Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Компенсация и коррекция



2015-11-10 3676 Обсуждений (0)
Компенсация и коррекция 4.33 из 5.00 3 оценки




Проблема компенсации поврежденных или задержанных в развитии функций является центральной как для специальной психологии, так и для специальной педагогики.

Одна из главных задач специальной психологии - поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях развития - является одновре­менно и задачей специального образования.

Теория компенсации развивалась в тесной взаимосвязи с развитием специального обучения, и уже в 30-е гг. XX в. Л.С. Выготский выделил осо­бенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:

- включение аномального ребенка в разнообразную социально значи­мую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;

- применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борь­бе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;

- специальное воспитание по собственным методикам обучения на осно­ве выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;

- включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;

- уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой, - внешними со­циальными условиями.

Термин «коррекция» (от лат. correctio - исправление) начал использо­ваться с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отста­лым детям.

Коррекция отклоняющегося развития - это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглажи­вание недостатков психофизического развития детей.

В коррекционном воздействии выделяют два направления: исправление отдельных дефектов и их последствий и целостное влияние на личность ре­бенка. В целом коррекция познавательной деятельности и физического разви­тия в сочетании с формированием личности особого ребенка называется коррекционно-воспитателыюй работой.

Всякий дефект снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях, поэтому коррекционные воздействия не сводятся к набору спе­циальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс.

Коррекция опирается на функции, оставшиеся в той или иной мере со­хранными, и приспособление происходит прежде всего за счет интенсивного использования сохранных анализаторов. Так, при нарушениях слуха ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы, опирается на тактильно-вибрационную и температурную чувствительность. При нарушениях зрения большое значение имеют слуховой анализатор, осязание и обоняние.

Коррекция вторичных нарушений тем сложнее, чем они ближе к перво­причине. Рассматривая вопрос о преодолении вторичных нарушений при олигофрении, Л.С.Выготский подчеркивал, что недоразвитие высших психи­ческих функций легче поддается корригирующему воздействию: если мозго­вой процесс, лежащий в основе олигофрении, привел к недостаточности ме­ханического запоминания, педагогические меры почти ничего не улучшают. Вместе с тем можно специально развивать осмысленное логическое запоми­нание и добиться положительных результатов.

По отношению к общему образованию коррекция выступает как под­система, в которой условно можно выделить коррекционное обучение, коррекционное воспитание и развитие.

В специальной литературе часто встречается определение коррекции как способа компенсации дефекта. Однако с точки зрения педагогики это понятие более широкое, поскольку именно коррекция определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребенка. В специальном детском учреждении важнейшую роль играет принцип коррекционной на­правленности обучения. Специальные методы работы с аномальными детьми позволяют развить их познавательные возможности.

Так, в процессе обучения слепых добиваются повышения осязательного и слухового восприятия, в той или иной степени замещающих зрение, Овла­дение глухими детьми словесной речью приводит к перестройке всей их по­знавательной деятельности на новой, более высокой основе. Формирование у умственно отсталых детей умений и навыков дает им возможность овладе­вать знаниями, развивает более сложные формы мышления.

Специальные технические средства, применяемые при обучении от­дельных групп детей, также ведут к расширению возможностей познания и коррекции первичного дефекта. В ряде случаев возникает необходимость ис­правления у аномальных детей сопутствующих дефектов, например наруше­ния двигательной сферы у умственно отсталых или слепых. Коррекция дости­гается в процессе всей учебной работы и на специальных занятиях - логопе­дических, лечебной гимнастики и др.

Чем раньше начинается специальное психолого-педагогическое воздей­ствие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционная работа на ранних этапах развития предупреждает последствия первичных нарушений и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении. Приемы кор­рекционной работы последовательно применяются на все* этапах ком­пенсации утраченных функций психики. Большое значение имеет и система лечебно-восстановительных средств воздействия, и самостоятельная активная деятельность самих учащихся. Существует прямая связь между активностью, сознательностью и самостоятельностью ребенка и процессами компенсации нарушенных функций.

К числу благоприятных условий формирования компенсации относятся:

- ранняя диагностика и начало коррекционных воздействий;

- правильно организованная система обучения и воспитания; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;

- использование,принципа соединения обучения с трудом;

- хорошая психологическая атмосфера в детском коллективе, взаимопо­нимание педагогов и учащихся;

- правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, ис­ключающая перегрузки;

- чередование методов обучения учащихся;

- использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.

 

Вопросы и задания к теме 4

1. Дайте определение компенсации. Какие виды компенсации вы знае-

2. Выделите основные различия внутри- и межсистемной компенсации.

3. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?

4. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псев­докомпенсация и гиперкомпенсация?

5. Проанализируйте теорию сверхкомпенсации А.Адлера.

6. Раскройте основные положения теории компенсации психических функций Л.С.Выготского.

7. Выделите основные особенности взаимодействия процессов коррек­ции и компенсации.



2015-11-10 3676 Обсуждений (0)
Компенсация и коррекция 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Компенсация и коррекция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3676)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)