Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психогенез и его аспекты (логический и исторический). Системный подход и синергетика



2015-11-10 1419 Обсуждений (0)
Психогенез и его аспекты (логический и исторический). Системный подход и синергетика 0.00 из 5.00 0 оценок




Психогенез – происхождение психики.

При определении предмета психофизиологии, как правило, говорят о поиске физиологических механизмов психических явлений. Если попытаться начать решать проблему поиска указанных механизмов в реальных экспериментальных исследованиях, то с неизбежностью сталкиваешься с проблемой психогенеза, происхождения психики, необходимостью освещения вопроса о сущности психического как природного феномена. Любая попытка игнорирования этого вопроса либо заводит в методологический, а вслед за тем и в методический тупик, либо уводит в область мистики. Решения вопроса о сущности психического как природного феномена пока нет, но можно говорить о подходах. В решении вопроса о психогенезе можно выделить два аспекта. Воспользуемся здесь парой понятий: логическое — историческое. Имеется в виду, что в первом случае речь идет о том, какова логика процесса в идеальных условиях, а во втором — как происходит становление процесса в условиях реальных.

Логический аспект – какие законы природы участвуют в становлении психики. Можно ли объяснить происхождение психики, оставаясь на естественнонаучных позициях. «Живые организмы не могут создавать то, чего нет в Природе, они могут только собирать и использовать то, что заложено в общих свойствах Мира. Эти свойства должны быть, следовательно, и в неживой природе, и их надо искать именно здесь, где можно опереться на огромный опыт познания точных наук» [Козырев, 1991, с.402]. В качестве первого шага выбираем такое свойство психического, как целостность. Оно может характеризовать как элементарное ощущение, так и общественное сознание. Там, где есть целое, необходимо искать элементы. Элементы в границах целого не равноценны: среди них могут быть системообразующие и системоразрушающие элементы, или по-другому, доминантные элементы. Там, где есть элементы в границах целого, там есть и структура. Элементы и структура дают нам функцию, которая определяется как составом элементов, так и особенностями структуры. Любое психическое явление (в принятой здесь терминологии — психическое целое) — это динамическое целое, т. е. оно всегда существует в динамике, в развитии. В связи с этим следует говорить об эволюции психического целого. Наконец, целое не существует изолированно, оно предполагает существование окружающей среды. Из этого следует, что необходимо выявлять также законы взаимодействия целого и среды. Необходимо оговорить свойства этой среды. Для адаптации к среде организму необходимо иметь отражательный механизм, дающий адекватное представление о ней. Этот механизм должен соответствовать свойствам окружающей среды. Можно говорить о двух основных свойствах среды: неопределенности и неравновесности. Неопределенность подразумевает: а) относительность — видение мира зависит от системы отсчета, тем не менее, в природе существуют явления, которые от этого не зависят или зависят незначительно, такие явления называются инвариантами (например, пространственно-временной); б) неопределенность — в оценке свойств среды нельзя достичь абсолютной точности и всегда следует иметь в виду вероятностный характер событий; в) неполноту — невозможность формализации знаний о среде исходя из существующих на настоящий момент посылок (алфавита признаков); чтобы описать среду, необходимо получить новую информацию о ней, но последнее обстоятельство рано или поздно приведет к первоначальной ситуации и т.д., т.е. в данном обстоятельстве заключен момент саморазвития. Неравновесность предполагает: а) самоорганизацию, б) периодичность, в) доминантность (аттрактивность), г) дискретностьнепрерывность.

Исторический (эволюционный) аспект. Проблема состоит в том, чтобы связать происхождение психического с законами эволюции и в связи с этим объяснить существование разных форм психического (когнитивные и эмоциональные явления, поведение), этапы становления разных форм психического, их филогенетический возраст. Другая проблема — соотношение субстрата и психического на разных этапах эволюции. Имеющиеся данные позволяют говорить о том, что отношения организма со средой и его поведение регулируются различными аппаратами нервной системы на разных этапах эволюции. Тем не менее, формы поведения в основных своих чертах остаются сходными, а усложнение субстрата вызывает только дифференциацию поведения. В ходе эволюции прежние нервные аппараты сохраняются в мозге, но меняют свою роль, становясь аппаратами, обеспечивающими фон поведения (ретикулярная формация, таламус), принимающими активное участие в регуляции состояний организма. Из сказанного, в частности, следует, что состояния, эмоциональные процессы в филогенетическом смысле являются более древними явлениями, чем когнитивные процессы и поведение. Несмотря на то, что эволюционная парадигма предполагает иерархическую организацию нервной системы, тем не менее, если речь заходит о соотношении нервной системы и психики, следует использовать системный принцип, т.е. в организации любого психического явления участвует вся нервная система как целое, всеми своими элементами и частями.

Системный подход – рассматривает любой объект как систему, где имеются:

а) элементы; элементы не равноценны, имеются доминантные элементы;

б) структура (совокупность связей между элементами);

в) функция (целое больше своих частей);

г) эволюция (изменение системы во времени);

д) соотношение системы и окружающей среды

Ананьев первый предложил.

Синергетика – изучает самоорганизующиеся системы. Такая система имеет конечную точку своего развития – аттрактор.

Аттрактором психического явления (рассматриваемого как система) выступает инвариант.

Автор теории – Пригожин. Добавляет временной аспект к системному подходу.

Инвариант – (математ.) выражение (величина), остающееся неизменным при определенном преобразовании переменных, связанных с этим выражением (напр. при переходе от одной системы координат к другой).

Концепции поведения (Д.Миллер, Ю. Галантер, К .Прибрам, Д. Хебб, И.Т. Курцин, К. Лешли, Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин, М.Н.Ливанов, Л.В.Крушинский, А.Р. Лурия, П.В.Симонов и др.) и их роль в объяснении происхождения психических явлений. Этапы изучения свойств психического как целостного образования.

Д. Миллер, Ю. Галантер, К .Прибрам - 1. Поведение дискретно. 2.Многоуровневость нервного субстрата и соответствующих ему форм поведения

Д. Хебб - В основе любого психического явления лежит целостное нейронное образование – «клеточная ассамблея». Существует иерархия ассамблей, которой соответствует иерархия психических явлений. 2. Описаны свойства «клеточных ассамблей»: интегративность, конвергентность, эквипотенциальность, статистический характер связей между элементами, инвариантность.

И. Т. Курцин - Слоистый характер психического целого. Существует три слоя, соответствующих трем отделам нервной системы: «соматический мозг», «висцеральный мозг», «психический мозг»

К. Лешли - Психическое целое состоит из отдельных элементов. По крайней мере для случаев научения более важное значение имеют не состав элементов и их свойства (элементы эквипотенциальны), а их количество и структура (характер) связей между ними. Элементы взаимозаменяемы.

Н. А. Бернштейн - 1. Поведение дискретно. 2. Число элементов психического целого - 6. 3. Констатировано существование разных уровней целого, связанных с уровнем регуляции движения (5). 4. Саморегуляция целого. 5. Интегративный характер целого.

П. К. Анохин - 1. Поведение дискретно. 2. Поведенческий акт – целостное образование. Описаны элементы этого целого (их число – 5). 3. Возможна саморегуляция целого. 4. Фазовый характер существования целого. 5. Интегративный характер целого

М. Н. Ливанов - 1. Психическому целому соответствует целостность нервного субстрата. 2. Психическое целое - динамическое целое. Характер связи между элементами целого определяет его функцию (психическую). 3. Стадиальный характер существования целого. 4. Характеристики психического целого закодированы как в пространственных, так и во временных характеристиках субстрата (голографический принцип)

Л. В. Крушинский - Поведение дискретно

1. Существуют врожденные и приобретенные формы поведения. Последние формируются на базе экстраполяционных рефлексов.

2. Квант дискретного поведения – унитарная реакция

А. Р. Лурия - Слоистый характер психического целого. Существует три слоя, соответствующие трем отделам субстрата: энергетический блок, блок переработки информации, блок программирования

П. В. Симонов - 1. Основа целостного поведения – три врожденных безусловных рефлексов: витальные, ролевые, саморазвития. 2. События в окружающей среде неравноценны: в ней есть доминанты, которые соответствуют трем группам врожденных безусловных рефлексов

Этапы изучения свойств психического целого

Этап Основной постулат Элемент поведения Свойства психического целого Авторы
Первый Поведение строится на базе врожденных атомарных образований (реакции, безусловные рефлексы и т.п.). Они специфичны. Реакция, безусловный рефлекс, инстинкт. Целое формируется на основе законов перестановок и сочетаний И.М.Сеченов Дж. Б.Уотсон И.П.Павлов А.А.Ухтомский
Второй Поведение обусловлено изменениями в окружающей среде. Надо изучать ее свойства. Элементы эквипотенциальны. Но имеются и доминанты Зависят от структуры, характера объединения элементов в целое и их количества.. К. Лешли А.А.Ухтомский
Третий Среда неравновесна, вещи и события имеют разную ценность для организма. Узлы-доминанты. «Квант» поведения: унитарная реакция, КФД, молекулярные единицы 1.Зависит от структуры объединения неравноценных элементов. 2.Зависит от «энергетики» Э.Толмен А.А.Ухтомский Л.В.Крушинский. Этологи
Четвертый События в окружающей среде носят вероятностный характер. Психика – инструмент снижения неопределенности для адаптации Врожденные ГП. Они специфичны Поведенческий акт («квант») носит слоистый характер. Имеет элементы, структуру и функции. А.М. Иваницкий Б.Г.Ананьев А.Р. Лурия И.Т. Курцин и др.
Пятый События в окружающей среде носят вероятностный характер. Психика – инструмент снижения неопределенности для адаптации. Поведение дискретно. Врожденные ГП. Они специфичны 1.Динамическое целое. 2.Многослойно, слои гомо-морфны, но есть базовый. 3.Связи – через доминанты. 4.Элементы вариативны. 5. Число типов элементов 5-6 (7±2). 6. Фазовость П.К.Анохин Н.А.Берн-штейн Д.О.Хебб И.Т.Курцин А.С.Батуев и др.


2015-11-10 1419 Обсуждений (0)
Психогенез и его аспекты (логический и исторический). Системный подход и синергетика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психогенез и его аспекты (логический и исторический). Системный подход и синергетика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)