Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перестройка в СССР и ее современная оценка. М.С. Горбачев



2015-11-10 2042 Обсуждений (0)
Перестройка в СССР и ее современная оценка. М.С. Горбачев 5.00 из 5.00 3 оценки




 

Период с 1985 г. по 1991 г. – это время перестройки в СССР, которую неизменно связывают с именем М.С. Горбачева. Предпосылки перестройки: 1) советская система хозяйствования исчерпала возможности своего развития; 2) поколения советских людей послевоенного времени сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей; 3) все слои советского общества испытывали психологический дискомфорт; 4) партийно-хозяйствен-ная номенклатура стала тяготиться условностями советского общества, зависимостью личного благосостояния от служебного положения.

Перестройка началась с попытки вывести экономику страны из кризисного состояния. В феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС была предложена концепция «ускорения социально-экономического развития страны». Главным стержнем ускорения должно было стать изменение инвестиционной политики. Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс, в первую очередь в машиностроение. На основе развития машиностроения планировалось в кратчайший срок построить новые заводы, реконструировать старые, осуществить электронизацию, компьютеризацию, освоение передовых технологий.

Программа технического перевооружения промышленности была рассчитана на длительный срок. Для улучшения положения в ближайшее время были предложены экстренные меры. Среди них: 1) рациональное использование оборудования, переход на 2-3 - сменную работу; 2)повышение трудовой дисциплины и улучшение организации труда; 3) улучшение качества продукции; 4) активизация человеческого фактора, подъем творческой инициативы масс. Проведение этих мероприятий сразу же натолкнулось на инертность системы. Перевод на 2-3 сменную работу потребовал изменения работы общественного транспорта, торговой сети, дошкольных детских учреждений, но не был осуществлен в достаточно крупных размерах. В условиях товарного дефицита и монополизма производителя требование повышения качества выглядело странно и просто нелепо. Введение государственной системы приемки продукции привело к увеличению числа контролеров.

Одновременно осуществлялись попытки реформирования административно-командной системы. В 1987 г. был принят закон о государственном предприятии, который предусматривал расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов трудового коллектива от эффективности производства. Летом 1989 г. трудовые коллективы получили право брать предприятия в аренду и выходить из подчинения министерства.

Аналогичные преобразования были проведены в 1989 г. в сельском хозяйстве. Провозглашалось равноправие всех форм собственности, развитие аренды на селе.

Реформа управления промышленности и сельским хозяйством не привела к сколько-нибудь заметному улучшению, т.к. это было не переходом к экономическим методам руководства хозяйством страны, а лишь ограничениям администрирования. В условиях господства государственной собственности на средства производства реформа привела к росту цен и дефициту продукции потребительского назначения, предметов первой необходимости.

Программа ускорения требовала огромных затрат, отдачу от которых можно было получить через 5-10 лет. Одновременно начали осуществляться крупные социальные программы по жилищному строительству, повышению пенсий, стипендий для молодежи. Это тоже требовало огромных затрат. Попытки насытить рынок путем кооперативного движения и развития индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы; в условиях дефицита сырья и материалов они использовали незаконные пути. Расцвела коррупция. В итоге вместо роста производства наблюдался рост цен и снижение качества продукции.

С 1989 г. началась инфляция. Заводы и фабрики стали переходить к безденежному товарообороту, все большее развитие стали получать бартерные сделки.

К 1990 г. стало очевидным, что политика ускорения социально-экономического развития СССР потерпели неудачу. Она окончательно расшатала плановую систему хозяйства страны. Единственный выход виделся в переходе к рыночным отношениям. М.С. Горбачеву было предложено несколько программ перехода к рыночной экономике:

1) программа «500 дней», разработанная С. Шаталиным и Г. Явлинским;

2) программа правительства Н.И. Рыжкова, позже – В.С. Павлова.

Первая программа была программой быстрого и решительного перехода к рынку, передачи в частные руки торговых и промышленных предприятий. Правительственная программа была растянута по времени, переход к рынку должен был осуществляться постепенно. Решено было остановиться на правительственной программе. Но время для проведения реформы было упущено: шел распад экономики страны.

В политическом развитии СССР со времени перестройки можно условно выделить три этапа. Первый этап – с марта 1985 по январь 1987 гг. – проходил под лозунгом «больше социализма». К руководству страной пришли представители новой номенклатурной элиты: Е. Лигачев, Б. Ельцин, А. Яковлев, понимающие необходимость проведения реформ. Началось переосмысление исторического прошлого и реального положения советского общества. КПСС взяла на себя ответственность за деформации предыдущих этапов. Были реабилитированы партийные и государственные деятели 20-30гг.

Второй этап – 1987-1988 гг.- проходил под лозунгом «больше демократии». В это время происходят кардинальные изменения в политической системе общества. Реформа была начата самой КПСС. В июне-июле 1988 г. состоялась Х1Х Всесоюзная партийная конференция, определившая пути демократизации. Целью реформы провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов. Высшим органом власти становится съезд народных депутатов. Съезд избирал из своего состава постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет СССР. Одновременно был принят новый избирательный закон (декабрь 1988 г.). Впервые выборы депутатов становились альтернативными; отменялись всякие разнарядки при выдвижении кандидатур в депутаты. Но решения конференции и избирательный закон имели половинчатый характер. Они обеспечивали сохранение власти в руках партии, т.к. предусматривали, что 1/3 депутатов будет избрана от самой партии и общественных организаций, ей подконтрольных.

Третий этап – 1989-1990 гг. – означал размежевание политических сил страны. На выборах народных депутатов многие партийные деятели потерпели поражение; избранными оказались оппозиционно настроенные деятели, например академик А. Сахаров. В апреле 1989 г. открылся I съезд народных депутатов СССР. Был избран Верховный Совет СССР, его председателем стал М.С. Горбачев. На съезде сложилась оппозиционная группа депутатов: «межрегиональная группа», куда вошли А. Сахаров, Б.Ельцин, Г. Попов, А. Собчак, Т. Гдлян, Н.Травкин и др. В марте 1989 г. прошли выборы в местные и республиканские Советы, в ходе которых стали создаваться оппозиционные партии и течения. В большинстве регионов страны они одержали победу над КПСС. Московский Совет возглавил Г.Попов, Ленинградский Совет – А. Собчак. В июле 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР избрал председателем Верховного Совета Б. Ельцина.

В октябре 1990 г. был принят закон «Об общественных организациях», признавший наличие многопартийности в стране. Завершился процесс передачи власти в руки Советов.

Тем временем политическое размежевание продолжалось. Радикальные политические течения, первоначально провозгласившие «улучшение социализма», перешли на открытые антикоммунистические позиции. Осенью 1990 г. идея антикоммунизма была провозглашена движением «Демократическая Россия». Ряд руководителей КПСС (Б. Ельцин, А.Яковлев) вышли из партии и примкнули к этому движению. Начался распад самой КПСС. В июле 1990 г. на XXVIII съезде партии из нее выделилась «Демократическая платформа», образовавшая самостоятельную партию. С другой стороны, ряд партийных деятелей (И. Полозков, Г. Зюганов) образовали Российскую коммунистическую партию в составе КПСС. Эти политические образования были следствием центристской позиции М. Горбачева, что привело к падению его авторитета.

Резкое ухудшение экономической ситуации, утрата контроля за экономикой страны обострили центробежные силы. Начался фактический распад СССР. Попытки президента М. Горбачева приостановить процесс распада СССР были сорваны событиями августа 1991 г. В декабре 1991 г. Советский Союз был ликвидирован. Наступил новый период истории России.

 

 



2015-11-10 2042 Обсуждений (0)
Перестройка в СССР и ее современная оценка. М.С. Горбачев 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Перестройка в СССР и ее современная оценка. М.С. Горбачев

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2042)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)