Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ



2015-11-10 4128 Обсуждений (0)
Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 4.67 из 5.00 3 оценки




Понятие о сложном нарушении развития.В качестве синонимов тер­мина «комбинированные нарушения» в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложный дефект», «сложные аномалии разви-

тия», «сочетанные нарушения», «сложное нарушение» и все более утвер­ждающийся в последнее время - «сложная структура нарушения»

К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного разви­тия и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.

В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными наруше­ниями подразделяются на три основные группы:

3) дети с двумя выраженными психофизическиминарушениями, ка­ждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухонемые дети; умственно отсталые глухие; слабослышащие с задержкой психического раз­вития (первичной);

2) дети, имеющие одно существенное психофизическое нарушение(ведущее) исопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отста­лые дети с небольшим снижением слуха (так называемый "осложненный" дефект);

3) детис множественными нарушениями(три и более первичных на­рушений, выраженных в разной степени и приводящих к значительным от­клонениям в развитии ребенка): умственно отсталые слабовидящие глухие дети.

Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями - малоизучен­ная проблема специальной педагогики. До недавнего времени в нашей стране многим из таких детей вообще невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи, так как они считались необучаемыми. В последнее время положение существенно изменилось.

Наибольший вклад был сделан в разработку психолого-педагогической системы воспитания слепоглухих детей.

В число первоочередных задач, возникающих перед специалистами, входит задача возможно более ранней диагностики сложного дефекта. Слиш­ком поздняя диагностика — типичное явление в практике работы с такими детьми. Вследствие этого дети со сложными нарушениями развития обычно слишком поздно попадают в сферу специального обучения. Нередко такая возможность возникает для них лишь к началу школьного возраста, а то и позднее.

Многие родители, столкнувшись с тяжелыми нарушениями развития своего ребенка в первые годы его жизни, ищут помощи лишь исключительно у медиков, совсем не обращаясь к специалистам-педагогам. Многие дети со сложными нарушениями действительно проходят необходимый курс лечения в больницах, где они подвергаются длительной культурной и материнской депривации, что неблагополучно сказывается на их эмоциональном и умст­венном развитии.

Знания большинства дефектологов в этой области незначительны, полноценно проконсультировать родителей они не могут. Лишь определенный круг специалистов знаком с этой проблемой, владея практико-ориентированной диагностикой, - в основном это отдельные сотрудники Ин­ститута коррекционной педагогики РАО и педагоги связанных с ним экспе-

риментальных школ. Но и в этом случае не все родители могут получить конкретные, развернутые психолого-педагогические рекомендации. Подроб­ная, научно обоснованная и экспериментально проверенная технология обу­чения создана для слепоглухих детей. Категория детей со сложной структу­рой дефекта столь многообразна, что программы воспитания и обучения ка­ждой группы таких детей еше предстоит создавать. В настоящее время боль­шинство таких детей обучается в специальных классах специальных школ.

Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом. Обшей закономерностью, свойственной развитию детей со сложными дефектами, является особая отягощенность условий ран­него развития ребенка. Наличие не одного, а двух, а то и более первичных нарушений чрезвычайно обедняет контакт ребенка с внешним миром, он по­падает в условия огромной депривации (сенсорной, материнской, культур­ной) и в сензитивный период становления и развития основных психических функций терпит значительный ущерб. Это ведет к недоразвитию как отдель­ных функций (предметные действия, формирование образов предметов, про­странственная ориентировка и моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми и общение), так и к общей задержке психического развития. Положение усугубляется тем, что материальная и социальная среда, как пра­вило, остаются мало приспособленными к особенностям познавательной дея­тельности такого ребенка.

Таким образом, оказывается, что по отношению к ребенку со сложным дефектом задачи последующей компенсации аномалий развития становятся более всеобъемлющими не только в силу сложности нарушения, но и в силу существенного отставания в развитии, связанного с упущенными возможно­стями ранней компенсации дефекта.

Исследователи, занимающиеся проблемой сочетанных нарушений, единодушно отмечают тот факт, что психическое развитие при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую, сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода (исследования А.И.Мещерякова, Т.В.Розановой и др.). Так, слепоглухие дети в своем раз­витии существенно отличаются от других категорий аномальных детей (глу­хих, слепых и др.). Отсутствие зрения и слуха обрекает ребенка на значи­тельную изоляцию от внешнего мира, и его психика не получает должного развития. Такой ребенок нередко расценивается окружающими как глубоко умственно отсталый: у него резко ограничено познание окружающей дейст­вительности, нарушены возможности общения с людьми и формирования навыков и норм поведения. Тем не менее, в отличие от действительно умст­венно отсталого ребенка слепоглухой ребенок обладает значительными по­тенциальными возможностями умственного развития. Особенно велики эти возможности у детей и подростков с поздней слепоглухотой, избежавших влияния сенсорной депривации в раннем возрасте и сохранивших речь.

Характерным следствием сложных нарушений является уменьшение доступных каналов компенсации дефекта, резкое сужение возможного диапа­зона средств компенсации. Так, при слепоте компенсация в восприятии ре­бенком окружающего мира осуществляется в значительной мере через со­хранные слух и осязание. При глухоте - через зрение, кинестетическое, так-

тильно-вибрационное восприятие пли^п ™

и слуха, слепоглухоте, пут'и ^«ZiTiS'SiT П0Р™ении зрения перекрыть, и лишь в случае частичной сохранности этих лГ"™ ?казыва*>тся использованы. крайности этих функции могут быть

Таким образом, если в сложном бисенсорном дефекте мы имеем дело со сложением двух различных первичных нарушений и образованием их соче тания, то в путях компенсации происходит как бы их вычитание- ни зрение ни слух не могут быть использованы. Альтернативным является какой-то третий путь. Психологическая задача педагога-дефектолога состоит в том чтобы выявить пути развития ориентировочной деятельности ребенка, найти пусть и очень узкие, но реальные и перспективные пути компенсации слож­ного дефекта. Так, для слепоглухого ребенка такую роль в его восприятии играют осязание и кинестетическое восприятие, кроме того, возможно значи­тельное компенсаторное развитие обоняния, которые в большой мере заме­няют утраченные зрение и слух.

Решающим фактором развития будет в любом случае включение ребен­ка в процесс образования, или так называемого культурного развития, при­своения им общественно выработанного исторического опыта человечества в процессе учения. Вывод ребенка из культурного тупика, из ситуации изоли­рованности от окружающего мира - материально-предметного и социального - вот первейшая задача в поисках путей компенсации сложного дефекта. В контексте культурного развития ведущее место занимает овладение ребен­ком языком. В этом смысле выход на компенсаторные сенсорные каналы приобретает до известной степени подчиненное значение. Возможности ум­ственного развития детей со сложным сенсорным дефектом принципиально не следует признавать ограниченными. По мере реального прогресса в облас­ти специальной психологии и педагогики эти возможности существенно воз­растают.

Поскольку важнейшим резервом, как это было показано Л.С. Выгот­ским, является развитие высших психических функций ребенка, принципи­ально важным становится вопрос о степени сохранности интеллектуального развития. Умственная отсталость как возможный компонент сложного де­фекта, безусловно, чрезвычайно снижает потенциал компенсаторного разви­тия аномального ребенка.

Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии. В нашей стране уже сложились и дей­ствуют определенные виды помощи слепоглухим детям и другим детям со сложными сенсорными нарушениями: умственно отсталым глухим и слабо­слышащим, умственно отсталым слепым и слабовидящим, умственно отста­лым детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата во вспомогатель­ных классах соответствующих типов школ и в некоторых учреждениях Мин-соцзащиты.

Однако для ряда категорий детей со сложным дефектом какие-либо ви­ды по-настоящему специализированной поддержки вообще отсутствуют, например, для глухих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для аутичных детей с сенсорными нарушениями, для детей с соматическими нарушениями и нарушениями зрения и слуха. Для большинства лиц со слож-

ным дефектом особенно неустроенной оказывается жизнь до школы и после

школы.

В детском доме слепоглухих детей (г. Сергиев Посад Московской обл.) воспитываются и обучаются дети с комбинированным нарушением зрения и слуха дошкольного и школьного возраста. Сюда принимаются дети со слож­ным сенсорным нарушением, которые не могут посещать детские сады и школы для детей с нарушениями слуха, где обучение ведется на основе зри­тельного восприятия, или для детей с нарушениями зрения, где обучение ве­дется на основе слухового восприятия. Возраст воспитанников от 3 до 18 лет, учреждение рассчитано на 100 детей.

В нем содержатся:

- полностью слепые и слепые с остаточным зрением с остротой зрения от светоощушения до 0,04;

- слабовидящие с остротой зрения от 0,05 до 0,2 включительно, с кор­рекцией стеклами на лучше видяшем глазу и с более высокой остротой зре­ния, при дополнительных нарушениях (например, с резким сужением поля зрения) или при неблагоприятном прогнозе (например, при синдроме Уше-

ра);

- глухие, а также слабослышащие дети с потерей слуха, при которой ре­бенок не может воспринимать связную речь на ухо с помощью слуховой ап­паратуры.

В последние годы наряду со слепоглухими в детский дом стали прини­мать детей с множественными нарушениями, где в качестве компонента сложного дефекта могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость в легкой степени, аутистические проявления s пове­дении.

Решение о зачислении слепоглухого ребенка принимается директором детского дома на основе заключения медико-педагогической комиссии дет­ского дома или лаборатории содержания и методов обучения детей со слож­ной структурой дефекта Института коррекционной педагогики РАО после комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.

Все расходы по обучению, воспитанию и содержанию ребенка в учреж­дении несет государство. В детском доме обучаются дети со всей территории России.

Специальные задачи учреждения состоят в формировании по­знавательной и практической деятельности детей, формировании простран­ственной ориентировки, словесной речи в различных ее формах (дактильной; письменной - крупным шрифтом, если позволяет остаточное зрение учащих­ся; рельефно-точечной по системе Брайля; устной), включении слепоглухих подростков в социально-бытовое окружение, обучении доступной профес­сии.

Наряду со специальными ставятся общие задачи - общеобразовательная и трудовая подготовка детей, их нравственное воспитание, умственное и фи­зическое развитие.

Воспитание и обучение проводится по учебным планам и программам, разработанным в Институте коррекционной педагогики и в детском доме, предусматривающим учебные занятия в классе (свыше 30 ч в неделю) и вне­классные занятия. Используются специальные технические средства: звуко-

усиливающая аппаратура, оптические средства. После окончания школы вы­пускники могут продолжить свое образование в вечерних школах слепых или глухих в специальных классах для слепоглухих.

Серьезной проблемой в новых социально-экономических условиях ста­ло трудоустройство слепоглухих выпускников. В детском доме проводится работа в направлении поисков новых перспективных профилей трудового обучения (изготовление мягкой игрушки, керамика, декоративное ткачество и др.).

В детских домах-интернатах Минздрава РФ содержатся в основном де­ти с глубокими поражениями центральной нервной системы, туда нередко попадают дети со сложным дефектом. Однако систематической специализи­рованной психолого-педагогической помощи они там не получают. В на­стоящее время возникают попытки группового обучения слепых и слабови­дящих умственно отсталых детей (в Москве).

В системе специальных образовательных учреждений Министерства образования РФ уже много лет действуют вспомогательные классы: в шко­лах для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих детей, детей с нару­шениями опорно-двигательного аппарата. В эти классы принимаются дети с умственной отсталостью по типу олигофрении (в степени дебильности) и с соответствующим профилю школы сопутствующим нарушением. Для этих детей созданы учебные программы (в основном с 1 до VIJI класса).

В новых по типу (инновационных) региональных школах и центрах для детей с отклонениями в развитии, где собираются дети с различной структу­рой дефекта и обучение проводится достаточно индивидуализированно, мо­гут найти место и дети со сложной структурой дефекта, что зависит от мест­ных условий.

Некоторую помощь дети со сложными дефектами в настоящее время могут найти в негосударственных учреждениях. Так, в местных обществен­ных и частных психолого-педагогических, медико-социальных и иных цен­трах, организующих помощь детям-инвалидам, получают педагогическую поддержку дети с выраженными отклонениями в развитии, среди которых встречаются дети со сложным дефектом.

В последние годы возникли небольшие воспитательные учреждения и группы для детей с тяжелыми формами инвалидности при церковных общи­нах православной христианской церкви и общинах других конфессий.

В действующей совокупности учреждений и служб для детей со слож­ными нарушениями развития недостает самого раннего звена системы. Для обслуживания детей в дошкольном возрасте еще не созданы консультатив­ные центры, которые могли бы оказывать педагогическую помощь родите­лям, имеющим детей со сложными аномалиями развития, и осуществлять раннюю диагностику. Подобные центры («семейные центры») имеются за рубежом (в Великобритании, Дании, Швеции и других странах). Кроме того, в специальных детских садах для детей с различными отклонениями в разви­тии необходимо предусмотреть возможность образования специальных групп для детей со сложным дефектом.

Вопросы и задания к теме 8

1. Назовите основные возможные сочетания дефектов развития.

2. Дайте характеристику основных групп детей с сочетанными наруше­ниями.

3. Расскажите о содержании ранней психолого-педагогической помощи в семье ребенку со сложным дефектом.

4. Какие специализированные учреждения существуют для лиц со сложным дефектом в нашей стране?

( Тема «^ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧКГИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В СИСТЕМЕ ^^-^ОБРАЗОВАНИЯ

 



2015-11-10 4128 Обсуждений (0)
Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4128)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)