Место психофизиологии в системе наук. Структура психофизиологии
Предмет и задачи психофизиологии. Проблема психогенеза. Ключевые проблемы психологии и психофизиология. Определение психофизиологии. Психофизиология - наука о физиологических и нейрофизиологических механизмах психических явлений, о происхождении психического (психогенеза). Главной задачей П. является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Соотношение психических и физиологических (нервных) процессов. Человек является объектом исследования в психофизиологии и объектом приложения психофизиологических знаний. Человек трех-ипостасен, обладает единством трех иерархических вероятностных сущностей и явлений: духовное, душевное (психическое), телесное, (плотское, физическое). Отсюда, предметом психофизиологии являются вероятностные духовные, психические и физические сущности человека в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Проблема психогенеза. Несколько аспектов: 1. Общенаучный (Какие законы природы можно привлечь для объяснения психики? Какие особенности психики являются наиболее важными?) Любое психическое явление – это целостное образование, которое состоит из элементов. Из этих элементов могут образовываться новые качества, которых нет ни у одного из элементов (становление перцептивного образа). 2. Филогенетический - на каждом уровне развития свое строение н.с. (адаптация к окружающей среде). Сложнее окружающая среда – сложнее строение и поведение. 3. Связан с существованием разных форм психического. Проблема психогенеза, проблема отличия психического от непсихического. Нельзя противопоставлять круг психических и непсихических явлений, если они подчиняются одним и тем же естественнонаучным законам. Психическое определимо только за пределами психологии. Можно предположить в связи со сказанным, что так называемая психофизиологическая проблема актуальна только в границах гносеологического подхода. При онтологическом подходе психическое и не-психическое подчиняются одним и тем же фундаментальным закономерностям, иначе говоря, в психологии действуют те же законы, что и в физике и химии. Необычность психического феномена обусловлена только тем, что в психогенезе обычные законы действуют в необычном сочетании, и только. Из сказанного, в частности, следует, что можно изучать разные формы психического (когнитивные и эмоциональные явления, поведение, со-циальные явления, и т.п.) с единых позиций, причем здесь мы говорим не только о существовании общих для всех форм психического зако-нов психогенеза, но и о том, что эти законы — всего лишь трансформация законов, уже описанных в других областях знания. Развивая эту мысль, можно сказать: имеющийся материал позволяет предположить, что некоторые фундаментальные физические законы и принципы (относительности, неопределенности, неполноты и т. п.) в сущности есть психологические законы и принципы, т. е. физики и математики незаметно для самих себя с некоторого момента времени начали изучать не свойства объекта, а свойства познающего субъекта, наделяя этими свойствами окружающую физическую среду. Поэтому, создавая теоретическую психологию, надо учитывать подходы и других естественнонаучных дисциплин. Ключевые проблемы психологии: Психофизическая проблема - место психического в природе, соотношение психического и физического. Психофизиологическая проблема - соотношение психических и физиологических (нервных) процессов. Заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме. Решение этой проблемы можно обозначить, как психофизиологический параллелизм, суть его - это противопоставление независимо-существующих психики и мозга (души и тела). В этом подходе психика и мозг признаются как независимые явления, несвязанные между собой причинно-следственными отношениями. Но существуют ещё 2 подхода: психофизиологическая идентичность и психофизиологическое взаимодействие. В первом случае психическое утрачивает свою сущность и отождествляется с физиологическим «мозг вырабатывает мысль, как печень желчь». Во втором случае предполагается, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, но они взаимодействуют. Психогностическая проблема - познаваемость вещей и явлений с помощью психики (насколько адекватно отражает психика окружающую среду). Психосоциальная проблема - каково соотношение между индивидуальными и социальными (групповыми) психическими явлениями. Место психофизиологии в системе наук. Структура психофизиологии. Структурно психофизиология подразделяется на психофизиологию органов чувств, поведения, дифференциальную и возрастную. В ней можно также выделить раздел, связанный с изучением общих механизмов организации психических явлений, независимо от их формы и уровня.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2896)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |