Практическое занятие №7
Тема: Количественный и качественный состав питания как эффективного средства повышения физической работоспособности. Цель занятия: 1. Ознакомиться с методами определения пищевого статуса. 2.Закрепить теоретические знания о суточном расходе энергии. 3.Освоить методику определения суточных энергозатрат хронометражно-табличным методом. 1.Пищевой статус – комплекс показателей, характеризующий состояние здоровья, сложившиеся под действием фактического питания. Различают четыре типа пищевого статуса: обычный, оптимальный, избыточный и недостаточный. Нарушения в показателях пищевого статуса являются первыми признаками дисбаланса гомеостатических систем на этапе еще не сформировавшейся патологии и, как правило, могут быть скорректированы при условии правильной их диагностики и рационализации питания. Мерой пищевого статуса служит масса тела. Для оценки пищевого статуса используют характеристику соотношения массы тела и роста. Наиболее доступен и информативен индекс массы тела (ИМТ, индекс Кетле): масса тела (кг)/ рост (м2). ИМТ пригоден для характеристики пищевого статуса и диагностики ожирения только у взрослого населения в возрасте 19-65 лет (табл. 1-3). У детей и подростков этот метод не применяется.
Таблица 1. Классификация индекса массы тела
Таблица 2. Оценка процентного содержания жира в организме
Таблица 3. Оценка уровня висцерального жира
2. Общий суточный энергетический расход человека складывается из трех величин: а) энергии, затрачиваемой на поддержание основных процессов жизнедеятельности (дыхания, сердечно-сосудистой и выделительной системы и др.)., в среднем величина основного обмена у взрослого человека составляет примерно 1 килокалорию на один килограмм веса в час., б) на процессы пищеварения – специфически-динамическое действие пищи вызывает повышение обмена с среднем на 10-15% ,в) расход энергии на выполнение физической или умственной работы колеблется в широких пределах и зависит от интенсивности работы, степени тренированности, внешних условий. Таким образом, суточные энерготраты складываются из среднего расхода энергии основного обмена – 1 ккал на 1 кг веса тела в час. Для человека весом 60 кг=60 ккал/ч·24 ч=1440 ккал. К ним суммируются энерготраты на пищеварение при смешанном питании – 10-15% от основного обмена (144-170 ккал). Далее добавляются энерготраты на трудовую и бытовую деятельность. Для определения энерготрат применяют различные методы. Метод прямой калориметрии основан на изучении всей теплопродукции организма человека и производится с помощью специальных калориметрических камер. Метод является наиболее точным, но сложность устройства камер ограничивает его применение в широкой практике. Метод непрямой калориметрии заключается в определении расхода энергии по газообмену. Принцип метода состоит в определении количества поглощенного человеком кислорода за определенное время и количества выделенного при этом углекислого газа. Суточный расход энергии может быть вычислен хронометражно-табличным методом с помощью специальных таблиц, в которых указаны величины энергетических затрат при выполнении различных видов деятельности. Метод достаточно прост и применяется широко в спортивной практике. 3. Определение суточного расхода энергии хронометражно-табличным методом. Оборудование: таблицы расхода энергии в зависимости от характера выполняемой работы (приложение), калькуляторы. Задание: 1.Составить подробный распорядок дня. 2.Провести при помощи хронометрирования учет продолжительности всех видов деятельности за сутки, включая отдых. 3. Рассчитать при помощи таблиц суточный расход энергии всех видов деятельности. 4.Составить отчет по определению суточных энергозатрат по прилагаемой форме. Ход работы: 1.Составить хронограмму суток в виде рабочей таблицы № 1.
Таблица №1
Определить время выполнения различных видов деятельности. Продолжительность всех видов деятельности, включая сон, должна составлять 24 часа (1440 минут). Найти по таблице (приложение 1) для каждого вида деятельности величину соответствующих энергозатрат, которая указывает расход энергии за 1 минуту на 1 кг веса тела, и внести в соответствующую графу таблицы суммирования и подсчета энергозатрат. Вычислить расход энергии, затраченной на тот или иной вид деятельности за указанное время, путем умножения величины энергозатрат при данном виде деятельности на ее продолжительность. Суммировать данные энергозатрат при различных видах деятельности на 1 кг веса тела за сутки. Получаемая сумма проставляется внизу таблицы под итоговой чертой. 6. Подсчитать энергозатраты за сутки с учетом своего веса. Для чего итоговую сумму энергозатрат на 1 кг веса тела умножить на свой вес. К полученной величине прибавить 10% либо 15% с целью покрытия неучтенных энергозатрат (ориентируясь при этом на свой тип ВИД: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик).
Заключение: Группа___ Специализация___________________________ Возраст_ Рост___ Вес__ Пол__
1. Расчет расхода энергии на 1 кг массы тела по всем видам деятельности с учетом времени. Например: 47,3 ккал. 2. Расчет расхода энергии с учетом веса тела. Например: 47,3 ккал х 70 кг=3311 ккал. 3. Расчет неучтенных энергозатрат от полученной величины. Например: 10% от 3311 ккал составит 331,1 ккал. 4. Результат определения суточных энергозатрат. Например: 3311 ккал+331,1 ккал=3642,1 ккал.
Вывод:Общий суточный расход энергии за данные конкретные сутки составил 3642,1 ккал. Предлагаемый пищевой рацион в этот день по количеству калорий должен соответствовать полученной величине энергозатрат. Приложение: РАСХОД ЭНЕРГИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ (ВКЛЮЧАЯ ОСНОВНОЙ ОБМЕН) В ККАЛ НА 1 КГ ВЕСА В 1 МИНУТУ
Вождение автомобиля 0,0128 – 0,0300 Вытирание пыли 0,0205 Глажение белья (сидя) 0,0087 Глажение белья (стоя) 0,0115 Душ 0,0369 – 0,0389 Езда в транспорте (сидя) 0,0266 Езда в транспорте (стоя) 0,0267 Игра на музыкальных инструментах 0,0384 – 0,0615 Личная гигиена 0,0329 Мытье окон 0,0615 Мытье полов 0,0333 Мытье посуды 0,0199 – 0,0343 Одевание (раздевание) 0,0281 Отдых лежа (без сна) 0,0183 Отдых стоя (вольно) 0,0250 Отдых сидя или выполнение спокойной работы в положение сидя 0,0229 Оклейка стен обоями 0,0769 Приготовление пищи 0,0205 Прием пищи (сидя) 0,0236 Подметание пола 0,0402 Печатание на машинке 0,0333 Пение 0,0290 Прогулка в парке 0,0384 Работа в лаборатории (стоя) 0,0360 Работа в лаборатории (сидя) 0,0250 Ремонт автомашины 0,0615 Работа в саду 0,0417 – 0,0950 Работа с микро-ЭВМ 0,0384 Стирка белья (вручную) 0,0511 Сон 0,0155 Танцы (бальные) 0,0705 Танцы (в ритме диско) 0,1025 Танцы (современные) 0,0615 Танцы (балет) 0,1923 Умственный труд (сидя) 0,0243 Уборка постели 0,0329 Хозяйственная (домашняя) работа 0,0573 Просмотр ТВ 0,0239 Чтение вслух (разговор по телефону) 0,0250 Шитье ручное, вязание 0,0307
ВИДЫ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Альпинизм 0,1119 Аэробика (низкой интенсивности) 0,0551 Аэробика (высокой интенсивности) 0,1243 Бадминтон (темп умеренный) 0,0653 Бадминтон (темп напряженный) 0,1243 Баскетбол 0,1230 Бег 8 км/ч 0,1357 Бег 11 км/ч 0,1240 – 0,1780 Бег 12 км/ч 0,1675 – 0,2133 Бег 16 км/ч 0,1866 Бег 19,2 км/ч 0,3200 Бег 24 км/ч 0,4166 Бег скоростной на 60 м 0,6500 Бег скоростной на 100 м 0,7500 Бег трусцой по ровной дороге 0,1230 Бег по пересеченной местности 0,1538 Бег вверх по ступеням 0,2309 Бег вверх и вниз по ступеням 0,1384 Бокс (боевая стойка) 0,0726 Бокс (работа с грушей) 0,1125 Бокс (работа со скакалкой) 0,1033 Бокс (бой с тенью) 0,1733 Бокс (работа с мешком) 0,2014 Борьба 0,1866 – 0,2667 Велоспорт 8,8 км/ч 0,0474 Велоспорт 10 км/ч 0,0710 Велоспорт 14.5 км/ч 0,0796 Велоспорт 19 км/ч 0,1385 Велоспорт 21 км/ч 0,1615 Водное поло 0,1492 Водные лыжи 0,0908 Гандбол 0,1243 – 0,1538 Гимнатика (ненапряженное занятие) 0,0615 Гимнатика (вольные упражнения) 0,0845 Гимнатика (энергичное занятие) 0,1166 Гимнатика (упражнение на коне с ручкой) 0,1090 Гимнатика (упражнение на кольцах) 0,1076 Гимнатика (ритмическая) 0,0920 Гребля (два весла, 4 км/ч) 0,0538 Гребля 6 км/ч 0,1100 Гребля (одиночка с максимальной скоростью) 0,1782 Гребля (каноэ) 0,0460 Зарядка 0,0648 Конный спорт (езда верховая учебная) 0,0653 Конный спорт (езда галопом) 0,0807 Конный спорт (езда рысью) 0.0886 Конный спорт (езда походным маршем) 0,0619 Коньки (скоростной бег) 0,1974 Коньки (фигурное катание) 0,0654 Коньки (катание на катке) 0,1071 Лыжи (подготовка лыж к занятиям) 0,0546 Лыжи (учебные занятия) 0,1707 Лыжи (ходьба, 8 км/ч) 0,1428 Лыжи (ходьба, 12 км/ч) 0,2000 Лыжи (ходьба, 15 км/ч) 0,2575 Лыжи (ходьба по пересеченной местности) 0,1243 – 0,2086 Лыжи (гонка) 0,1692 Лыжи (скоростной спуск) 0,0692 Метание снарядов 0,1830 Плавание (10 м/мин) 0,0538 Плавание (20 м/мин) 0,0708 Плавание (40 м/мин) 0,1179 Плавание (50 м/мин) 0,1700 Плавание (70 м/мин) 0,3400 Плавание (быстрый кроль) 0,1397 Прыжки в высоту 0,1384 Прыжки в длину 0,1472 Стрелковые занятия с оружием 0,0893 Стрельба из лука 0,0675 Теннис настольный (одиночный, для восстановления) 0,0525 Теннис настольный (одиночный, соревнование) 0,0807 Теннис настольный (парный, для восстановления) 0,0359 Теннис настольный (парный, соревнование) 0,0525 Теннис большой (парный) 0,0923 Тренировка силовая на тренажерах 0,1333 Тренировка круговая 0,1051 Туризм пеший (3,2 км/ч, рюкзак 9 кг) 0,0583 Туризм пеший (6,4 км/ч) 0,0602 Тяжелая атлетика 0,1620 Фехтование на рапирах 0,1333 Фехтование на саблях 0,1538 Футбол 0,1153 Ходьба (110 шагов/мин) 0,0476 Ходьба (4 км/ч) 0,0523 – 0,0690 Ходьба (6 км/ч) 0,0714 Ходьба (8 км/ч) 0,1548 Ходьба (по снежной дороге) 0,0914 Ходьба (спортивная) 0,1064 Хоккей с шайбой 0,1333 – 0,1666 Хоккей на траве 0,1256
Контрольные вопросы: Составные части суточного расхода энергии, Факторы, влияющие на величину основного обмена. Понятие о специфически-динамическом действии пищи. Методы определения суточных энергозатрат. В чем состоит хронометражно-табличный метод определения суточного расхода энергии?
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (903)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |