Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. КУЛЬТОРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ



2015-11-10 799 Обсуждений (0)
Глава 1. КУЛЬТОРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Российский государственный социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

 

Э.Г. СКВОРЦОВ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

культурология

 

 

Чебоксары 2007

УДК 0.08

ББК 71

 

 

Э.Г.Скворцов. Культурология. / Учебное пособие. Филиал РГСУ в г. Чебоксары. – Чебоксары: ООО «Крона».2007. – 226с.

 

Печатается по решению Учебно-методического совета филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары.

 

В учебном пособии дается авторская интерпретация сущности и структуры, генезиса и динамики культуры, технологии функционирования и правил интерпретации социального опыта во всех видах и формах человеческой практики, выявляются доминирующие ценности и традиции регионов и центров в ракурсе историко-культурных эпох. Пособие раскрывает государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования дисциплины «Культурология» (Москва, 2000).

Адресовано студентам всех специальностей и форм обучения.

 

Рецензенты:

Ерусланова Р. И., кандидат исторических наук, профессор, директор филиала РГСУ в г. Чебоксары.

2. Гуров Ю. С., доктор философских наук, профессор Чебоксарского кооперативного института.

 

 

© Э.Г. Скворцов, 2007

© Филиал Российского государственного

социального университета в г. Чебоксары, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 6

ГЛАВА 1. Культорология в системе гумниатарного знания. 8

1.1. Культурология и философия культуры.. 8

1.2. Культурология и социология культуры.. 9

1.3. Культурология и культурная антропология. 10

1.4. Культурология и история культуры.. 11

ГЛАВА 2. Культорология как наука и учебная дисциплина. 12

2.1. Этапы развития культурологии. 12

2.2. Структура и состав культурологического знания. 13

2.3. Методы культурологических исследований. 15

ГЛАВА 3. Школы, направления, теории в культурологи. 17

3.1. Ранние этапы становления культурологического знания. 17

3.1.1. Античные представления о культуре. 17

3.1.2. Средневековое понимание культуры.. 18

3.1.3. Теории культуры в эпоху Возрождения. 18

3.1.4. Культурологические теории Просвещения. 19

3.2. Культурологические теории XIX века. 20

3.2.1. Теория эволюционизма культуры.. 20

3.2.2. Теория диффузионизма культуры.. 21

3.2.3. Теория функционализма культуры.. 22

3.3. Культурологические концепции первой половины XX века. 23

3.3.1 Теории культурно-исторических типов. 23

3.3.2. Марксистская концепция культуры.. 27

3.3.3. «Философия жизни» Ф. Ницше. 28

3.3.4. Психоаналитическая концепция культуры.. 29

3.4. Культурологические теории второй половины XX века. 30

3.4.1. Символическая концепция культуры.. 30

3.4.2. Игровая концепция культуры.. 31

3.4.3 Семиотическая концепция культуры.. 31

3.4.4. Структуралистская концепция культуры.. 32

3.4.5. Концепция культурного релятивизма. 33

3.5. Культурологические концепции конца XX века. 34

3.5.1. Постструктуралистская концепция культуры.. 34

3.5.2. Культурные циклы К. Ясперса. 35

3.6. Культурологические концепции в России. 36

3.6.1. Ноосферная (энергетическая) теория культуры.. 36

3.6.2. Концептуальная теория этногенеза. 37

3.6.3. Синергетическая концепция культуры.. 38

ГЛАВА 4. Культура как объект исследования в культурологии. 40

4.1. История становления понятия «культура». 40

4.2. Теории происхождения и подходы к интерпретации культуры.. 42

4.3. Функции культуры.. 45

4.4. Культура и цивилизация. 48

4.5. Локальные культуры.. 49

4.6. Цивилизационный подход в культурологии. 50

ГЛАВА 5. Морфология культуры.. 51

5.1. Подходы к структурированию культуры.. 51

5.2. Духовная культура. 52

5.3. Художественная культура. 53

5.4. Социальная культура. 55

5.5. Технологическая культура. 56

ГЛАВА 6. Ценности и нормы культуры.. 58

6.1. Культурные ценности. 58

6.2. Культурные нормы.. 59

6.3. Культурные традиции и инновации. 60

6.4. Традиционная и современная культура. 61

6.5. Постмодерн как тенденция развития современной культуры.. 62

ГЛАВА 7. Межкультурные коммуникации. 64

7.1. Языки культуры.. 64

7.2. Символы культуры.. 65

7.3. Культурные коды.. 66

7.4. Тексты культуры и их понимание. 67

7.5. Культурная картина мира. 68

ГЛАВА 8. Становление и развитие культуры.. 70

8.1. Динамика культуры.. 72

8.2. Культурогенез. 73

8.3. Модели культурной динамики. 74

ГЛАВА 9. Культура, природа, общество, человек. 76

9.1. Культура и природа. 76

9.2. Культура и общество. 78

9.3. Культура и личность. 79

9.4. Инкультурация и социализация. 80

9.5. Культурная самоидентичность. 82

9.6. Социальные институты культуры.. 83

ГЛАВА 10. Культура и глобальные современные проблемы.. 85

10.1. Роль культуры в возникновении и разрешении глобальных проблем. 86

10.2. Тенденции культурной универсализации в современном мире. 87

10.3. Модернизация культуры.. 89

10.4. Глобализация культуры.. 91

ГЛАВА 11. Типология культур. 92

11.1. Этническая и национальная культуры.. 92

11.2. Народная, элитарная и массовая культуры.. 93

11.3. Срединные и специфические культуры.. 95

11.4. Обыденная и специализированная культура. 96

ГЛАВА 12. Типы культур. 98

12.1. Восточный и западный типы культур. 98

12.2. Матриархальный и патриархальный типы культур. 99

12.3. Этнографические типы культур. 100

12.4. Хозяйствовенно - культурные типы.. 103

12.5. Идеальные типы культур М. Вебера. 104

12.6. Типы культур Хосе Ортега-и-Гассет. 105

ГЛАВА 13. Религиозные типы культур. 106

13.1. Христианский тип культуры.. 106

13.2. Исламский тип культуры.. 108

13.3. Индо-буддийский тип культуры.. 109

13.4. Конфуцианско-даосистский тип культуры.. 111

ГЛАВА 14. Исторические типы культур. 113

14.1. Влияние типов культур на мировоззрение. 113

14.2. Первобытный тип культуры.. 115

14.3. Античный тип культуры.. 116

14.4. Средневековый тип культуры.. 118

14.5. Культура эпохи Возрождения. 120

14.6. Культура Нового времени. 122

14.7. Современный западный тип культуры.. 124

ГЛАВА 15. История мировой культуры.. 127

15.1. Первобытная культура. 127

15.2. Культура Древней Месопотамии. 132

15.3. Культура Древнего Египта. 137

15.4. Культура Древней Индии. 142

15.5. Культура Древнего Китая. 147

15.6. Античная культура. 151

15.7. Культура Средневековой Европы.. 156

15.8. Культура Возрождения и Реформации. 162

15.9. Западноевропейская культура Нового времени. 167

15.10. Европейская культура ХХ века. 178

Глава 16. Место и роль россии в мировой культуре. 184

Глава 17. История отечественной культуры.. 186

17.1. Древнерусская культура. 186

17.2. Русская средневековая культура. 191

17.3. Русская культура Нового времени. 196

17.4. Культура советской России. 205

17.5. Судьба и перспективы российской культуры.. 211

Заключение. 214

Глоссарий. 215

Тесты.. 219

Рекомендуемая литература. 224

ВВЕДЕНИЕ

 

Как только человек выделился из животного мира, он превратился в социальное и культурное существо. Целеполагающая деятельность оценивается как общие устои социокультурного человека. Это проявляется в его способности полноценно придерживаться принятых обществом традиционных духовных ценностей и нравственных норм бытия. Однако современные социально-культурные изменения заставили человека пересмотреть привычные взгляды на проблему «природа – культура».

Перемены связаны с радикально изменившимися представлениями о возможностях человека: использование атомной энергии, освоение космоса, генная инженерия, пересадка человеческих органов и т. п. Не меньшее значение имеет и процесс создания всемирных экономических, торгово-финансовых, политических, информационных, образовательных и других структур. Многие изменения способны трансформировать систему традиционных культурных ценностей и норм.

Сегодня культуру изучают десятки наук, выбирая при этом свой один аспект или подход (угол зрения). Культурология же возникла на пересечении социальных наук и гуманитарного знания. Мы имеем все основания говорить о новой науке как комплексе гуманитарных знаний и социальных наук, изучающих культурные феномены. Культурология как наука, вобрав в себя все лучшее, что добыто социальными и гуманитарными областями знания, изучает культурукак целостность, специфическую функцию и модальность человеческого бытия.

По специфическим целям, предметным областям и уровням познания в составе культурологии выделяются фундаментальное (теоретическое и историческое) и прикладное структурные направления. Содержание фундаментальной культурологи, в теоретическом и историческом аспектах рассмотрения, направлено на познание сущности и диалектики культур и цивилизаций, особенностей и императивов социокультурной реальности.

Предмет учебного курса культурологии – объективные закономерности сущности и морфологии, генезиса и динамики, технологии функционирования и принципов интерпретации культуры. Культура проявляется во всех видах и формах человеческой практики как опыт адаптации человека в среде своего обитания, закрепляясь в традициях образа жизни людей. Логика учебного курса должна раскрыть смысл историко-культурного процесса человечества, как прошлого, так и современности.

Главная задача курса – достижение понимания системного ядра (кода, генотипа) культуры, характеризующегося определенными универсалиями. Универсалии культуры – исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные любой культуре общие представления о человеческой деятельности. Через них выражаются общечеловеческие ценности и идеалы, общепринятые нормы и правила поведения людей.

Это такие нравственные ценности, как доброта, трудолюбие, уважение к материнству, забота о детях, любовь, дружба, мужество и многое другое. Они сохраняются в течение веков во всех культурах, и со временем их значение все больше осознается и возрастает. Цель культурологии, как науки и учебной дисциплины, состоит в гуманитарной ориентации человека в соответствии с требованиями времени, культурной самоидентификации человека, приобщении его к традициям и ценностям национальной, региональной и мировой культуры.

У культурологии существует не только собирательная, но и организующая функция. Многочисленный поток сведений о культурных явлениях, поступающий от «наук-доноров», таких как антропология, философия, социология, история, этнография, этнология, лингвистика и др., необходимо упорядочить, составив систематическое целое. Никакая иная область знания, высвечивающая узкий фрагмент культуры, не способна выполнить эту методологическую задачу кроме культурологии. Знания о строении, законах функционирования, истории становления, разнообразии форм культуры и прочее – культурологическое поле исследований.

Критериями эффективного освоения курса культурологии являются:

- владение категориально-понятийным аппаратом и методологией культурологического анализа;

- понимание роли, места, функций культуры, овладение способами приобретения, хранения и передачи культурного опыта;

- знание содержания и структуры, генезиса и динамики, технологии функционирования и интерпретации культуры;

- освоение национально-региональной и мировой культурной традиции, способность к межкультурному взаимодействию;

- знание типов культуры, культурных центров и регионов мира, понимание роли российской культуры в мировом культурном процессе;

- овладение тенденциями культурной универсализации в современном мире, информированность о глобальных проблемах современной культуры;

- понимание сущности инкультурации и социализации, владение культурологическими основами социальной работы.

Характерные для культурологии широта исследований, многообразие методов познания, возможность работать с достижениями многих наук, делают ее привлекательной для многих ученых. Культурология в целом помогает индивиду освоить духовные богатства, которые созданы человечеством на протяжении всей его истории. Этому помогает гносеологическая, нарративная, дескриптивная, герменевтическая, прогностическая и оценочная функции культурологии.

Следовательно, изучение культурологии выступает основой социально-гуманитарной подготовки любого специалиста. Как учебная дисциплина она способна восполнить пробел в понимании культуры как сложноорганизованного социального феномена. Вместе с тем, освоение знаний должно сопровождаться культуросозидающими действиями, направленными на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия.

 

 

Глава 1. КУЛЬТОРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

 

Культурологии свойственно стремление объединить, синтезировать материал отдельных наук о культуре на базе обоснованных теорий культуры. Возможность теоретического обобщения множества междисциплинарных фактов дает культурологии преимущество объемного изображения культур различных народов и эпох. Это позволяет говорить об интегративном характере культурологи, являющейся комплексной гуманитарной наукой о сущности культурного феномена общественной жизни.

Культурология, как научная дисциплина, возникла на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, информатики. Она способна данные этих наук синтезировать и систематизировать под единым углом зрения.

Среди социальных наук, прямо или косвенно выходящих на проблемы культуры,– социология, антропология, этнография, психология, экономика.

Из гуманитарных дисциплин большое внимание человеческой культуре уделяют философия, история, искусствознание, литературоведение, этика и эстетика и др. Культурология является частью обширного комплекса знаний, методов научных исследований и прикладных разработок, называемых «гуманитарными науками». Она все еще находится в известной зависимости от породивших ее философии и других научных дисциплин, черпая из них материал для своих построений.

Однако, уже сейчас гораздо заметнее влияние самой культурологии на эти науки, присутствие в них культурологических мотивов и обобщений. Влияние культурологии ощущается во всех сферах научного изучения чело века и культуры, поскольку культурологические аспекты присутствуют во всех вновь возникающих областях знаний о человеке и человеческой культуре. Важная роль, которую культурология играет в системе современных гуманитарных дисциплин, во многом объясняется ее стремлением к синтезу сфер познания.



2015-11-10 799 Обсуждений (0)
Глава 1. КУЛЬТОРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. КУЛЬТОРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (799)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)