Которых положительный эффект масштаба дейст- вует непродолжительное
Рис. 31.Кривая ACL (первый тип) время (уже при небольшом увеличении размеров пред- приятия и объема выпуска), постоянный действует долго (до тех пор, пока не произойдет значи- тельное увеличение размеров предприятия и выпуска), отрицатель- ный наступает не скоро, но нарастает быстро. В таких отраслях АСL остаются постоянными практически на всем долговременном пе- риоде, а их минимум достигается незначительным изменением объема производства. Здесь одинаково эффективны и мелкие, и крупные фир- мы: с объемом выпуска и Q1, и Q2 (деревообработка и мебельное про- изводство).
С (руб.)
0
min
ACL
Q (ед.) В некоторых отраслях положительный эффект масштаба производства действует длительное время (рис. 32). Средние издержки в таких отраслях достигают своего минимума лишь по- сле значительного увеличе- ния размеров предприятия и объема выпуска продук- ции. Это требует больших Рис. 32.Кривая ACL (второй тип) затрат ресурсов в течение продолжительного време- ни. Они под силу лишь немногим гигантским фирмам отраслей тяже- лой промышленности (металлургия, машиностроение и др.). Мелкие фирмы здесь нежизнеспособны: они не могут увеличить свои предпри- ятия до того громадного размера, при котором обеспечивается мини- мум средних издержек и положительный эффект масштаба полностью исчерпывается. Кривая долгосрочных средних издержек для отраслей, в которых Положительный эффект масштаба очень быстро полностью исчер- пывается и сразу сменяется отрицательным представлена на рис. 33.
С (руб.)
min
AC L
Q (ед.) Минимум АСL насту- пает уже при небольшом увеличении размеров пред- приятия и объема выпуска. В таких отраслях жизнеспо- собны мелкие фирмы: они могут расширять свои пред- приятия до того размера, при котором обеспечивается максимум эффективности производства (предприятия розничной торговли, швей- ные, обувные). Издержки производ- Рис. 33.Кривая ACL (третий тип) ства, в краткосрочном и в
долгосрочном периодах могут изменяться и при постоянных объемах выпуска и масштабах производства. Эти изменения могут быть вызва- ны изменением цен на ресурсы либо изменением технологии и произ- водительности ресурсов. И в том и другом случае изменяется уровень издержек производства при каждом данном объеме выпуска и мас- штабе производства. Графически такие изменения отражаются в сме- щении кривых всех видов издержек вверх или вниз.
Виды доходов фирм
Предпринимательские фирмы производят и продают товары и услуги ради получения прибыли. Решая вопросы о работе на рынке дан- ного товара и об объеме выпуска и предложения, фирмы сопоставляют издержки производства со своими денежными доходами. Различают следующие виды доходов предпринимательских фирм (продавцов): общий, или валовой доход (TR – от англ. total return) – сумма денежной выручки от продажи определенного количества товара по определенной цене. Он рассчитывается умножением цены товара на количество проданных единиц: TR=P⋅Q. Его величина находится в прямой зависимости от цены и объема продаж; средний доход (AR – от англ. average return) – сумма денежной выручки в расчете на единицу проданного товара. Он рассчитывается делением суммы общего дохода на количество проданных единиц и
всегда равен продажной цене: AR = TR = P ⋅Q = P; Q Q предельный доход (MR – от англ. marginal return) – сумма, на которую изменяется величина общего дохода при изменении объема продаж на одну единицу. Он рассчитывается делением прироста обще- го дохода на прирост объема продаж: MR= ∆TR . ∆Q Его величина может быть равна продажной цене, если все еди- ницы продукта можно продавать по одинаковой цене: MR = ∆TR = P ⋅ ∆Q = P. ∆Q ∆Q Если же объем продаж может быть увеличен только при сни- жении цены, то величина предельного дохода при каждом объеме про- даж (кроме первой единицы) будет меньше цены, по которой продает- ся продукция, на сумму потерь от продажи всех прежних единиц продукции по сниженной цене:
MR = ДTR = P ⋅ ДQ + ( − ДP)Q = P − ДP ⋅Q ; ДQ ДQ ДQ чистый доход или прибыль (NR). Она равна разнице между сум- мой общего дохода и суммой общих издержек: NR=TR–TC, либо произве- дению средней прибыли и объема продаж NR=ANR·Q=(AR –AC)⋅Q. А так как средний доход (AR) равен цене, то сумма прибыли зависит от со- отношения цены и средних издержек и от объема продаж; средняя прибыль (ANR) – это величина прибыли в расчете на единицу проданной продукции. Она рассчитывается делением суммы прибыли на объем продаж ( NR ), либо как разница между средним Q доходом (ценой) и средними издержками (AR – AC); предельная прибыль (MNR) – величина, на которую изменяется сумма прибыли при изменении объема продаж на одну единицу. Она равна отношению прироста прибыли к приросту объема продаж (MNR= ∆NR ), либо разнице между дополнительным (предельным) ∆Q доходом и дополнительными (предельными) издержками от продажи дополнительной единицы продукции (MR – MC). В связи с делением издержек на явные и неявные различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль – это разность между общим доходом и явными эксплицитными издержками производства. Часть бухгалтерской прибыли, равная сумме неявных (имплицитных) издержек, представляет собой нормальную прибыль фирмы. Часть бухгалтерской прибыли, превышающая величину нормальной прибыли, составляет экономиче- скую прибыль. Экономическую прибыль можно также определить как часть общего дохода за вычетом экономических издержек.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (645)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |