Приложение № 27 Е.В.Поль
Урок в системе развивающего обучения. (Урок соответствует программе и учебникам В.В. Репкина, автора курса «Русский язык» в системе развивающего обучения). Тема: "Слова, называющие предметы, и слова, называющие действия". Цель урока заключается в том, чтобы расширить представления ребенка о номинативных возможностях слова: в его поле зрения помимо слов, называющих предметы, вводятся еще и слова другого типа - называющие действия. В то же время различение слов по типу их лексического значения создает ситуацию необходимости моделирования этих новых для ребенка особенностей слова. Чтобы зафиксировать разную "работу" двух типов слов, нужно договориться о выборе двух специальных фишек (моделей) для слов, легко воспроизводимых и имеющих явное визуальное различие. Таким образом, дифференцирование слов-предметов и слов-действий должно стать средством для обучения первоклассников элементарному моделированию, т.е. умению отражать в модели сущностные отношения объектов. Именно это умение поможет ребенку в постижении всех премудростей русского письма, ибо буквенная запись - это не что иное, как своеобразная модель, отражающая некоторые функциональные свойства звучащей речи и построенная в связи с этим по своим особым принципам. Такова главная идея этого урока.
Ход урока Учитель. Итак, ребята, мы начинаем урок обучения грамоте. Вчера мы договорились, что вы дома поделитесь с вашими родителями своими впечатлениями об уроке и новыми знаниями о словах. Мне интересно узнать, что же вы им рассказали и что услышали в ответ. Кто хочет рассказать? Дети. Я рассказал маме, что мы смеялись, когда играли в игру "Слова и предметы". Помните, вы спросили: что можно сделать с яблоком? Вася сказал: "Яблоко можно съесть", - а ведь съесть-то можно только этот предмет! Слово-то нельзя съесть! У. А что же можно сделать со словами? Кто подскажет? Д. Слова, можно произносить. - Их читают. - Мы ими пишем. У. (поправляет последний ответ). Мы их пишем, верно? Д. Их можно говорить и даже петь в песне! - Еще слова можно громко прокричать! У. Вот какие молодцы! А как мы ответили на очень важный вопрос: для чего нужны людям слова? Д. Для разговора и чтобы писать письма. У. Это верно. А если точнее ответить? Кто может добавить? Д. Чтобы что-нибудь называть. Вот стоит стол — это предмет, а мы говорили "стол" - мы его назвали. У. Вы согласны с таким ответом? Мы говорили об этом? Дети соглашаются. - И я согласна. Слова нужны для того, чтобы называть разные предметы. (Пауза.) Вы помните нашу вчерашнюю игру? Ведущий показывал вам картинку, а вы должны были назвать этот предмет, то есть назвать слово, его обозначающее. Ведущий либо соглашался с вами, либо нет. Давайте снова поиграем в нее. Кто хочет быть ведущим? Выбирают одного ученика. Он показывает картинки, на которых изображены простые предметы быта, домашние животные, школьные принадлежности и т.п. На последних двух картинках один и тот же предмет: гном стоящий, а на другой - гном бегущий. Дети два раза называют одно и то же слово - "гном". Кто-то из ребят выкрикивает: "А здесь - другая картинка, тут он бежит куда-то!" Ведущий в замешательстве. У. (обращаясь к ведущему). Как ты думаешь, ребята дали правильные ответы? Ведь они оба раза называли одно и то же, а картинки разные. Ведущий. Я думаю, это правильно. И здесь - гном (показывает на первую картинку), и здесь он есть (показывает на вторую). У. Но ведь картинки разные! Чем же они различаются? Д. Здесь (показывает на первую картинку) просто нарисован гном. А здесь (показывает на вторую) он куда-то бежит. У. Итак, чтобы различить эти картинки, вы добавили еще одно слово - "бежит". Какое интересное слово! Мы работали с такими словами? Д. Мы их хорошо знаем и часто говорим. У. А на уроке мы с ними работали? Это слово тоже называет предмет, как и те, с которыми мы играли? Д. (качают головами). Нет. У. Давайте подумаем: раз это слово, оно что-то называет, а что? Дети молчат. У. Вот слово "гном" что называет? Д. (хором). Предмет. Живой предмет! У. Молодцы! А слово "бежит"? Дети молчат. Чувствуется напряженность. - Подумайте еще раз: чем отличаются эти две картинки (показывает на все те же картинки)! Посоветуйтесь друг с другом в парах. Дети поворачиваются друг к другу, советуются. - У кого появилась идея? Д. (ученик из пары). Мы думаем, что здесь (про первую картинку) он ничего не делает, просто отдыхает... Д. (его перебивает ученик с другой парты). Откуда вы знаете, что он тут ничего не делает? Может, он думает о чем-нибудь важном?! Д. (первый ученик продолжает). А здесь (про вторую картинку) он уже бежит, куда-то торопится по своим делам. У. Ребята, мы о каком слове с вами говорили? Д. О слове "бежит". У. Вот и нужно подумать: слово "бежит" что называет? (Пауза.) Маша и Алеша сказали: здесь гном ничего не делает, а здесь он бежит, то есть что-то делает. Что же называет слово "бежит"? Д. Бежит — это то, что он сейчас делает. У. Вот умница! А кто может сказать по-другому, что называет это слово? (Пауза, молчание.) Если человек что-то делает, говорят, что он действует. Как же можно сказать по-другому про такие слова. Что они называют? Кто догадался? Д. (реплика из класса). Может, действие? У. Вот какие умнички! Действительно, такие слова, которые называют то, что кто-нибудь делает, можно назвать словами-действиями. Давайте попробуем найти еще такие слова, которые называют действия. Что еще может делать гном? Подберите к слову "гном" подходящие слова-действия. Поработайте друг с другом в парах: то, что придумал каждый из вас, сообщите своему соседу по парте, проверьте друг друга. Дети работают 2-3 минуты. - Какие пары слов у вас получились? Д. Гном играет. - Гном поет. - Гном смеется. - Гном читает. У. Молодцы! Во всех парах слов первое слово было одинаковым. Что оно называет? Д. Живой предмет. У. А второе слово в каждой паре было разным. Что оно называет? Д. Слово-действие. У. Прекрасно! А теперь мы немного отдохнем и затем поработаем в прописях. После отдыха ребята приступают к выполнению графических упражнений в прописях. Прежде чем начать работу, учитель напоминает ученикам правила посадки при письме и как организовать свое рабочее место. Затем учитель показывает на доске образец выполнения упражнений на ориентацию в пространстве на тетрадном листе в клетку, упражнения на штриховку, укрепляющие мелкие мышцы пальцев, упражнения с трафаретами и пр. После занимательной физкультминутки учитель снова обращается к теме предыдущего разговора. У. Вернемся к теме нашего урока. Чем мы занимались? Д. Мы составляли пары слов. У. Давайте запишем то, что мы сегодня делали, что нового узнали о словах. Пара слов - это два слова. Как мы изображаем слово, кто помнит? Д. Прямоугольником. У. Чтобы изобразить нашу пару слов, сколько надо нарисовать прямоугольников? Д. Два. У. Иди, Петя, нарисуй их. А вы, ребята, нарисуйте их у себя в тетради так, как мы их вчера рисовали. Ваши карточки-слова у вас под рукой? Проверьте. Они могут пригодиться. Дети выполняют задание. На доске появляются две модели: … (Начальная школа. 1999, № 7, с. 109-113) Тема 10.4 проблемное обучение Вопросы к теме 1. Сущность проблемного обучения, цели его использования. 2. Проблемные ситуации как содержание проблемного обучения, их классификация. 3.Методы проблемного обучения. 4. Возможности использования проблемного обучения в начальном образовании. Рекомендуемая литература Основная 1. Казанский Н.Г., Назарова Т.С,Дидактика (Начальные классы). М., 1978. с. 147-154 2. Махмутов М.И.Организация проблемного обучения в школе. М., 1977. 3. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Часть 2. Тема 6. с. 366-367. 4. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002. Глава 5 , § 3. 5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 3. Глава 12.§ 7. с. 206-207. 6. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990
Дополнительная 1. Ильницкая И.А.Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985. 2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991. 3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 4. Махмутов М.И.Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975. 5. Фридман Л.М.Проблемная организация учебного процесса. М., 1990.
Задания 1. Сделайте выписки об условиях возникновения проблемных 2. Опираясь на материал учебников для начальной школы, 3. Опишите ход работы учащихся по одной из подобранных вами проблемных ситуаций в последовательности, описанной в работе М.И.Махмутова (Приложение № 28) 4. Составьте библиографию статей журнала "Начальная школа"
Приложение № 28 М.И. Махмутов
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (880)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |