в классе, помогать им; изменять статус «отвергаемых» в классе, включать их в коллективную деятельность. Изучать социально-педагогические условия в семье, психолого-педагогические отношения в семье и условия жизни школьника; устанавливать педагогически целесообразные и доверительные отношения с родителями; работать с родительским активом и отдельными группами родителей; вести педагогическую пропаганду среди родителей. Стимулировать и оказывать помощь учащимся в их самопознании, самоанализе, составлении программы самовоспитания. Раздел «Дидактика» рассматривает научные основы процесса обучения: теория образования и обучения, вопросы содержания образования, сущность процесса обучения. В содержании раздела особое место отведено закономерностям и принципам процесса обучения, методам обучения и организационным формам процесса обучения. В итоге, студент должен знать: Концепции образования и обучения в современной дидактике (среднего полного общего образования, развивающего и воспитывающего обучения); основные характеристики процесса обучения (учение; учебная деятельность; образовательная, развивающая и воспитывающая функции обучения; репродуктивная и творческая познавательная деятельность учащихся; этапы процесса усвоения знаний); - содержание образования в современной школе (отечественной и зарубежной); понятие о стандартах образования; гуманизация и гуманитаризация образования; дифференциация содержания образования в мировой педагогике; сочетание инвариантного и вариативного компонентов содержания образования; обязательные и альтернативные учебные дисциплины; новые подходы к разработке учебных программ и учебников; - формы, методы и средства обучения (коллективные, групповые и индивидуальные: урок, лекционные и семинарские занятия, конференции); формы и методы работы с одаренными и слабоуспевающими детьми; классы и группы коррекции, выравнивания; самостоятельная работа учащихся; - формы взаимодействия учителя и учащихся: учебный диалог, деловая игра, дидактические конкурсы, тренинговые занятия; технические средства обучения; компьютеризация обучения; формы и методы учета и оценки результатов учебной деятельности (текущий и итоговый учет, фронтальный, индивидуальный, комбинированный опрос, программированный контроль, зачет, компьютеры в процессе проверки знаний и умений учащихся; критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся; сочетание контроля со стороны учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся); мотивы поведения школьников, способы формирования положительного отношения к учению (понятия: «познавательный интерес», «интерес к учению»); особенности познавательных интересов учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, мальчиков и девочек. Студент должен уметь: - Анализировать различные концепции; выработать свой подход к различным концепциям содержания образования; осмыслить прогрессивные тенденции развития содержания образования в мировой практике; отбирать и структурировать учебный материал с учетом целей обучения, возрастных и индивидуальных особенностей детей; анализировать различные варианты учебных программ и учебников и выбирать оптимальный вариант с учетом конкретных условий; разработать свой вариант содержания одного из разделов учебной программы (иди отдельной темы); выбирать и применять различные методы и средства обучения с учетом содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, особенностей класса, личностных особенностей учащихся, личностных особенностей самого учителя; проводить уроки-семинары, уроки-дискуссии, уроки-конференции и другие виды уроков; доступно и научно излагать содержание учебного материала; осуществлять проблемный подход в обучении, вести эвристическую беседу; осуществлять дифференцированный подход на основе знания уровня умственного развития детей; создавать на занятиях благоприятные условия для усвоения материала, развития творческих способностей учащихся; вести учебный диалог, учебные дискуссии, проводить дидактические игры и др.; использовать наглядные и технические средства обучения, компьютеры в учебном процессе; использовать содержание, организацию урока, формы общения и свои личностные особенности для стимулирования познавательных процессов учащихся. Заключительный раздел посвящен рассмотрению основных аспектов организации образования и управления школой. Данный раздел отражает сущность и основные принципы управления педагогическими системами, взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом, вопросы организации и руководства учебно-воспитательной работой, а также структуре педагогической деятельности учителя и уровням его профессионального роста. В результате изучения данного раздела, студент должен знать: - Принципы и структуру системы образования как базовой ступени непрерывного образования (отечественной и зарубежных); инновации в образовании; пути демократизации школы, возрождения национальной школы; особенности государственных, коммерческих и некоммерческих образовательных учреждений; состояние образования в современном мире; основные направления школьных реформ конца ХХ века - начала ХХI века за рубежом и в нашей стране. - Функции и принципы управления школой, органы внутришкольного управления; пути демократизации управления школой; управление педагогическим коллективом школы и развитие самоуправления учащихся. - Санитарно-гигиенические требования к школьному зданию, учебному кабинету, оборудованию и средствам обучения. Пути и средства овладения педагогическим мастерством, развитие педагогического творчества; квалификационную характеристику учителя; пути профессионального самообразования; работу школьных методических объединений, научно-методических центров, экспериментальных площадок и др. Студент должен уметь: - Дать анализ отечественной и зарубежных школьных систем; осмыслить общее и особенное в их развитии; устанавливать причинно-следственные связи между различными факторами развития образования. - Выделять, систематизировать и предвидеть типичные просчеты и ошибки в профессиональной деятельности, находить возможности их предотвращать; проводить психолого-педагогический анализ образовательно-воспитательного процесса учебного учреждения и видеть возможности его совершенствования в связи с изменяющимися условиями социального развития учащихся; анализировать известный педагогический опыт и личный опыт работы; осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценку собственной педагогической деятельности.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (700)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |