Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функциональное состояние мозга подростков



2015-11-10 1697 Обсуждений (0)
Функциональное состояние мозга подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале полового созревания (II и III стадии по Таннеру) по ряду ней­рофизиологических показателей вы­являются отрицательные отклоне­ния в функциональной организации мозга. Они, прежде всего, проявляют­ся в особенностях ЭЭГ, характеризующей состояние спокойного бодрствования. У подростков отмечается замедление альфа-ритма, его гиперсинхрония, увеличение представленности медленных волн и высокочас­тотной активности. В ЭЭГ подростков регистрируются генерализованные комплексы высокоамплитудных ко­лебаний, отражающих повышенную активность диэнцефальных струк­тур. Все это говорит об «ухудше­нии», по сравнению с 9-10-летними школьниками, функционального со­стояния коры и снижении ее регули­рующего влияния на нижележащие структуры. Определенная дезорга­низация состояния покоя связана с мощными эндокринными пере­стройками на данном этапе развития. Следствием этого является неста­бильность параметров ЭЭГ в течение года (рис. 30), отражающая снижение адаптационных возможностей ор­ганизма. Расхождение в сроках на­ступления полового созревания у мальчиков и девочек обусловливает существенные половые отличия пара­метров ЭЭГ в диапазоне 12-14 лет. У девочек в среднем максимум «от­рицательных» сдвигов приходится на 13, у мальчиков - на 14 лет.

На завершающих этапах полового созревания (IV, V) исчезают диэнцефальные знаки в ЭЭГ, альфа-ритм как ведущая форма активности увеличи­вается по частоте, параметры ЭЭГ по­коя сохраняются стабильными на протяжении учебного года (рис. 30).

Рис.30. Динамика частотного спектра ЭЭГ подростков в течение учебного года. Нестабильность пара­метров ЭЭГ в начале полового созревания и их стабилизация к завершению пубертатного периода

 

Восприятие

В подростковом возрасте, по ме­ре прогрессивного созревания коры продолжается совершенствование механизмов зрительного опознания в направлении возрастающей функ­циональной специализации правого и левого полушарий. У подростков 13-14 лет еще не сформировалась свойственная левому полушарию взрослых возможность опознания изображения на основе вычленения значимого разделительного призна­ка без анализа всех остальных его свойств (классификационный тип опознания).

При латерализованном предъяв­лении стимула в правое и левое полушарие показано, что левое полушарие, так же как и правое, осу­ществляет полное описание призна­ков изображения. Полушарная спе­циализация в зрительном опознании отчетливо выявляется с 16-17-лет­него возраста. Этому соответствует четкая полушарная асимметрия по­зднего позитивно-негативного комп­лекса ССП в лобной коре, его макси­мальная выраженность в 16-17 лет отмечается в левой лобной области. Это означает, что окончательное фор­мирование системы классификаци­онного анализа связано со струк­турно-функциональным созреванием переднеассоциативных отделов коры и усилением роли лобных областей ле­вого полушария в процессе опознания. К концу подросткового возраста формируется зрелый тип функцио­нальной организации зрительного восприятия с ведущей ролью право­го полушария в сенсорном анализе стимулов и их запечатлевании и левого - в осуществлении классифи­кационного типа опознания и реали­зации заключительных этапов вос­приятия.

Внимание и мотивация

Функциональные изменения од­ного из звеньев регуляторной систе­мы - гипоталамуса, возникающие на начальных этапах полового созрева­ния, существенно сказываются на характеристиках нейрофизиологи­ческих механизмов как непроиз­вольного, так и произвольного вни­мания. В ЭЭГ в ситуации непроиз­вольного внимания обнаруживается снижение реактивности альфа-рит­ма и/или усиление тета-волн, свой­ственное более ранним этапам разви­тия и отражающее участие эмоцио­нальной активации, в то время как к концу младшего школьного возра­ста была уже в полной мере сфор­мирована реакция в виде блокады альфа-ритма, отражающей кортикализацию внимания.

Значительные регрессивные от­клонения отмечены и при организа­ции произвольного внимания, зада­ваемого словесной инструкцией. При анализе пространственно-временной организации ритмических составля­ющих ЭЭГ обнаруживается по срав­нению с 9-10-летними снижение избирательности в организации меж­центральных связей, приобретающей диффузный генерализованный ха­рактер. Отрицательные сдвиги на II-III стадиях полового созревания характерны и для произвольной ре­гуляции сенсорной функции. В то время как к 9-10 годам выявляется четко дифференцированное влияние мобилизационной готовности на организацию сенсорных процессов, проявляющееся в избирательном облегчении отдельных компонентов регионарных ВП в соответствии с операциями, осуществляемыми в каждой из корковых зон, у подрост­ков в той же экспериментальной си­туации достоверные изменения ком­понентов ВП не обнаруживаются (рис. 31). Более того, у части подрос­тков обнаруживается не облегчение отдельных компонентов ВП, а сни­жение их амплитуды.

Особенности функционирования регуляторной системы на начальных стадиях полового созревания опреде­ляют значительные трудности осу­ществления учебной деятельности и развития познавательной мотива­ции, на нее направленной. Часто подростки на уроках находятся как бы в состоянии прострации - внима­ние кажется полностью исчезнув­шим из познавательной активности.

Нужны специальные педагоги­ческие приемы, направленные на поддержание внимания и развитие интереса к учебному материалу.

Рис.31. Снижение эффективности произвольной регуляции сенсорной функции на начальных стадиях полового созревания. Отсутствие характерных изменений ВП при мобилизационной готовности (сплош­ная линия), наблюдавшихся у подростка в предпубертатном периоде (А), на III стадии полового созре­вания (Б). Пунктир - ситуация спокойного наблюдения.

 

интереса к учебному материалу. Учитель может использовать эмоци­ональные факторы и мотивационный компонент - стремление подростков утвердить себя среди сверстников. Известно, что стимулирующая роль социальных мотиваций у подростков чрезвычайно велика, учитывая фор­мирующуюся самооценку.

На завершающих этапах пубер­татного периода при формировании устойчивого взаимодействия звень­ев эндокринной системы прекраща­ется отрицательное дестабилизирую­щее влияние полового созревания на функциональную организацию моз­га, реализацию процесса внимания и структуру мотивационной сферы.

 



2015-11-10 1697 Обсуждений (0)
Функциональное состояние мозга подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функциональное состояние мозга подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1697)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)