Составители: Корытченкова Н.И. – к.пс.н., доцент межфакультетской кафедры психологии КемГУ
Кувшинова Т.И. – ст. преподаватель, к.пед.наук, межфакультетской кафедры психологии КемГУ
Данный словарь терминов и персоналий предназначен для использования при подготовке к каждому занятию по дисциплине «Психология и педагогика». Рекомендуется для организации практических занятий и самостоятельной работы студентов дневного обучения.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ПО ПСИХОЛОГИИ
№
п/п
Новое понятие
Содержание
Аккомодация
приспособление действия к изменившейся ситуации
Анамнез
сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или (при объективном анамнезе) от хорошо знающих его лиц
Анимизм
древнее учение, согласно которому у всего, что существует на свете, есть душа
Архетипы
такие связи идей, образов и прочих образований, которые передаются из поколения в поколение, создавая при этом заданную предрасположенность к определенному поведению
Ассимиляция
распространение уже имеющихся форм поведения на новые условия
Бихевиоризм
направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды
Валидность
качество метода психологического исследования, характеризующее точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме
Внешняя деятельность
деятельность с предметами материального мира или их обозначениями, она называется соответственно, материальная или материализованная
Внутренняя деятельность
деятельность на уровне сознания, в идеальном плане -оперирование образами, символами, идеями
Возрастная психология
отрасль психологии, которая изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду
Генетическая психология
отрасль психологической науки, изучающая наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа и, в целом - психическое развитие человека от его пренатального состояния до окончания жизни
Гештальт
психология
направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX века, базирующееся на принципе целостности элементов психической жизни, не сводимой к сумме ее составляющих
Действие
процесс, подчиненный представляемому результату, обозначенному в цели, часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную человеком цель
Детерминизм
закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов
Деятельность
специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования
Дифференциальная психология
раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми, предпосылками и процессами формирования этих различий
Зоопсихология
отрасль психологической науки, изучающая поведение животных различных видов. Зоопсихологи пытаются объяснить, каким образом врожденные механизмы, направляющие возникновение и развитие поведения, дополняются влияниями среды, с которой они вступают во взаимодействие
Инженерная психология
отрасль психологической науки, которая изучает законно-мерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники
Инсайт
внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение
Инстинкты
сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах
Интериоризация
переход действия из внешнего материального (материализованного) в умственное
Интроспекция
метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека
Клиническая психология
отрасль психологической науки, изучающая проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения
Когнитивная психология
одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования
Медицинская психология
отрасль психологической науки, которая изучает глубокие психофизиологические механизмы различных функциональных состояний: стресса, напряженности, эмоционального дискомфорта, а также психологические аспекты патогенеза при различных нарушениях здоровья, разрабатывает реабилитационные методы
Мотив
форма проявления потребности или опредмеченная потребность
Наблюдение
научный метод исследования, заключающийся в последовательном и целенаправленном восприятии и переработке психических явлений в их естественном проявлении
Навыки
действия, сформированные путем повторения, характеризующиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля
Надежность
качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода
Общая психология
изучает общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных
Общение
взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера
Операция
способ осуществления действия
Опрос
метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования
Основная задача психологии
изучение механизма закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний и свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и специфики формирования психических особенностей личности
Педагогическая психология
область психологии, которая изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания, проблемы доступности учебного материала, эффективности различных методов обучения, особенности педагогического труда и личности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса
Потребность
внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования
Принцип оперантного научения
сформулирован Б. Скиннером, согласно ему организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции
Психика
форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию
Психическое отражение
форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высоко организованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении и деятельности регуляторную функцию
Психоанализ
учение, созданное 3. Фрейдом, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация
Психодиагностика
отрасль психологии, направленная на разработку методов выявления индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека
Психология
наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности
Психология рекламы
отрасль психологии, которая занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля
Психология труда
отрасль психологической науки, которая рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков
Психотерапия
область, пограничная между медициной и психологией, в которой широко используются психологические средства диагностики и методы лечения заболеваний
Психофизиология
отрасль психологической науки, которая изучает физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, для установления влияния этих изменений на различные аспекты человеческой активности: запоминание, усвоение, эмоциональную регуляцию поведения и т.п.
Раздражимость
способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия
Сознание
высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности
Социальная психология
раздел психологии, изучающий закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности
Схема
определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе
Таксис
общая механическая ориентация организма в отношении источника раздражения
Тест
стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач
способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности
Упражнения
многократные целенаправленные повторения действия с целью его усвоения
Учение
деятельность по усвоению знаний, формированию умений и навыков
Цель
заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека
Чувствительность
способность организма отражать воздействие биологически нейтральных стимулов
Экстериоризация
перевод внутренних действий во внешний план
Эмпирическая психология
направление в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души
Юридическая психология
отрасль психологии, которая изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения.
формирования личности преступника
ПО ПЕДАГОГИКЕ
№ п/п
Новые понятия
Содержание
1.
Педагогическая психология
отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания
2.
Наблюдение
целенаправленное восприятие какого-либо психолого-педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные, характеризующие особенности его протекания
3.
Психолого-педагогический эксперимент
исследовательская деятельность, которая предполагает искусственА введение в реальный педагогический процесс некоторых факторов, способных изменить его психологические качества и осуществить последующую проверку и сравнительную оценку полученных результатов
4.
Формирующий эксперимент
метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого с заранее заданной системой итоговых показателей
5.
Педология
особое психолого-педагогическое учение, в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития
6.
Экспериментальная педагогика
направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем
7.
Предмет психологии обучения
развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения
8.
Мотивация
побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность
9.
Учебный интерес
эмоциональное переживание познавательной потребности, обеспечивающее направленность личности на осознание целей учебной деятельности
10.
Смысл учения
сложное личностное образование, включающее в себя осознание ребенком объективной значимости учения и понимание субъективной значимости учения для себя
11.
Усвоение
механизм (путь) формирования человеком индивидуального опыта через приобретение совокупности знаний, обобщенных способов деятельности, нравственных норм и опыта творческой деятельности
12.
Восприятие
процесс отражения в сознании учеников предметов, явлений, целостных ситуаций педагогического воздействия при их непосредственном воздействии на органы чувств
13.
Осмысление
процесс, направленный на выявление существенных связей и отношений между предметами окружающего мира на основе представленного учебного материала
14.
Закрепление
процесс организации и сохранения прошлого опыта учебной деятельности, делающий возможным его повторное использование в учебном процессе или на практике
15.
Применение на практике полученных знаний
изменение общей структуры знаний, навыков и умений по линии все большей их обобщенности, свернутости, меньшей контролируемости сознанием
16.
Саморегуляция учебной деятельности
сформированность у школьника целостной системы представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания
17.
Обучаемость
совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности
18.
Предмет психологии воспитания
развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива
19.
Ценностные ориентации
важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного
20.
«Практические правила»
способы, при помощи которых дети разного возраста применяют правила игры
21.
«Осознание правил»
знания, идеи, которые ребенок формирует о характере игры
22.
Эгоцентрическая перспектива
отношение ребенка к окружающему, в котором он сам является центром всего мира
23.
Релятивистская перспектива
отношение ребенка к окружающему, при котором ребенок способен включать в свой мир других людей и ставить себя на их место
24.
Атрибуция
приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия
25.
Духовный слой сознания
единство человеческой субъективности и объективной образующей, представленной в отношениях «Я» - «Ты»
26.
Конформность
податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства
27.
Групповая сплоченность
один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности ее членов
28.
Педагогическое требование
предъявление воспитаннику социально-культурной нормы отношения и поведения
29.
Субъектность школьника
личностное качество, которое характеризует способность соотносить свое «Я» с окружающим миром и сознательно строить поведение, предвосхищая его последствия в контексте социальных отношений
30.
Коллективизм
чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества
31.
Предмет психологии учителя
психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешной деятельности
32.
Педагогическая деятельность
форма деятельности по созданию, хранению и передаче подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения, для выполнения которой человек должен обладать педагогическим образованием и соответствующими педагогическими качествами
33.
Педагогическое общение
профессиональный контакт преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющий определенные педагогические функции и направленный на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений
34.
Профессиональная направленность педагога
интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность к занятиям ею. Осознание своих способностей
35.
Профессионально-ценностные ориентации
избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, которое формируется на основе широкого спектра духовных отношений личности во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее
36.
Стиль деятельности
индивидуализированная система способов и приемов, устойчиво проявляющаяся в разных условиях существования
37.
Я-концепция
относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе
38.
Самооценка
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей
39.
Педагогическая задача
отражение в сознании педагога затруднений (неопределенности) в достижении целевых ориентиров образования
40.
Диагноз
(в практической педагогике)
оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе подробного, целостного обследования
41.
Педагогическое прогнозирование
процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы
42.
Педагогическое проектирование
содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи
43.
Перевод социальной ситуации в педагогическую
процесс обретения учеником в ходе урока личностного смысла как индивидуализированного отражения социально-ценностного отношения личности к возникшей ситуации, ее содержанию и структуре
44.
Интонирование значимых
факторов
способ инициирования учителем духовного усилия каждого учениА средствами диалогического общения
45.
Мобилизация активности учеников
способ совместной деятельности, в ходе которого создаются условия для проявления каждым учеником индивидуального социально-ценностного отношения к окружающему миру в форме действия, поведения, поступка
46.
Позиция педагога
система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, которые являются источником его активности
47.
Центрация
в гуманистической психологии особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения
48.
Развитие психики
закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях
49.
Зона ближайшего развития
дистанция между уровнем актуального и потенциального развития, которая определяется разницей между степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и тех, которые посильны ему только при участии наставника или в сотрудничестве со сверстниками
50.
Обучение
внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека