Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология лиц с нарушениями зрения (тифлопсихология)



2015-11-10 2275 Обсуждений (0)
Психология лиц с нарушениями зрения (тифлопсихология) 4.67 из 5.00 3 оценки




Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечи­вающих возмещение недостатка информации, дефицит, который связан с нарушением деятельности зрительного анализатора, а также влияние этого дефекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.

Свое название тифлопсихология получила от греческого tiphlos - "сле­пой" и как наука сначала включала в свое содержание лишь психологию сле­пых. В настоящее время предметом ее внимания являются не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нарушения зрения, а также дети, имеющие амблиопию и косоглазие. Основными задачами современной тифлопсихоло-гии являются:

1) ичучение общих, свойственных также и нормально развивающемуся ребенку специфических закономерностей психического развития детей с глубокими нарушениями зрения, механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения.

2) изучение зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения дефекта зрительной функции:

3) выявление потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения, их способностей к преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений;

4) разработка психологических .основ эффективной коррекционно-.педагогической помощи детям с недостатками зрительной функции;

5) разработка социально-психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушениями зрения в обществе.

Основоположником тифлопедагоги и обучения незрячих считается В. Гаюи (1745-1822) французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во "Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не1 только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и соци­ально-трудовой реабилитации.

Л. Брайль (1809-1852), потерявший зрение в трехлетнем возрасте, вос­питанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института сле­пых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых. Ос­нованная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, цифровые и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать.

Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807 году при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам. В течение XIX в. было открыто еще не­сколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых. Для большинства учеников обучение было платным и стоимость достаточно высока.

В 1928 году появились первые советские школьные программы для сле­пых. В начале 30-х годов XX века появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца 30-х годов открыва­ются и первые школы для слабовидящих.

Классификация нарушений зрительной функции у детей. Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения. За нормальную остроту зрения, равную единице (JJH принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специаль­ной таблицы на расстоянии 5 м. Разница в способности различать знаки меж­ду последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек, способный различить наиболее крупные зна­ки первой сверху строки, имеет остроту зрения 0,1; четвертой - 0,4 и т.п.

Для определения остроты зрения ниже 0,1 используется пересчет паль­цев. Способность к пересчету раздвинутых пальцев руки на расстоянии: 5 м соответствует остроте зрения в 0,09; 2м - 0,04; 0,5 м - 0,01; 30 см - 0,005. Способность к различению света от тьмы соответствует остроте зрения на уровне светоощущения. Неспособность к различению света от тьмы означа­ет, что острота зрения равна нулю.

Таким образом, в зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от воз­можности использования зрительного анализатора в педагогическом процес­се выделяют следующие группы детей:

слепые — это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения —0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции -очков), либо сохранившие способность к светоошущению;

слабовидящие — дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2с коррекцией оч­ками на лучше видящем глазу. Главное отличие данной группы детей от сле­пых: зрительный анализатор остается основным источником восприятия ин­формации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведуще­го в учебном процессе, включая чтение и письмо.

Исследование Л.И.Кирилловой контингента 13 специальных школ Рос­сии показало существенное увеличение количества детей, имеющих остаточ­ное зрение (до 90 %). В школах для незрячих лишь 3-4 % детей имеют то­тальную слепоту,7 % - светоощ)щение, у 10 % визус выше 0,06.

В зависимости от временя наступления дефекта выделяют две катего­рии детей:

слепорожденные — это дгти с врожденной тотальной слепотой или ос­лепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного вы падения зрительной системы;

ослепшие - дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже Более поздние нарушения зрения позволяют ослепшему использовать уже сформировавшиеся ранее на основе зрения связи при осуществлении позна­вательной деятельности и образуют иные, опосредствованные системы связей при компенсации дефекта.

Таким образом, время наступления повреждающего воздействия явля­ется важным специфическим факт°Ром психического развития детей и взрослых с нарушением зрения.

Причины нарушений зрения. Анализ причин нарушений зрения пока­зывает, что в 92 % случаев слабовидение и в 88 % случаев слепота имеют врожденный характер. Врожденные заболевания и аномалии развития "органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30% из них - наследственной природы. Отмечаются: наследственные нарушения обмена веществ в виде альбинизма; наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока - анофтальм, микрофтальм; наследственная патология сосудистой оболочки; заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, от­дельные формы патологии сетчатки.

Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беремен­ности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беремен­ности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

Последствия нарушения зрения и способы компенсации. Время на­ступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психиче­ского и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и свое­образие психофизического развития. Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуаль­ной ориентировки наиболее заметно сказывается на двигательной сфере, на содержании социального опыта.

С утратой зрения возникают трудности в формировании движений, ори­ентировки в пространстве. Это приводит к резкому ограничению двигатель­ных функций. Движения слепых осторожны, отсюда - слаборазвита мышеч­ная система, что ведет к отставанию физического развития.

У слепых наблюдается повышение различных видов чувствительности. В восприятии предметов важную роль у них играют кожные ощущения. В связи с этим резко повышается тактильная чувствительность, особенно на ладонной поверхности пальцев рук, поскольку именно она принимает актив­ное участие в актах осязания.

Как показывают исследования, пространственный порог различения первой фаланги указательного пальца правой руки у слепых почти в два раза ниже, а, следовательно, чувствительность в два раза выше, чем у нормально видящих. Такой рост чувствительности на данном участке кожи объясняется специальной практикой слепых - чтением рельефно-точечного шрифта Брай-ля, ведущую роль в котором играет именно указательный палец.

Тактильное восприятие обеспечивает по­лучение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помога­ет определять форму, размеры фигуры, уста­навливать пропорциональные отношения.

Несколько повышена по сравнению с нормой обонятельная чувствительность, кото­рая также развивается в процессе деятельности - ориентировке в пространстве. Установлено, что слепые значительно лучше, чем зрячие, дифференцируют запахи, точнее локализуют их источники и определяют направление распро­странения запахов.

Таким образом, повышение различных видов чувствительности, способность тонко дифференцировать внешние воздействия в зна­чительной мере компенсируют отсутствие зре­ния в процессе пространственной и социальной ориентации.

Нарушения функции зрения неизбежно отражается и на представлени­ях^ т.к. того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении. Формирование представлений об окружающем мире у слепых и слабовидя­щих детей происходит на основе осязательного последовательного обследо­вания предметов. Поэтому восприятие предметов замедленное. Следователь­но запас представлений ограничен и искажен. Представления фрагментарны, схематичны. В образе объекта часто отсутствуют многие существенные де­тали. В результате образ лишен целостности, а иногда и неадекватен отобра­жаемому объекту. Выпадение из сферы восприятия слепых многих сущест­венных свойств и признаков предметов препятствует образованию общих представлений, поэтому представления слепых детей характеризуются низ­ким уровнем обобщенности.

Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах дея­тельности важную роль играет слуховое восприятие и речь. С помощью зву­ков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и про­странственные свойства окружающей среды. Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих проводятся упражнения на дифферен­циацию — различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определен­ным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процес­сов, происходящих в них.

Внимание слепых подчиняется тем же закономерностям, что и нормаль­но видящих, и может достигать такого же уровня развития, т.к. внимание не связано с каким-либо определенным психическим процессом и тем более с функционированием какого-либо анализатора, а формируется в деятельно­сти. Отмечается повышенная способность слепых управлять своим внимани­ем, концентрировать его, расширение объема внимания в связи с необходи­мостью одновременно учитывать многочисленные характеристики предмета,

получаемые от разных анализаторов. Однако по этой же причине внимание характеризуется быстрой истошаемостью и снижением продуктивности Си­ла и однообразие слуховых раздражителей быстро утомляют слепых и ведут к рассеиванию внимания. Развитию внимания при дефектах зрения способст­вует активное включение ребенка в деятельность, в результате чего подсоз­нательно формируется установка на внимание.

Дефекты в сфере чувственного познания в той или иной степени отра­жаются на всех мыслительных операциях. Нарушение взаимодействия чувст­венных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышле­ния. Выделение слепыми несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации.

В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует ис­ходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых ме­сяцев его жизни. Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохран­ности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нарушениями. Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизиче­ского развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть.

Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с яв­лениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ве­дущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь час­тично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действитель­ности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя гла­зами, т. е. нарушено бинокулярное зрение.

Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения. Коррекционная работа направлена на использование специальных приемов и способов на­блюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, перио­дическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, уче­нии, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрас­те у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции.

Основная проблема, имеющая большое значение для воспитания незря­чего ребенка, - отношение родителей к его дефекту. Переоценка нарушения зрения приводит к излишней опеке, искусственно изолирует ребенка от общества, приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пас­сивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе как зрячих, так и незрячих людей.

И, наоборот, недооценка нарушения зрения, опирающаяся на неоправ­данный оптимизм (все пути для тебя открыты), игнорирование дефекта зре­ния в подростковом возрасте может привести незрячего к глубокой психиче­ской травме, когда слепой подросток осознает ограниченность выбора про­фессии, своих возможностей.

Таким образом, как чрезмерная опека со стороны окружающих, так и отсутствие внимания могут сформировать у ребенка с нарушенным зрением отрицательные черты характера: моральные (эгоцентричность, отсутствие долга, товарищества), волевые (нерешительность, отсутствие самостоятель­ности, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная черствость), интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувств нового). Сравнительно ограниченные контакты с окружающими вле­кут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.



2015-11-10 2275 Обсуждений (0)
Психология лиц с нарушениями зрения (тифлопсихология) 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Психология лиц с нарушениями зрения (тифлопсихология)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)