Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ



2015-11-10 836 Обсуждений (0)
ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Абульханова(Абульханова-Славская) Ксения Александровна (род. 1922) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Разрабатывая подход С.Л. Рубинштейна, построила концеп­цию личности как субъекта жизненного пути, субъекта деятельнос­ти и сознания. Основные труды: «О субъекте психической дея­тельности» (1973), «Диалектика человеческой жизни» (1977), «Дея­тельность и психология личности» (1980), «Стратегия жизни» (1991).

Ананьев Борис Германович (1907—1972) — доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, основатель ленин­градской школы психологии. Развивая традиции В.М. Бехтерева, создал единую концепцию человекознания как комплексной дис­циплины. Планомерно исследовал механизмы чувственного позна­ния. Основные труды: «Человек как предмет познания» (1969), «О проблемах современного человекознания» (1975).

Андреева Галина Михайловна (род. 1924) — доктор психоло­гических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель на­уки России. Специалист по фундаментальным методологическим проблемам социальной психологии. Автор первого в стране учеб­ника по социальной психологии для университетов.

Асмолов Александр Григорьевич (род. 1949) — доктор психо­логических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Специалист в области психологии деятельности, личности и образования. Ос­новные труды: «Деятельность и установка» (1979), «Личность как предмет психологического исследования» (1984), «Психология ин­дивидуальности» (1986), «Психология личности» (1990), «Культур­но-историческая психология и конструирование миров» (1996).

Бандура Альберт (род. 1925) — американский психолог, пред­ставитель социально-когнитивного направления в психологической науке, создатель теории социального (викарного) научения.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927) — русский нев­ропатолог, психиатр, физиолог, морфолог и психолог. Основал пер­вую в России психофизиологическую лабораторию (1885, Казан-

ский университет), а затем Психоневрологический институт (1908), где проводилось комплексное изучение человека. Основатель объ­ективной рефлексологии. Основные труды: «Общие основы рефлексологии человека» (1917), «Коллективная рефлексология» (1921) — первый в России учебник по социальной психологии.

Богоявленская Диана Борисовна (род. 1935) — доктор психо­логических наук, профессор. Разрабатывает проблемы креативнос­ти, психологии творчества и творческих способностей. Основной труд: «Психология творческих способностей» (2002).

Бодалев Алексей Александрович (род. 1928) — доктор психо­логических наук, профессор, академик РАО. Разрабатывает пробле­мы психологии личности и общения. Основные труды: «Формиро­вание понятия о другом человеке» (1970), «Личность и общение» (1983), «Восприятие и понимание человека человеком» (1987).

Божович Лидия Ильинична (1908—1981) — известный россий­ский психолог. Внесла значительный вклад в разработку проблем развития личности в онтогенезе. Основной труд: «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968).

Бороздина Лидия Васильевна (род. 1941)— доктор психоло­гических наук, профессор. Исследует проблемы личности, самосо­знания и характера. Основные работы: «Исследование уровня при­тязаний» (1985), «Психология характера» (1997).

Боулби Джон (1907—1990)— английский психолог, детский психоаналитик. Разработал подход, синтезирующий методы и тео­ретические положения психоанализа, биологии развития, этологии и психологии когнитивного развития.

Брушлинский Андрей Владимирович (1933—2001) — крупный ученый и организатор науки, доктор психологических наук, профес­сор, член-корреспондент РАН, академик РАО. Разрабатывал про­блемы психологии субъекта, личности и мышления. Основные тру­ды: «Мышление и прогнозирование» (1979), «Мышление, процесс, деятельность, общение» (1982), «Психология мышления и проблем­ное обучение» (1983), «Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна» (в соавторстве, 1989).

Буева Людмила Пантелеевна (род. 1926) — доктор философ­ских наук, профессор, академик РАО. Специалист в области соци­альной психологии личности и философской антропологии. Основ­ные труды: «Социальная среда и сознание личности» (1968), «Чело­веческая деятельность и общение» (1978).

Вагнер Владимир Александрович (1849—1934)— российский биолог и психолог, основатель отечественной сравнительной психо­логии. Основные труды: «Биологические основания сравнительной психологии» (1910—1913), «Возникновение и развитие психи­ческих способностей» (1924—1929).

Валлон Анри(1879—1962) — французский психолог, исследо­ватель зарождения и развития психики ребенка с диалектико-мате-риалистических позиций. Акцентировал внимание на противоречи­ях, движущих процесс психического развития ребенка. Основной труд: «От действия к мысли» (1942).

Вундт Вильгельм (1832—1920) — немецкий психолог, основа­тель экспериментальной психологии как науки о «непосредствен­ном опыте». Создал в 1879 г. первую в мире психологическую ла­бораторию (Лейпциг). Основные труды: «Основания физиологи­ческой психологии» (1881), «Введение в психологию» (1912).

Выготский Лев Семенович (1896—1934)— выдающийся со­ветский психолог, основатель культурно-исторической концепции происхождения и развития высших психических функций. Автор основополагающих работ по проблемам мышления и речи, развития нормального и аномального ребенка, психологии искусства. Основ­ные труды: «История развития высших психических функций» (1931), «Мышление и речь» (1934).

Гальперин Петр Яковлевич (1902—1988)— крупный отече­ственный психолог, доктор психологических наук, профессор. Сфор­мировал систему представлений о психологии как науке об ориен­тировочной деятельности субъекта. Автор концепции планомерно­го поэтапного формирования умственных действий. Основные труды: «Основные результаты исследований по проблеме форми­рования умственных действий и понятий» (1965), «Введение в пси­хологию» (1976).

Гилфорд Джо Пауль (1897—1976) — американский психолог, разработавший модель структуры интеллекта. Создатель тестов для исследования продуктивности мышления и вербальной креативно­сти. В России наиболее известна его работа «Три стороны интел­лекта» (1965).

Гиппенрейтер Юлия Борисовна (род. 1931) — доктор психо­логических наук, профессор, специалисте области психологии вос­приятия, личности и общения. Основные труды: «Движения чело­веческого глаза» (1978), «Введение в общую психологию» (1999).

Давыдов Василий Васильевич (1930—1999) — крупный отече­ственный исследователь и организатор науки, доктор психологиче­ских наук, профессор, академик РАО. Разработал психологическую теорию учебной деятельности, создал систему развивающего обу­чения, в которой целенаправленно формируется теоретическое мышление. Основные труды: «Виды обобщения в обучении» (1972), «Проблемы развивающего обучения» (1986).

ДарвинЧарльз (1809—1882) — английский естествоиспыта­тель, создатель эволюционного учения о происхождении видов пу­тем естественного отбора. Основные труды: «Происхождение ви­дов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871), «Выражение эмоций у животных и чело­века» (1872).

Деркач Анатолий Алексеевич (род. 1944) — доктор психологи­ческих наук, профессор, академик РАО, специалист в области психо­логии управления и акмеологии. Основные труды: «Творчество тренера» (1983), «Социально-психологические аспекты деятельнос­ти кадров» (1988), «Этнопсихология» (1992), «Акмеология— лич­ностное и профессиональное развитие человека» (2000).

Джеймс Вильям (1842—1910)— крупный американский пси­холог и философ, создатель первой американской психологической лаборатории. Рассматривал «поток сознания» как целостное, дина­мическое, избирательное приспособление личности к среде. Основ­ной труд: «Принципы психологии» (1890).

Добрынин Николай Федорович (1890—1981) — доктор психо­логических наук, профессор. Разрабатывал проблемы личности и внимания. Основные труды: «Колебание внимания» (1928), «Пси­хология» (1950), «Внимание и память» (1950).

Додонов Борис Игнатьевич (1922—1983) — доктор психологи­ческих наук, профессор. Разрабатывал проблемы психологии эмо­ций. Основной труд: «Эмоция как ценность» (1978).

Донцов Александр Иванович (род. 1949) — доктор психологи­ческих наук, профессор, академик РАО. Исследователь в области психологии групп, социального познания, социальной конфликтоло­гии. Основные труды: «Проблемы групповой сплоченности» (1984), «Концепция социальных представлений в современной французской психологии» (в соавторстве, 1987).

Дубровина Ирина Владимировна (род. 1935) — доктор психо­логических наук, профессор, академик РАО. Специалист в области возрастной и педагогической психологии, практической психологии образования. Основные труды: «Школьная психологическая служ­ба. Вопросы тернии и практики» (1991), «Рабочая книга школьного психолога» (1995), «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» (1995).

Дьюи Джон (1859—1952) — американский философ, психолог и педагог. Развивал концепцию прагматизма в психологии познания и образования. Основные труды: «Введение в философию вос­питания» (1921), «Психология и педагогика мышления» (1921), «Шко­ла и общество» (1925).

Занков Леонид Владимирович (1901 —1977)— советский пе­дагог, психолог и дефектолог. Разработал дидактическую систему, обеспечивающую высокий уровень развития памяти и мышления школьников. Основной труд: «Обучение и развитие» (1975).

Запорожец Александр Владимирович (1905—1981) — доктор психологических наук, профессор, крупный исследователь и органи­затор науки. Выдвинул теорию перцептивных действий, разрабаты­вал проблемы онтогенеза психики, проблемы эмоций. Основной труд: «Развитие произвольных движений» (1960).

Зейгарник Блюма Вульфовна (1900—1988) — доктор психоло­гических наук, профессор, основатель отечественной патопсихоло­гии. Установила закономерность зависимости запоминания от меры завершенности действия (эффект Зейгарник). Основные труды: «Патопсихология» (1976), «Теория личности К. Левина» (1981).

Зинченко Владимир Петрович (род. 1931) — доктор психоло­гических наук, профессор, академик РАО. Исследователь и органи­затор науки в области общей, экспериментальной и инженерной психологии (эргономики). Основные труды: «Основы эргономи­ки» (в соавторстве, 1980), «Функциональная структура действия» (в соавторстве, 1982), «Методологические вопросы психологии» (в со­авторстве, 1983), «Человек развивающийся» (в соавторстве, 1994).

Зинченко Петр Иванович (1903—1969)— доктор психологи­ческих наук, профессор. Видный исследователь проблем психоло­гии памяти с позиций деятельностного подхода. Основной труд: «Непроизвольное запоминание» (1961).

Иванников Вячеслав Андреевич (род. 1940) — доктор психо­логических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Специалист в области психологии мотивации и волевой активности. Основной труд: «Психологические механизмы волевой регуляции» (1991).

Келер Вольфганг(1887—1967) — немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Экспериментально исследовал интеллектуальное поведение животных. Основной труд: «Иссле­дование интеллекта человекообразных обезьян» (1917).

Коломинский Яков Львович (род. 1934) — доктор психологи­ческих наук, профессор. Специалист в области социальной, возрас­тной и педагогической психологии. Основные труды: «Психоло­гия личных взаимоотношений в детском коллективе» (1960), «Пси­хология общения» (1974), «Человек: психология» (1980), «Некоторые педагогические проблемы социальной психологии» (1988), «Соци­альная психология школьного класса» (2003).

Кон Игорь Семенович (род. 1928) — доктор философских наук, профессор, академик РАО. Специалист в области развития личности и самосознания, психологии юношеского возраста. Основные тру­ды: «Социология личности» (1967), «Психология ранней юности» (1982), «Ребенок и общество» (1988), «Психология подростка» (1991).

Кречмер Эрнст (1888—1964)— немецкий психолог, разрабо­тавший первую систематическую конституциональную теорию, связывающую особенности тела и психики человека. Основной труд: «Строение тела и характер» (1921).

Кричевский Роберт Львович (1936—2005) — доктор психоло­гических наук, профессор. Специалист по проблемам динамики груп­пового поведения, психологии лидерства, руководства и менеджмен­та. Основные труды: «Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе» (1985), «Психология малой группы» (1991), «Если Вы— руководитель» (1993).

Крутецкий Вадим Андреевич (1917—1989) — доктор психоло­гических наук, профессор, видный специалист в области педагоги­ческой психологии, психологии способностей. Основные труды: «Психология математических способностей» (1968), «Основы педа­гогической психологии» (1972), «Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития» (в соав­торстве, 1991).

Кузьмин Евгений Сергеевич (1922—1994) — доктор психоло­гических наук, профессор, создатель первой в стране лаборатории социальной психологии (1962, ЛГУ), а затем кафедры. Основной труд: «Основы социальной психологии» (1968).

Кузьмина Нина Васильевна (род. 1923) — доктор психологи­ческих наук, профессор, академик РАО. Специалист в области педа­гогики и педагогической психологии. Основные труды: «Очерки психологии труда учителя» (1967), «Основы вузовской педагогики» (1972), «Методы системного педагогического исследования» (1980).

Ладыгина-Коте Надежда Николаевна (1889—1963)— отече­ственный психолог. Выявила природу качественных различий в развитии психики человекоподобных обезьян и ребенка. Основные труды: «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях» (1935), «Конструк­тивная и орудийная деятельность высших обезьян» (1959).

Лазурский Александр Федорович (1874—1917) — русский врач и психолог. Ввел в психологию метод естественного эксперимента.

Считается основателем естественно-научной характерологии. Ос­новные труды: «Очерк науки о характерах» (1909), «Общая и экс­периментальная психология» (1912).

Ланге Николай Николаевич (1858—1921)— русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России. Иссле­довал процессы восприятия, внимания и движений. Основные труды: «Психологические исследования» (1893), «Психология» (1914).

Левин Курт(1890—1947)— крупный немецкий (позднее аме­риканский) психолог, исследователь личности в русле гештальт-психологии, создатель «теории психологического поля». Плодотворно занимался проблемами социальной психологии. | Леонгард Карл (1904—1988) — немецкий психиатр и психолог. Разработал концепцию и метод диагностики акцентуированных лич­ностей. Основной труд: «Акцентуированные личности» (1981).

Леонтьев Алексей Алексеевич (1936—2004) — доктор филоло­гических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Крупный психолингвист, исследующий проблемы методологии, обще­ния, этнопсихологии. Основные труды: «Психолингвистика» (1967), «Психология общения» (1974), «Педагогическое общение» (1998).

Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — доктор психо­логических наук, профессор, академик АПН СССР. Выдающийся ученый и организатор науки, ученик и сотрудник Л.С. Выготского. Разработал психологическую теорию деятельности, изучал пробле­мы возникновения и развития психики в филогенезе, формирова­ния образа мира, сознания и личности. Основные труды: «Пробле­мы развития психики» (1959), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).

Лисина Майя Ивановна (1929—1983) — доктор психологиче­ских наук, профессор. Исследователь проблем психологии младенче­ства, онтогенеза общения, его мотивации и средств. Основные тру­ды: «Общение и его влияние на развитие психики ребенка» (1974), «Генетические проблемы в социальной психологии» (1985), «Про­блемы оногенеза общения» (1986).

Ломов Борис Федорович (1927—1989) — доктор психологиче­ских наук, профессор, академик АПН СССР, член-корреспондент АН СССР. Крупный исследователь и организатор науки в области ме­тодологии, общей, экспериментальной и инженерной психологии. Основные труды: «Человек и техника» (1966), «Антиципация в структуре деятельности» (в соавторстве, 1979), «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984).

Лурия Александр Романович (1902—1977) — доктор медицин­ских и психологических наук, профессор, основоположник отечественной нейропсихологии. Основные труды: «Высшие корковые функции человека» (1962), «Мозг человека и психические процес­сы» (1963), «Основы нейропсихологии» (1973), «Об историческом развитии познавательных процессов» (1974).

Макаренко Антон Семенович (1888—1939)— выдающийся российский педагог, разработавший и внедривший в воспитатель­ную практику концепцию коллектива и законов его развития. Ос­новные труды: «Педагогическая поэма» (1935) и «Флаги на баш­нях» (1938).

Маркова Аэлита Капитоновна (934—2005) — доктор психоло­гических наук, профессор. Специалист в области психологии моти­вации и педагогической психологии. Основные труды: «Формиро­вание мотивации учения в школьном возрасте» (1983), «Психоло­гия труда учителя» (1993), «Психология профессионализма» (1996).

Маслоу Абрахам Харольд (1908—1970) — американский психо­лог, один из основателей гуманистической психологии. Разработал иерархическую модель мотивации, исследовал проблемы самоактуа­лизации личности. Основной труд: «Мотивация и личность» (1954).

Матюшкин Алексей Михайлович (род. 1929) — доктор психо­логических наук, профессор, академик РАО. Разработал психологи­ческие основы проблемного обучения и детской одаренности. Ос­новные труды: «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (1972), «Актуальные проблемы психологии в высшей школе» (1977), «Развитие творческой активности школьников» (в соавторстве, 1991).

Мерлин Вольф Соломонович (1892—1982)— доктор психо­логических наук, профессор. Разрабатывал проблемы дифферен­циальной психологии, выдвинул принцип уровневой организации индивидуальных различий. Основные работы: «Очерк теории тем­перамента» (1964), «Очерк интегрального исследования индивиду­альности» (1986).

Мухина Валерия Сергеевна (род. 1935) — действительный член РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Основные труды: «Близне­цы: Дневник развития двух мальчиков» (1969), «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта» (1981), «Детская психология» (1992), «Возрастная психология: феноменоло­гия развития, детство, отрочество» (1999), «Таинство детства» (2000).

Мясищев Владимир Николаевич (1892—1973) — видный рос­сийский психолог, разработавший теорию отношений личности к внешнему миру и самому себе как основу формирования устойчивых черт личности и характера. Основной труд: «Личность и нев­розы» (I960).

Небылицын Владимир Дмитриевич (1930—1972)— доктор психологических наук, профессор, психолог и психофизиолог, внес­ший большой вклад в разработку проблем физиологических осно­ваний индивидуальных психологических различий. Основные тру­ды: «Основные свойства нервной системы» (1966), «Психофизиоло­гические исследования индивидуальных различий» (1976).

Обухова Людмила Филипповна (род. 1938) — доктор психило-гических наук, профессор. Специалист в области исследований раз­вития мышления ребенка, возрастной психологии. Основные тру­ды: «Этапы развития детского мышления» (1972), «Концепция Жана Пиаже: за и против» (1981), «Детская психология: теория, факты, проблемы» (1995).

Павлов Иван Петрович (1849—1936) — русский физиолог, ла­уреат Нобелевской премии (1904). Сыграл определяющую роль в развитии представлений о высшей нервной деятельности, создал учение об условных рефлексах, внес значительный вклад в станов­ление естественно-научной психологии. Основные труды: «Есте­ствознание и мозг» (1910), «Двадцатилетний опыт объективного изу­чения ВНД (поведения) животных» (1932).

Петровская Лариса Андреевна (род. 1937) — доктор психоло­гических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Специалист в области психологии общения и групповых методов развития и кор­рекции коммуникативной компетентности. Основные труды: «Те­оретические и методические проблемы социального тренинга» (1982), «Компетентность в общении» (1989).

Петровский Артур Владимирович (род. 1924) — доктор психо­логических наук, профессор, академик РАО, организатор науки, извест­ный специалист в области истории и методологии психологии, в сфе­ре психологии коллектива. Основные труды: «История советской психологии» (1966), «Личность. Деятельность. Коллектив» (1984), «Воп­росы теории и истории психологии» (1984), «Основы педагогики и психологии высшей школы» (1986), «Социальная психология» (1987). Автор и редактор многих учебников и психологических словарей.

Пиаже Жан (1896—1980) — выдающийся швейцарский психо­лог, автор концепции генетической эпистемологии. Создатель опе­рациональной периодизации интеллектуального развития ребенка. Основные труды: «Речь и мышление ребенка» (1923), «Психоло­гия интеллекта» (1946).

Платонов Константин Константинович (1904—1985) — доктор психологических наук, профессор, работавший в области психоло­гии труда, авиационной психологии, психологии личности. Основ-

ные труды: «Вопросы психологии труда» (1962), «Проблемы спо­собностей» (1972), «О системе психологии» (1972).

Пономарев Яков Александрович (1920—1997)— доктор пси­хологических наук, профессор, видный специалист в области психо­логии творчества. Основные труды: «Знания, мышление и умствен­ное развитие» (1967), «Психология творчества» (1976), «Психоло­гия творчества и педагогика» (1976).

Пономаренко Владимир Александрович (род. 1933) — доктор медицинских наук, профессор, академик РАО. Видный исследова­тель и организатор науки в области инженерной, военной психоло­гии, психофизиологии, психологии личности. Основные труды: «Экс­периментально-психологические исследования в авиации и космо­навтике» (в соавторстве, 1978), «Авиационная психология» (1992), «Практическая психология» (1994), «Психология духовности про­фессионала» (1997), «Авиация. Человек. Дух» (1998), «Созидатель­ная психология» (2000).

Роджерс Карл Рэнсон (1902—1987) — американский психолог, один из создателей гуманистической психологии. Разработал прин­ципы недирективной психотерапии. Основной труд: «Центриро­ванная на клиенте терапия» (1954).

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960)— выдающий­ся отечественный психолог и философ, организатор науки, один из создателей деятельностного подхода в философии, психологии и педагогике. Разработал методологические принципы психологичес­кой науки, концепцию психического как процесса. Основные тру­ды: «Основы общей психологии» (1940, 2000), «Бытие и сознание» (1957), «О мышлении и путях его исследования» (1958), «Проблемы общей психологии» (1976), «Человек и мир» (1997).

Селиванов Владимир Иванович (1906—1992) — доктор психо­логических и философских наук, профессор, создавший направле­ние в области психологии воли и ее воспитания. Основные труды: «Психология волевой активности» (1974), «Воспитание воли школь­ников» (1976).

Селье Ганс(1907—1982) — канадский биолог и врач, разрабо­тавший учение о стрессе как адаптационном синдроме, внеся зна­чительный вклад в развитие представлений о психологическом стрес­се. Основные труды: «Стресс без дистресса» (1979), «От мечты к открыванию» (1987).

Скиннер Берхауз Фредерик (1904—1990) — американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Создал тео­рию оперантного научения на основе инструментальных условных рефлексов. Разработал основы метода программированного обуче­ния. Основной труд: «Поведение организмов» (1938).

Смирнов Анатолий Александрович (1894—1980) — доктор пси­хологических наук, профессор. Видный исследователь в сфере об­щей и педагогической психологии, организатор науки. Системати­чески разрабатывал проблемы психологии памяти. Основные тру­ды: «Психология запоминания» (1948), «Проблемы психологии памяти» (1966).

Сосновский Борис Алексеевич (род. 1941) — доктор психоло­гических наук, профессор. Разрабатывает мотивационно-смысловые аспекты проблем общей и педагогической психологии. Основные труды: «Лабораторный практикум по общей психологии» (1979), «Общая психология» (на языке дари, в соавторстве, 1987), «Мотив и смысл» (1993).

Талызина Нина Федоровна (род. 1923)— доктор психологи­ческих наук, профессор, академик РАО. Разрабатывает деятельнос-тную теорию учения. Основные труды: «Теоретические проблемы программированного обучения» (1969), «Управление процессом ус­воения знаний» (1984), «Педагогическая психология. Психодиагно­стика интеллекта» (1967).

Теплов Борис Михайлович (1896—1965) — доктор психологи­ческих наук, профессор, выдающийся исследователь в области пси­хологии способностей, создатель школы отечественной дифферен­циальной психологии. Основные труды: «Психология музыкаль­ных способностей» (1940), «Способности и одаренность» (1941), «Ум полководца» (1943), «Проблемы индивидуальных различий» (1961).

Телегина Элеонора Давидовна (род. 1940) — доктор психоло­гических наук, профессор: Разрабатывает проблемы творческого и социального мышления, их развития в обучении. Основные труды: «Психологические исследования творческой деятельности» (в со­авторстве, 1975), «Психологические механизмы целеобразования» (в соавторстве, 1977), «Творческое мышление» (1995), «Эксперимен­тальная психология» (в соавторстве, 2002).

Титченер Эдвард Брэдфлрд (1867—1927) — американский пси­холог, один из создателей структурализма. Ввел в психологию ме­тод аналитической интроспекции. Известен экспериментальными исследованиями ощущений и внимания. Основные труды: «Очер­ки психологии» (1898), «Учебник психологии» (1914).

Тихомиров Олег Константинович (1933—2001) — доктор пси­хологических наук, профессор. Разрабатывал проблемы творческо­го мышления и искусственного интеллекта, создал направление психологии компьютеризации. Основные труды: «Структура мыс­лительной деятельности человека» (1969), «Психология мышления» (1984).

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886—1950) — основатель об­щепсихологической теории установки, раскрывающей закономер­ности развития и функционирования психики в процессе целена­правленной активности субъекта. Основной труд: «Эксперимен­тальные основы психологии установки» (1961).

Уманский Лев Ильич (1921 —1983) — доктор психологиче­ских наук, профессор, один из основоположников исследований, по­священных проблемам психологии организаторских способностей и организаторской деятельности групп и коллективов. Основной труд: «Психология организаторской деятельности» (1969).

Уотсон Джон Бродес (1878—1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма — одного из распространенных направ­лений психологии XX в. Основные труды: «Обучение животных» (1903), «Бихевиоризм» (1925).

Ушинский Константин Дмитриевич (1824—1870) — выдающий­ся русский педагог, основоположник педагогической психологии в России. Создал психолого-педагогическую концепцию развития лич­ности на основе воспитывающего обучения. Основной труд: «Че­ловек как предмет воспитания» (1869).

Фабри Курт Эрнстович (1922—1990)— доктор психологиче­ских наук, профессор, крупный зоопсихолог. Изучал проблемы раз­вития психики животных в филогенезе и онтогенезе, биологиче­ские предпосылки антропогенеза. Основной труд: «Основы зоо­психологии» (1976).

Фельдштейн Давид Иосифович (род. 1929) — доктор психоло­гических наук, профессор, академик РАО. Разработал концепцию поуровневого социального и психического развития личности. Ос­новные труды: «Трудный подросток» (1972), «Психология воспита­ния подростка» (1978), «Психология современного подростка» (1987), «Психология развития личности в онтогенезе» (1989), «Психология развивающейся личности» (1996), «Психология взросления» (1999).

Фехнер Густав Теодор (1801 —1887) — немецкий физик, физи­олог, философ, психолог, основатель психофизики, автор основопола­гающей для экспериментальной психологии книги «Элементы пси­хофизики» (1860).

Фрейд Зигмунд(1856—1939) — австрийский психолог, психи­атр, создатель психоанализа, оказавшего большое влияние на совре­менную психологию и психотерапию. Основные труды: «Толкова­ние сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927).

ХоллГренвилл Стенли (1846—1924)— американский психо­лог, создатель теории психического развития ребенка, основанной на принципе рекапитуляции. Основные труды: «Юность» (1904), «Проблемы воспитания» (1911).

Шадриков Владимир Дмитриевич (род. 1939) — доктор психо­логических наук, профессор, академик РАО. Исследователь проблем психологии деятельности, способностей, образования. Основные труды: «Проблемы системогенеза профессиональной деятельнос­ти» (1982), «Психология деятельность и способности человека» (1996), «Индивидуализация содержания образования» (1997), «Духовные способности» (1998).

Шорохова Екатерина Васильевна (1922—2004) — доктор пси­хологических наук, профессор. В ее трудах получили развитие тео­ретические проблемы общественно-исторической детерминации психического отражения, соотношения психического, физического и социального, сознательного и бессознательного. Основные рабо­ты: «Материалистическое учение И.П. Павлова о сигнальных сис­темах» (1962), «Проблемы сознания в философии и естествозна­нии» (1962).

Штерн Вильям(1875—1938)— немецкий психолог, заложив­ший основы дифференциальной психологии. Ввел концепцию кон­вергенции двух факторов о психическом развитии целостной лич­ности, понятие интеллектуального коэффициента (IQ). Основной труд: «Личность и вещь» (1906).

Эббингауз Герман(1850—1909) — немецкий психолог, осуще­ствивший первые систематические и ставшие классическими экс­периментальные исследования памяти. Основной труд: «О памя­ти» (1885).

Эльконин Даниил Борисович (1904—1984) — доктор психоло­гических наук, профессор, выдающийся специалист в области дет­ской и педагогической психологии. Основные труды: «Детская психология» (1960), «Психология обучения младшего школьника» (1974), «Психология игры» (1978), «Избранные психологические труды» (1989).

Эриксон Эрик (1904—1994) — американский представитель эго-психологии, создавший эпигенетическую теорию развития личнос­ти. Ввел понятие психосоциальной групповой идентичности, пола­гая возможным поступательное развитие личности к целостности до самой смерти человека. Основные труды: «Идентичность: юность и кризис» (1996), «Детство и общество» (1996).

 

 


 



2015-11-10 836 Обсуждений (0)
ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (836)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)