Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Анализ признаков альтерации в мажоре и миноре





Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Ладовая альтерация в мажоре и миноре.

Цель: овладеть умениями и навыками анализа признаков ладовой альтерации в мажоре и миноре, гармонизации мелодии с использованием двойной доминанты.

Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ хроматизм и альтерация;

§ альтерация в мажоре и миноре: характерные изменения ступеней лада; аккорды, образованные в результате альтерации ступеней лада (субдоминанта гармоническая в мажоре и доминанта гармоническая в миноре);

§ двойная доминанта: характерные признаки, группы аккордов двойной доминанты, роль и приготовление, разрешение двойной доминанты в каденции (в К46, D) и внутри построений (в аккорды доминантовой группы, проходящий Т46 и диссонирующие аккорды субдоминантовой группы);

§ альтерация в двойной доминанте: группа аккордов альтерированной DD, их приготовление, разрешение в К46 и D;

§ применение аккордов альтерированной DD с увеличенной секстой в окружении T, T6 и К46.

Практические задания:

Задание 1.Приведите примеры из музыкальной литературы на проходящие и вспомогательные хроматизмы в мелодии, письменно проанализируйте в этих моментах функции аккордов.

Задание 2.Запишите и исполните следующие гармонические обороты в тональностях гармонического мажора и минора с двумя ключевыми знаками:

1) 2/4 T – D34 | T6 – S | II56 – DD56 | К46 – D2 | T6 ||;

2) 2/4 II34 – DDVII56 | К46 – D76 | T ||;

3) 3/4 S6 – DDVII6 | К46 – D7 – T ||;

4) 3/4 T – VI – DDVII56 | К46 – D76 | T – S46 – T ||.

Задание 3.Письменно гармонизуйте мелодии с использованием аккордов группы двойной доминанты:

а)(аккорды группы DD в каденции)

б) (аккорды группы DD внутри построений)

в)(альтерация аккордовгруппы DD)

Задание 4.Cделайте письменный гармонический анализ фрагментов, указав условия применения аккордов двойной доминанты (см. лаб. работу 1, задание 4):

а)Р. Шуман. «Отчего?» из фортепианного

Цикла «Пять пьес», № 3, ор. 12



Langsam und zart

б)Р. Шуман. «Тема» из фортепианного цикла

«Альбом для юношества», № 34

Langsam. Mit inniger Empfindung

в) Ф. Мендельсон. Две песни без слов. «Весенняя песня»

Allegretto grazioso

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое хроматизм и альтерация?

2. Какие ступени подвергаются альтерации в мажоре и миноре, каким образом?

3. В результате альтерации какой ступени лада образуются аккорды двойной доминанты?

4. Что такое двойная доминанта? Какое функциональное значение она имеет в музыкальном построении?

5. Какие аккорды двойной доминанты наиболее часто применяются?

6. Каким образом они обозначаются, где строятся и какова их роль?

7. Каким образом в каденции приготавливается двойная доминанта? Каковы правила ее разрешения непосредственно в доминантовое трезвучие и через К46?

8. Какие разновидности DD применяются внутри построения?

9. В чем особенность приготовления DD и ее разрешения: в D, проходящие Т46 и S46 внутри построений?

10. В чем отличия приготовления DD внутри построения от ее приготовления в каденции?

11. Какие аккорды входят в группу альтерированной DD, и какой интервал образуется между их крайними голосами при типовом расположении данных гармоний?

12. Может ли DD переходить в диссонирующие аккорды субдоминантовой группы?

13. Какая при этом должна быть субдоминанта в мажоре, и что происходит в голосоведении?

14. Какие ступени лада изменяются при альтерации аккордов DD?

15. В каком виде преимущественно используется альтерированная DD, и какой интервал образуется между крайними звуками его обращений?

16. Как приготавливаются и разрешаются в К46, T46 и D альтерированные аккорды DD c увеличенной секстой?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 189193 (гл. IX).

2. Бершадская Т.С., Масленникова Л.М., Незванова Б.А., Фрейндлинг Г.Р. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского, Л.: Музыка, 1978. C. 95101 (гл. IX).

3. Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 211234.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)