Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Список основной учебной литературы




Сведения об учебниках Количество экземпляров в библиотеке на момент утверждения программы
Наименование, гриф Автор Год издания
Основы психологии. Рекомендовано МО РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений   Столяренко Л.Д.
Общая психология. Рекомендовано учебно-методическим Советом по базовому психологическому образованию в качестве учеб. пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин   Маклаков А.Г.
Психология. Рекомендовано МО РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям   Петровский А.В., Ярошевский М.Г
Педагогика. Рекомендовано Министерством общего и проф. образования РФ для студ. вузов, обучающихся по пед. Специальностям   Подласый И.П.
Педагогика. Согласно Государственному комитету РФ по высшему образованию (второе поколение)   Радугин А.А.
Педагогика. Рекомендовано учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учеб. пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по пед. специальностям.   Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.

 



 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Межфакультетская кафедра психологии

 

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

 

Методические рекомендации

по изучению дисциплины для студентов

 

 

Кемерово, 2008

 

Составители: Корытченкова Н.И. – к.пс.н., доцент межфакультетской кафедры психологии КемГУ

Кувшинова Т.И. – ст. преподаватель, к.пед.наук, межфакультетской кафедры психологии КемГУ

 

 

Методические рекомендации адресованы студентам университета, получающим образование по дневной и заочной форме обучения.

 

 

Утверждено на заседании

межфакультетской кафедры

психологии

30 июня 2008 г.

_________________________

Зав. кафедрой, к.пс.н., доцент

Н.И. Корытченкова

 

Введение

Современная психология не только теоретическая дисциплина, но и система прикладных знаний, позволяющая будущим специалистам развивать такие профессионально значимые качества личности, как умение анализировать собственное поведение и поведение других людей, способность слушать и слышать собеседника, понимать его эмоциональное состояние, учитывать его возрастные особенности.

Основным направлением изучения курса «Психология и педагогика» является введение студента в мир психолого-педагогических знаний и приобщение его к научно-исследовательской деятельности в области изучения особенностей психики человека. Будущий специалист по результатам освоения психологии может повысить уровень психологической культуры и компетентности. Профессиональное знакомство с основами собственно научного, диалектического, базового психолого-педагогического знания должно составлять ориентировочную основу деятельности.

 

Цель и задачи учебной дисциплины:

- представление о психолого-педагогической деятельности, ее содержании и особенностях как о сложной профессиональной деятельности;

- умение проследить жизненный путь личности, увидеть обусловленность достигнутых ею ситуаций успеха и счастья личностными качествами, формирование которых начинается в дошкольный и школьный периоды жизни;

- умение осмысливать свои собственные действия при организации образовательно-воспитательного процесса, (насколько это станет возможным) не допускать импульсивности, стихийности и случайности.

Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия у студента умения самоорганизовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий.

Объём заданий рассчитан максимально на 1-2 часа в неделю. При этом алгоритм подготовки будет следующим:

1 этап – поиск в литературе теоретической информации на предложенные преподавателем вопросы;

2 этап – осмысление полученной информации, освоение терминов и понятий;

3 этап – составление плана ответа на каждый вопрос;

4 этап – поиск примеров по данной проблематике (тестов, игр, упражнений и др.).

В случае подготовки презентации изучаемой темы необходимо:

- продумать форму презентации (устно, наглядно, с привлечением компьютерной техники и др.);

- найти или изготовить наглядный материал;

- продумать текст презентации на 5-10 минут.

В процессе самостоятельной работы студент может пользоваться электронным материалом по курсу «Психология и педагогика», находящимся в учебно-методическом кабинете экономического факультета и межфакультетской кафедры психологии КемГУ.

В процессе изучения данной дисциплины учитывается посещаемость лекций, оценивается активность студентов на каждом занятии при обсуждении теоретических вопросов, а также качество и своевременность подготовки теоретических материалов, творческих заданий и презентаций. По окончании изучения дисциплины проводится индивидуальный зачёт по предложенным вопросам.

Студент, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс.

Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:

1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;

2) все рассматриваемые на занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять её до окончания обучения в вузе;

3) обязательно выполнять все домашние задания;

4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому студенту;

5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно «отрабатывать» пропущенное занятие преподавателю во время индивидуальных консультаций.

Каждый раздел программы ориентирует преподавателя на развитие у студентов конкретных психолого-педагогических знаний и умений.

Разделы «Общие основы психологии и педагогики»посвящены рассмотрению предмета и задач психологии и педагогики, проблемам развития в период социально-экономического переустройства общества, методологическим основам и методам психолого-педагогических исследований. Кроме того, уделяется большое внимание вопросам развития и воспитания личности, возрастным особенностям развития личности, характеристике педагогического процесса, а также изучению системы образования в России и за рубежом.

Изучив данные вопросы,студентдолжен знать:

Содержание понятий: развитие, воспитание, образование, педагогическая система, педагогическое явление, педагогический факт; общечеловеческие, конкретно-исторические и национальные ценности в воспитании; саморазвитие сущностных сил личности; индивид – личность – индивидуальность; субъект деятельности (личность, её структура и проявление, активность личности, потребности как источник активности, мотивация как проявление потребности личности, цели и произвольная регуляция деятельности человека); формирование и развитие личности в онтогенезе; развитие психики и происхождения сознания.

Физиологические, психолого-педагогические, медико-гигиенические основы воспитания и обучения (природные и социальные предпосылки и факторы развития ребенка, индивидуально-психологические особенности личности, их учет в образовательно-воспитательном процессе, психолого-педагогические методы изучения личности); цель, задачи, закономерности, принципы развития (понятия: всестороннее, разностороннее, целостное, гармоническое развитие, индивидуальное своеобразие личности; гражданственное, нравственное, эстетическое, физическое, половое, трудовое, экологическое развитие; взаимосвязь развития, воспитания и обучения личности).

Студент должен уметь:

Понимать человека как субъекта жизнедеятельности, разбираться в истории и развитии психологических традиций образования; управлять саморазвитием личности.

Следующий разделпосвящен«Познавательной деятельности личности»

из этого раздела студентдолжен знать:

Содержание понятий: общепсихологическая характеристика деятельности, строение деятельности, психология сенсорных и перцептивных процессов, развитие процессов памяти и внимания в онтогенезе, мышление как высшая форма познавательной деятельности, воображение и его роль в деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, индивидуальные качества воображения, памяти, мышления; роль чувств в формировании самосознания человека; особенности волевой деятельности, структура волевого акта, волевые качества личности; индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности (типы темпераментов и их психологическая характеристика, темперамент и индивидуальный стиль деятельности, мотивы поведения и темперамент; структура характера, наследственность и характер, характер и темперамент, характер и деятельность; способности и деятельность, врожденное и приобретенное в способностях, роль интересов и склонностей в формировании способностей, способности и задатки в профориентации и переориентации).

Студент долженуметь:

Понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию; управлять саморазвитием личности; регулировать собственное поведение, эмоциональное состояние, процесс познания.

В разделе «Психология личности и общения»студент должензнатьследующие понятия: естественная природа и социальная сущность человека как личности, содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатель уровня развития личности, направленность как иерархическая система потребностей и целей, интересов личности, уровень притязаний и уровень ожиданий, оценка и самооценка личности; личность в системе межличностных отношений, феномены межличностных отношений: восприятие человека человеком, эмоциональное тяготение, контактная сплоченность, совместимость, внутригрупповая внушаемость, конформность, идентификация, сплоченность как ценностно-ориентационное единство, социально-психологический климат, межличностные конфликты; социальные и социально-психологические функции общения, коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.

Студент должен уметь:

Понимать знаковые системы коммуникации (вербальные и невербальные), владеть техникой активного слушания, разбираться в социально-психологических механизмах взаимодействия людей и мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей.

Следующий раздел посвящен основам процесса воспитания. Основное внимание в этом разделе посвящено воспитанию как специфическому процессу развития и формирования личности. Также рассматриваются методы и формы воспитания, влияние коллектива на личность, основы организации воспитывающей деятельности учащихся. Большое внимание уделяется вопросам организации самовоспитания учащихся и взаимодействию школы, семьи и общественности в воспитании детей. Изучив научные основы процесса воспитания, студент должен знать:

Содержание понятий: задачи, содержание и принципы организации внеклассной работы с учащимися (принципы добровольности, личностной ориентированности, системности и др.); формы и методы организации внеклассной работы; методику организации разнообразных видов деятельности учащихся во внеурочное время; пути взаимодействия личности и коллектива в процессе воспитания (роль коллектива в воспитании личности, возможные отклонения в воздействии коллектива на личность, положение личности в коллективе, самореализация личности в коллективе, уровни развития коллектива, самодеятельные объединения и группы).

Задачи, содержание и пути взаимодействия школы, семьи и общественности (противоречия и недостатки семейного воспитания, их разрешение; негативные явления во взаимоотношениях школы и семьи; пути повышения педагогической культуры родителей, приобщение родителей к организации внеучебной деятельности детей; корректировка семейного воспитания; взаимодействие семьи и школы с различными общественными институтами). Студент должен уметь:

Изучать взаимоотношения учащихся в группах и коллективах в целях использования результатов изучения в учебной и воспитательной работе; проектировать и организовывать совместную деятельность воспитателей и детей; определять лидеров в классе, помогать им; изменять статус «отвергаемых» в классе, включать их в коллективную деятельность.

Изучать социально-педагогические условия в семье, психолого-педагогические отношения в семье и условия жизни школьника; устанавливать педагогически целесообразные и доверительные отношения с родителями; работать с родительским активом и отдельными группами родителей; вести педагогическую пропаганду среди родителей.

Стимулировать и оказывать помощь учащимся в их самопознании, самоанализе, составлении программы самовоспитания.

Раздел «Дидактика» рассматривает научные основы процесса обучения: теория образования и обучения, вопросы содержания образования, сущность процесса обучения. В содержании раздела особое место отведено закономерностям и принципам процесса обучения, методам обучения и организационным формам процесса обучения.

В итоге, студент должен знать:

Концепции образования и обучения в современной дидактике (среднего полного общего образования, развивающего и воспитывающего обучения); основные характеристики процесса обучения (учение; учебная деятельность; образовательная, развивающая и воспитывающая функции обучения; репродуктивная и творческая познавательная деятельность учащихся; этапы процесса усвоения знаний);

- содержание образования в современной школе (отечественной и зарубежной); понятие о стандартах образования; гуманизация и гуманитаризация образования; дифференциация содержания образования в мировой педагогике; сочетание инвариантного и вариативного компонентов содержания образования; обязательные и альтернативные учебные дисциплины; новые подходы к разработке учебных программ и учебников;

- формы, методы и средства обучения (коллективные, групповые и индивидуальные: урок, лекционные и семинарские занятия, конференции); формы и методы работы с одаренными и слабоуспевающими детьми; классы и группы коррекции, выравнивания; самостоятельная работа учащихся;

- формы взаимодействия учителя и учащихся: учебный диалог, деловая игра, дидактические конкурсы, тренинговые занятия; технические средства обучения; компьютеризация обучения; формы и методы учета и оценки результатов учебной деятельности (текущий и итоговый учет, фронтальный, индивидуальный, комбинированный опрос, программированный контроль, зачет, компьютеры в процессе проверки знаний и умений учащихся; критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся; сочетание контроля со стороны учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся); мотивы поведения школьников, способы формирования положительного отношения к учению (понятия: «познавательный интерес», «интерес к учению»); особенности познавательных интересов учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, мальчиков и девочек.

Студент должен уметь:

- Анализировать различные концепции; выработать свой подход к различным концепциям содержания образования; осмыслить прогрессивные тенденции развития содержания образования в мировой практике; отбирать и структурировать учебный материал с учетом целей обучения, возрастных и индивидуальных особенностей детей; анализировать различные варианты учебных программ и учебников и выбирать оптимальный вариант с учетом конкретных условий; разработать свой вариант содержания одного из разделов учебной программы (иди отдельной темы); выбирать и применять различные методы и средства обучения с учетом содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, особенностей класса, личностных особенностей учащихся, личностных особенностей самого учителя; проводить уроки-семинары, уроки-дискуссии, уроки-конференции и другие виды уроков; доступно и научно излагать содержание учебного материала; осуществлять проблемный подход в обучении, вести эвристическую беседу; осуществлять дифференцированный подход на основе знания уровня умственного развития детей; создавать на занятиях благоприятные условия для усвоения материала, развития творческих способностей учащихся; вести учебный диалог, учебные дискуссии, проводить дидактические игры и др.; использовать наглядные и технические средства обучения, компьютеры в учебном процессе; использовать содержание, организацию урока, формы общения и свои личностные особенности для стимулирования познавательных процессов учащихся.

Заключительный раздел посвящен рассмотрению основных аспектов организации образования и управления школой. Данный раздел отражает сущность и основные принципы управления педагогическими системами, взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом, вопросы организации и руководства учебно-воспитательной работой, а также структуре педагогической деятельности учителя и уровням его профессионального роста. В результате изучения данного раздела, студент должен знать:

- Принципы и структуру системы образования как базовой ступени непрерывного образования (отечественной и зарубежных); инновации в образовании; пути демократизации школы, возрождения на­циональной школы; особенности государственных, коммерческих и некоммерческих образовательных учреждений; состояние образования в современном мире; основные направления школьных реформ конца ХХ века - начала ХХI века за рубежом и в нашей стране.

- Функции и принципы управления школой, органы внутришкольного управления; пути демократизации управления школой; управление педагогическим коллективом школы и развитие самоуправления учащихся.

- Санитарно-гигиенические требования к школьному зданию, учебному кабинету, оборудованию и средствам обучения.

Пути и средства овладения педагогическим мастерством, развитие педагогического творчества; квалификационную характеристику учителя; пути профессионального самообразования; работу школьных методических объединений, научно-методических центров, экспериментальных площадок и др.

Студент должен уметь:

- Дать анализ отечественной и зарубежных школьных систем; осмыслить общее и особенное в их развитии; устанавливать причинно-следственные связи между различными факторами развития образования.

- Выделять, систематизировать и предвидеть типичные просчеты и ошибки в профессиональной деятельности, находить возможности их предотвращать; проводить психолого-педагогический анализ образовательно-воспитательного процесса учебного учреждения и видеть возможности его совершенствования в связи с изменяющимися условиями социального развития учащихся; анализировать известный педагогический опыт и личный опыт работы; осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценку собственной педагогической деятельности.

 

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (625)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)