Критерии классификации товарных рынков
Итак, проблема выбора для фирм-производителей состоит в оп- ределении оптимального объема выпуска продукции для получения максимальной выгоды. Условия решения этих вопросов фирмами различны в разных отраслях, так как последние отличаются различным внутренним строением рынка – (структура, типы, модели рынка, в немецкой ли- тературе – морфология рынка, во французской – классификация рын- ков). В одних отраслях может работать одна единственная фирма, в других – их несколько, в третьих – их огромное множество. В одних отраслях может производиться однородная продукция, в других – дифференцированная. Рынки разных видов продукции могут отли- чаться и по другим признакам. Термины для обозначения рынков с разным внутренним строением состоят из греческих слов: одни из них обозначают принадлежность субъектов к одной из сторон рынка – продавцам или покупателям (poleo – продаю) и (psoneo – покупаю), другие означают их численность в отрасли – (mono – один), (oligos – несколько). В связи с различным внутренним строением разных товарных рынков различны в них и условия ценообразования, а значит, и опре- деления объема предложения. В основе классификации типов товарных рынков лежат сле- дующие критерии. Возможность отдельных фирм, работающих на рынке какого- либо товара, влиять на объем его рыночного предложения и рыноч- ную цену, а именно возможность относительного превышения дейст- вительной цены товара над его конкурентной ценой, равной минимуму долгосрочных средних издержек. Показатель, характеризующий сте- пень возможного превышения цены продажи над минимумом средних общих издержек, рассчитывается по формуле
E = P − min ACL . min ACL
Чем выше значение этого показателя, тем привле- кательнее рынок данного товара для новых продавцов и наоборот. Этот критерий является главным. В свою очередь, эта возмож- ность зависит от следующих факторов. От числа продавцов данной продукции. Чем больше продавцов на рынке какого-либо товара, тем меньше влияние каждого из них на объем рыночного предложения и рыночную цену. Число же продавцов зависит от условий входа (выхода) на ры- нок (в отрасль), наличия или отсутствия барьеров для этого – эконо- мических или иных. Экономическим барьером входа в отрасль и выхода из нее яв- ляется продолжительность действия положительного эффекта масшта- ба производства и зависящий от этого оптимальный размер предпри- ятий. Чем меньше размер предприятия, при котором можно достичь минимума долгосрочных средних издержек в производстве какого- либо вида продукции, тем больше их число в отрасли, так как в таких отраслях эффективно могут работать мелкие предприятия. Могут иметь место также юридические барьеры для вступления в отрасль (необходимость получения патента, разрешения на произ- водство продукции или на использование технологии). Правда, надо иметь в виду, что даже в случае высокой привле- кательности рынка отдельные предприятия могут создавать барьеры для входа на рынок новых продавцов (монополизированный рынок). Другим условием возможности отдельных продавцов влиять на рыночную цену является степень взаимозаменяемости товаров, пред- лагаемых разными предприятиями отрасли. А это зависит от того, ка- кая производится и предлагается продукция – однородная или диффе- ренцированная. Показателем этого является коэффициент пере- крестной ценовой эластичности спроса на товары, предлагаемые
предприятиями отрасли, – ПЭС = ∆Qx ⋅ Py . Чем выше однородность ∆Py Qx и степень взаимозаменяемости выпускаемой предприятиями отрасли продукции, тем выше этот показатель, тем меньше возможность у ка- ждого предприятия влиять на рыночную цену. Степень влияния отдельных продавцов на рыночную цену зависит еще от степени взаимозависимости (необходимости просчи- тывать действия конкурентов) фирм, производящих продукцию в от- расли. Это отражается коэффициентом объемной или количествен-
ной перекрестной эластичности, показателем, обратным перекрест- ной ценовой эластичности, – ПОЭ = ∆Py ⋅ Qx . ∆Qx Py Чем выше значение коэффициента количественной перекрест- ной эластичности продукции, тем больше степень взаимозависимости предприятий. Если оно мало или близко к нулю, каждый продавец мо- жет не учитывать реакцию конкурентов на свои действия. С учетом перечисленных критериев выделяют четыре основ- ных типа рыночных структур (строений рынка, моделей рынка): совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Последние два типа рынков называются рынками несовершенной конкуренции. Следует сразу подчеркнуть, что первые две модели рынков яв- ляются абстрактными моделями, так как в реальной действительно- сти ни одна из них не существует в чистом виде. Конкретные рынки всегда представляют собой сочетание конкуренции и монополии при относительном преобладании одной из них в зависимости от конкрет- ного состояния рынка и различных этапов развития рыночного хозяй- ства. Однако анализ таких абстрактных моделей рынка возможен и необходим для последующего анализа реально существующих рынков.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (994)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |