Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Признаки (особенности) ЦУД



2015-11-10 806 Обсуждений (0)
Признаки (особенности) ЦУД 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Наличие у ребенка внутренних познавательных мотивов, идущих от познавательных потребностей.

Выполняя одну и ту же деятельность, ученик может руководствоваться совер­шенно разными мотивами: обеспечивать свою безопасность; угождать учителю; исполнять обязанности (роль) или искать ответ на собственный вопрос. Только наличие мотива последнего типа определяет деятельность ребенка как целенаправ­ленную учебную - ЦУД.

2.Наличие цели сознательного самоизменения («Я это узнаю, пойму, решу»), понимание и принятие ребенком учебной задачи.

3.Позиция ребенка как полноценного субъекта деятельности, осуществ­ляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.

4.Направленность на усвоение теоретических ЗУН, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определенного класса.

ЦУД не тождественна активности. Активность может существовать на уровне операций (система программированного обучения), в данном же случае активизи­руется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, прин­ципов.

5.Ученик ставится в положение исследователя-творца. Ведь для того чтобы он мог овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование. В этом смысле ЦУД представляет собой аналог исследовательской деятельности (квазиисследовательская, квазихудожественная). Все правила и законы выстраи­ваются ребенком собственноручно.

6.Рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий. Опыт творческой рефлексии является основополагающим элементом в формиро­вании личности.

ЦУД - это деятельность, в которой ребенок становится субъектом учения, де­ятельность по самоизменению. Организовать ее - основная и наиболее сложная методическая задача учителя. Она решается с помощью различных методов и ме­тодических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллектив­ных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.

Обобщение. Развивающее обучение осуществляется как це­ленаправленная учебная деятельность, в которой ребенок со­знательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

Проблематизация

Проблемное изложение(проблематизация) знаний. Учитель не только сооб­щает детям выводы науки, но по возможности ведет их по пути открытия, застав­ляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастни­ками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, на­правленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Метод учебных задач

Термин «учебная задача» в широком понимании - это то, что дается учащемуся (или выдвигается им самим) для выполнения в процессе учения в познавательных целях.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании об­щего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий:

§ принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

§ преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

§ моделирование выделенного отношния в предметной, графической и буквенной формах;

§ преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

§ построение системы частных задач, решаемых общим способом;

§ контроль за выполнением предыдущих действий;

§ оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Моделирование

Решить задачу теоретически — значит решить ее не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моде­лирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальней­ший анализ.

Поскольку в учебной модели изображается некоторое всеобщее отношение, найденное и выделенное в процессе преобразования условий задачи, то содержа­ние этой модели фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно. Таким образом учебная модель выступает как продукт мысли­тельного анализа, затем сама может являться особым средством мыслительной деятельности человека.

Отношение объекта (всеобщее) как бы «заслоняется» многими частными при­знаками, что затрудняет его специальное рассмотрение. В модели это отношение выступает зримо и в «чистом» виде. Поэтому школьники, преобразовывая и пере­конструируя учебную модель, получают возможность изучать свойства всеобщего отношения как такового, без «затенения» привходящими обстоятельствами. Рабо­та с учебной моделью выступает как процесс изучения свойств содержательной абстракции — некоторого всеобщего отношения.

Далее, опираясь на него, учащиеся строят систему частных задач, решаемых общим способом, и выводят многообразные частные особенности данной учебной задачи (восхождение от абстрактного к конкретному). И, наконец, весь ход решения задачи подвергается рефлексии.

Обобщение. Развивающее обучение осуществляется путем ре­шения учебных задач.

• Коллективно-распределенная деятельность

Согласно Л.С. Выготскому, исходным субъектом психического развития явля­ется не отдельный человек, а группа людей. В их социально-культурной деятель­ности и под ее решающим влиянием формируется индивидуальный субъект, кото­рый на определенной стадии становления приобретает автономные источники сво­его сознания и переходит «в ранг» развивающихся субъектов. Подобно этому источники возникновения и первоначального существования целенаправленной учебной деятельности лежат не в отдельном ребенке, а и управляющем влиянии системы социальных отношений в классе (учитель и учащийся). Каждый ученик становится в положение либо субъекта, либо источника идеи, либо оппонента, действуя в рамках коллективного обсуждения проблемы.

Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипоте­зы и проверять их в диалоге с оппонентами. Такая «коллективно-распреде­ленная мыследеятельность» дает двойной результат: помогает решить учеб­ную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать свои действия, а также способствует деловому общению.

Организовать, направить, поддерживать этот диалог (полилог) - одна из важ­нейших задач учителя. Но решить ее он может только «изнутри», как равноправ­ный участник диалога. Его предложения, мнения, оценки должны быть открыты для критики в той же мере, что и действия и высказывания других. В диалоге «учитель - ученик» соблюдается принцип постепенно убывающей помощи и уве­личения доли самостоятельной деятельности ребенка.

Оценивание

В отличие от традиционной технологии развивающее обучение предполагает со­вершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъек­тивному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. В данный момент оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно зас­луживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей друго­го ученика это весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он спо­собен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учи­теля - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в учени­ке инстинкт познания, самосовершенствования.

Позиция учителя: «к классу не с ответом (готовые ЗУН), а с вопросом», учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребен­ка в нужном направлении (остальные направления, к сожалению, игнорирует).

Позиция ученика: субъект познания; за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях).

Технология Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова опирается на познавательную моти­вацию деятельности, поэтому она дает наилучшие результаты в начальной ступе­ни обучения.

(Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., 1998. с. 191-200. Текст дан в сокращении)

 



2015-11-10 806 Обсуждений (0)
Признаки (особенности) ЦУД 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Признаки (особенности) ЦУД

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (806)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)