Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Краткий словарь каббалистическихи некоторых каббалистически переосмысленных общерелигиозных терминов





Авир кадмон(ивр. «предвечный воздух») - эфир, окружающий Эйн-Соф.

Адам белиал,точнее, блияал(ивр. «злой, ничтожный человек») - сатанинское создание, занявшее после грехопадения Адама место адама кадмона и обретшее власть над человеком. Впервые упоминается в «Тикуней Зо-гар».

Адам кадмон(ивр. «предвечный человек») - гностическая интерпретация Быт. 1:26 подразумевала, что физический Адам был сотворен по образу ду­ховной сущности, также называемой Адамом. Ранняя каббала упомина­ет Адама элиона («Высший человек», в Зогаре этому соответствует ара­мейский термин адам де-ле эйла или адам илаа). Этот термин иногда обозначает всеобщность Божественной эманации в десять сфирот, а иногда одну из сфирот (Кетер, Хохма или Тиферет). Впервые термин встречается в раннем каббалистическом трактате XIII века «Сод йедиат га-мцийут». В «Тикуней га-Зогар» Божественная Мудрость называется адам га-гадоль. Образ духовного человека, который пророк созерцал в видении Меркавы, иносказательно описывается в стихе (Иез. 1:26) «...как бы подобие человека». Лурианская школа придает огромное зна­чение этому образу и подчас переосмысливает его. Он символизирует миры света, которые после отступления Ор Эйн-Соф эманируются в предвечное пространство, так что он возвышается над всеми четырьмя мирами. В трудах Виталя (в особенности «Эц хаим») и других авторов лурианской школы большое значение придается изображению Адама кадмона и его тайн, в частности описанию световых потоков, исходящих от его рта, лба, носа и т. д. В них кристаллизуется мистический антропо­морфизм лурианской каббалы. Эта антропоморфная фигура возникает на всех стадиях и во всех мирах. Соответственно вводятся понятия адам де-брия, адам де-йецира, адам де-асия. Адам кадмон, продукт наиболее тонкой и чистой эманации, доступной человеческому восприятию, про­тивопоставляется Сатану, порождению мира зла.

Айн,или Афиса(ивр. «ничто» или «бесконечная малость») — сфера Божества, в которую человеческий разум бессилен проникнуть.



Аншей эмуна(ивр. «люди веры») - обозначение мистиков в талмудической ли­тературе.

Баалей га-йедиа(ивр. «обладатели знания») - одно из обозначений мистиков.

Баалей га-сод(ивр. «владетели тайны») - одно из обозначений мистиков в тал­мудической литературе.

Баал га-Шем(ивр. «владетель Имени») - знаток практической каббалы, владе­ющий тайнами обращения с Божественными именами.

Берур га-диним(ивр. «выяснение сил Дин», см. гвура) — постепенное удаление сил Строгости и Суда в процессе цимцума и эманации.

Битуль га-йеш(ивр. «прекращение бытия») - в хасидской терминологии глубо­кое стремление к прямому общению человека с Богом посредством пол­ного растворения в Нем человеческой индивидуальности.

Бней мегейманута(арам, «сыны веры») - одно из обозначений каббалистов в Зогаре.

Бней хейхала га-Малка(арам, «сыны дворца Царицы») - одно из обозначений каббалистов в Зогаре.

Бог- в своей абсолютной сокрытости и непознаваемости Эйн-Соф. Посредст­вом цимцума Он освобождает место, где создается мир. При этом Он проявляет Себя и становится Богом-Творцом, Демиургом, который до­ступен человеческому познанию.

Бхинот(ивр. «стороны», «аспекты») — определенное число аспектов, которые могут быть выделены в каждой сфире и предназначены объяснить, как каждая сфира связана с предыдущей и последующей. Кордоверо разли­чал шесть бхинот: 1) сокрытый аспект до проявления его в сфире, эманировавшей его; 2) аспект, в котором сфира проявляется и становится более явной; 3) аспект материализации сфиры, которая занимает предо­пределенное ей место; 4) аспект, способствующий тому, что сфира над ним обретает способность эманировать новые сфирот; 5) аспект, по­средством которого сфира обретает способность эманировать сфирот, сокрытые в ней самой; 6) аспект, посредством которого эманируется следующая сфира, занимая место, для которого она предназначалась. После этого цикл повторяется снова.

Галгалим,или Галгалим га-кдушим(ивр. «круги» или «святые круги») - одно из

обозначений сфирот в Зогаре. Галут(ивр. «Изгнание»), Машиах(ивр. «Мессия») и Геула(ивр. «Избавление») - историческое изгнание еврейского народа в представлении каббалистов обусловлено нарушениями космической гармонии. Представители геронской школы утверждали, что с удалением сфирот к источнику пер­вой эманации у Израиля не осталось сил, чтобы присоединиться к ним через посредство святого духа, ибо тот также вознесся. Только пять сфирот продолжают находиться в эманированном состоянии внизу. Когда еврейский народ жил на своей земле, приток Божественной силы циркулировал сверху вниз и снизу вверх, до самой сфиры Кетер. Буквы Тетраграмматона, содержавшего все эманированные миры, ни разу не воссоединялись за все время изгнания. В тех же кругах испанских каб­балистов возникло представление о Мессии как о гармонии всех уров­ней творения. Он будет сотворен особой деятельностью сфиры Малхут и наделен большей способностью познания, чем ангелы. В понимании автора Зогара Избавление явится результатом беспрерывного единения сфирот Малхут и Тиферет. Избавление Израиля - это избавление са­мого Бога из его мистического изгнания. Галут стоит под знаком Древа познания добра и зла, а Избавление -Древа жизни. Все должно вернуть­ся к состоянию, существовавшему до грехопадения Адама.

Согласно лурианской каббале, Галут, вызванный грехопадени­ем, заключался в рассеянии искр Шхины и души Адама. Вознесение их составляет миссию Израиля. Тикун осуществляется предопределенны­ми этапами, и все перевоплощения душ служат этой цели. По мере при­ближения к Избавлению души ожесточаются и усиливают свое сопро­тивление тикуну. О вступлении души Мессии в цикл перевоплощений существуют различные мнения. Явление Мессии зависит от того, в ка­ком состоянии тикун находятся различные миры. Душа Мессии-пред­течи, потомка Иосифа, проходит регулярный цикл перевоплощения. Некоторые стадии Избавления — ибо оно наступит не сразу, а по стади­ям — протекают скрыто в духовных мирах, а другие явно. Конечное Из­бавление наступит лишь тогда, когда ни одной искры святости не оста­нется в клипот (см. Клипа). По поводу роли самого Мессии в собирании искр в лурианской каббале не было единодушия.

Гамшаха(ивр. «продолжение, притягивание ») - приток Божественного разума, космической силы, исходящей от мира ацилут. Также активное дейст­вие, совершаемое в теургическом служении человека и направленное на притягивание Божественный благодати в нижние миры.

Ган-Эден шель мала(ивр. «Высший Ган-Эден») - небесный рай, Сад Наслажде­ния в высших (невидимых) небесах, где пребывают души праведников.

Гатхалат га-йешут(ивр. «начало бытия») - вторая сфира, промежуточная меж­ду Ничто и Бытием.

Га-Хефец га-кадмон(ивр. «предвечная воля») - предвечная воля сокрытого Бо­га. Согласно учению каббалистов Героны, Эйн-Соф окружает ее и слит с нею. Предвечная воля не имеет времени.

Гематрия(искаж. греч. «измерение земли») - метод мистической экзегезы, за­ключающийся в установлении численного значения ивритских слов и поиске связей с другими словами или фразами такой же численной ве­личины.

Гилгуль(ивр. «перевоплощение», синоним - гаатака) — в процессе развития каббалы понятие гиягуль было предельно расширено: из наказания за некоторые грехи он превратился в закон, которому подвластны все ду­ши в Израиле, а на более поздней стадии - души всех людей и даже все творение. Таким образом перевоплощение стало рассматриваться не только как наказание, но и как возможность исполнить предназначение и исправить ошибки и грехи, совершенные в предыдущих жизнях.

Гитпаштут(ивр. «расширение, распространение») - одна из двух фаз поступа­тельно-возвратного процесса эволюции мира.

Гистаклут ле-фум шаата(арам, «мимолетное видение [вечности]») - мистичес­кая интуиция, с помощью которой воспринимается сокрытая жизнь Бо­жества, то есть процесс эманации сфирот.

Гисталкут(ивр. «возвышение») - одна из двух фаз поступательно-возвратного процесса развития мира, возвращение в прежнее состояние.

Год(ивр. «величие») - одна из четырех нижних сфирот, образующих природ­ную сферу космического древа.

Голем(ивр. «бесформенная материя») - искусственное создание, обычно го­мункул, сотворенный с помощью практической каббалы посредством использования силы Божественных имен (см. Каббала маасит). По оп­ределению Натана из Газы - бесформенная предвечная сфера.

Даат(ивр. «знание») - дополнительная сфира, расположенная между сфирот Хохма и Бина, долженствующая гармонизировать их. Некоторые каб-балисты считали ее не отдельной сфирой, а внешним аспектом сфиры Кетер. Впервые упоминается в каббалистической литературе в конце XIIIвека.

Двейкут(ивр. «прилепление») - приобщение к Богу. В форме глагола «приле­питься» часто встречается в Библии. Посредством молитвы и изучения Торы каббалист полагает себя в состоянии осуществить активное или пассивное единение с Богом. Назначение каббалы состоит в том, чтобы содействовать возвращению души мистика в ее обитель, находящуюся в Божественной сфере. Каждой сфире соответствует этический атрибут в человеческом поведении, и тот, кто достигает этой цели на земле, всту­пает в мистическую жизнь и в гармонический мир сфирот. Двейкут -это высшая ступень, достижимая для души, следующей мистическим пу­тем. Согласно Ицхаку из Акко, двейкут обладает как созерцательным, так и экстатическим аспектом. В нем различаются следующие ступени: гиштавут, бесстрастие к похвале или порицанию; гитбодедут, пребы­вание наедине с Богом; руах га-кодеш, нисхождение святого духа, и прорицание. По мнению Шолема, двейкут ведет к чувству внутреннего еди­нения с Богом, но не преодолевает окончательно дистанции, существу­ющей между творением и его Творцом. Степень и интенсивность обще­ния с Богом различна у разных людей.

Дерех сфирот(ивр. «путь сфирот») - познание высших миров визионером, а также каббала вообще.

Дерех Шмот(ивр. «путь имен ») - мистические техники обращения со Святыми именами, а также каббала вообще.

Дерех га-Эмет(ивр. «путь истины») - одно из обозначений каббалы.

Deus absconditus(лат. «Бог сокрытый») - термин, обозначающий Божествен­ную реальность, которая в силу своей отстраненности и недосягаемости не может быть предметом религиозного созерцания. В каббалистичес­кой литературе (например, геройской школы) ему соответствуют выра­жения ма ше эйн га-махшава масегет — «то, что не способна постичь (человеческая) мысль», га-op га-миталем — «сокрытый свет», сетер та-алума - «таинство сокрытия» и т. д.

Дибук(ивр. «прилепление») - вселение в человека злого духа или осужденной на скитания души умершего, которая формирует дополнительную лич­ность, вызывая психические и умственные расстройства у своего обла­дателя. Иногда обозначение самого злого духа.

Дибурим(ивр. «речения») - одно из обозначений сфирот в Зогаре.

Дин Шамаим(ивр. «Суд Небес») - в представлении немецких хасидов правила поведения праведника, основывающиеся на самоотречении и альтруиз­ме, зачастую гораздо более суровые, чем предписания Галахи.

Дмут(ивр. «образ») - прообраз всякой «низкой» формы существования. Тер­мин введен авторами трактатов Хейхалот и часто встречается в трудах немецких хасидов. Прообразы представляют особую область бестелес­ного, полубожественного существования. Прообраз — глубочайший ис­точник сокрытой жизнедеятельности души. Судьба каждого существа содержится в нем, равно как и всякое ее изменение. Не только ангелы и демоны черпают дар предвосхищения человеческой судьбы из прообра­за, но и пророки.

Игуль ве-йошер(ивр. «круг и линия», концентрический и линейный аспекты) — две формы наполнения предвечного пространства светом Божест­венной эманации. Распространение света концентрическими кругами более гармонично, ибо равномерно воспроизводит совершенную структурную форму, оставшуюся после цимцум, - сферу с ее внутрен­ней иерархией. Прямолинейное движение эманации от Ор Эйн-Соф сверху вниз представляет собой явление более высокого порядка. Каждый акт эманации должен содержать оба этих аспекта, и если один из них отсутствует, наступают разрывы и происходят неожидан­ные события.

Га-Илан га-хицон(ивр. «внешнее древо») - совокупность эманации левой, или нечестивой, стороны.

Иланот(ивр. «древо») - схема структуры сотворения мира.

Имкей га-айн(ивр. «глубины ничто») — в которых пребывает Бог в своем един­стве и неразделенности.

Инун де-алу у-нефаку(арам, «те, что вошли и вышли неповрежденными») - од­но из обозначений визионеров.

Intellectus agens(лат. «активный разум», ивр. сехель га-поэль) - в представлении средневековых философов Божественная или космическая сила. Поня­тие было перенято каббалистами.

Йецер га-pa(ивр. «злое побуждение») — дурной инстинкт, зародившийся в челове­ке в результате отделения Древа познания от Древа жизни и материализа­ции зла.

Йихудим(ивр. «единения») - упражнения в медитации на тему одной из буквен­ных комбинаций или различных конфигураций имен с различными огла­совками, составленные Лурией для своих учеников, каждому «согласно корню его души».

Йордей Меркава(ивр. «сошедшие на Меркаву ») — обозначение визионеров, «со­вершающих путешествия » по небесным чертогам. Точный смысл неясен. По-видимому, так обозначаются мистики, которые совершают погру­жение в себя, чтобы воспринять Меркаву.

Кавана(ивр. «молитвенная интенция») - в каббале каванот означают особые мыс­ли, с которыми произносят ключевые слова молитвы. Очень часто эти мыс­ли не связаны с контекстуальным смыслом слов и носят мистический и эзо­терический характер. Кавана может сопровождать выполнение каждой за­поведи или чтение любой молитвы. В первом случае этот термин означает сосредоточение мысли на каббалистическом значении действия в момент его совершения. Молитва творится независимо от внешнего действия и лег­ко может превратиться в упражнение в самосозерцании. Все великие кабба-листы - от немецких хасидов до современных мистиков - были знатоками мистической молитвы. Каббала рассматривает молитву как восхождение человека к высшим мирам или как духовное странствие среди высших сфер, целью которого является проникновение в иерархическую структуру и вне­сение своей лепты в восстановление того, что было расстроено на земле. Предметом молитвы в каббале служат лишь внутренние миры и их взаимо­связи. Следуя за традиционным литургическим текстом, молитва повторяет сокрытые процессы вселенной, которые могут рассматриваться как лингви­стические по своей природе. Онтологическая иерархия духовных миров раскрывается каббалисту в молитве как одно из многих имен Бога. Это рас­крытие Божественного Имени составляет мистическую суть молитвы — каб-балист погружается в медитацию или сосредоточивает свои помыслы на оп ределенном имени, принадлежащем к духовной сфере, через которую проходит его молитва. В ранней каббале предметом сосредоточения бы­ло название какой-либо сфиры, в позднейшей, особенно лурианской каббале - одно из мистических имен Бога. Молитва интроспективна, она не имеет силы действия вовне. По утверждению Лурии, молитва за­ключается в притягивании духовного Божественного света к буквам и словам молитвенника, чтобы этот свет мог вознестись к высочайшей ступени. По мнению автора Зогара, индивидуум проходит в молитве че­тыре стадии: тикун самого себя, тикун нижнего мира, тикун верхнего мира и тикун Божественного Имени.

Кавод(ивр. «Слава») - термин, обозначающий Бога как в качестве объекта глу­бокого мистического познания, так и всей области теософского знания.

Каббала июнит- умозрительная, спекулятивная каббала.

Каббала маасит- практическая каббала, отрасль каббалы, во многих отноше­ниях родственная белой магии.

Кав га-мида(ивр. «космическая мера») — способность к формообразованию иорганизации.

Кладут(ивр. «всеобщность») — структурное единство сил эманации.

Келим(ивр. «сосуды») - фильтрообразные сосуды, в которых, согласно докт­рине Лурии, осаждается Божественная сущность, оставшаяся в пред­вечном пространстве.

Керув га-миюхад, керув га-кадош(ивр. «особый или святой ангел») — тварная сущность, восседающая на Троне Меркавы. Учение о нем развито одной из школ средневекового хасидизма Германии.

Ктарим(ивр. «Венцы») - одно из обозначений сфирот в Зогаре.

Кетер элион(ивр. «Высший венец»), или Кетер(ивр. «венец») - одна из трех верхних сфирот, образующих область интеллекта космического древа. Отождествляется с головой Адама кадмона. Так как сфира Кетер со­прикасается с окружающим Эйн-Соф, она называется иногда нефеш («душа») адама кадмона.

Кицуц бе-нетийот(ивр. «обрубание насаждений») — акт, ведущий к отделению Древа жизни от Древа познания и к возникновению зла. Является про­образом всех великих грехов, упоминаемых в Библии и объединяемых тем, что они вносят разлад в Божественное единство.

Клипа(ивр. «скорлупа») - темные силы Ситра ахра, оболочка, в которой со­держатся плененные искры Божественного света, рассеявшегося после швират га-келим,

Кнесет Исраэль(ивр. «община Израиля») - интерпретируется каббалистами как небесная общность, а также духовная сущность в теософской структуре Божественности, представляющая историческую общину Из­раиля. Соответствует сфире Малхут.

Кохот(ивр. «силы») — одно из обозначений сфирот в Зогаре.

Лвушим(ивр. «одеяния») - одно из обозначений сфирот в Зогаре.

Маамарот(ивр. «речения») - одно из обозначений сфирот в Зогаре.

Маасе Берешит(ивр. «деяние Творения») - эзотерическая космология, учение о сотворении мира.

Маасе Меркава(ивр. «деяние Колесницы») - термин, обозначающий мистичес­кое знание, учение о различных визионерских практиках.

Мадрегот(ивр. «ступени») - одно из обозначений сфирот в Зогаре.

Майн нуквин(арам, «женские воды») - искры света, содержавшиеся в разбитых сосудах и в процессе тикуна возвращающиеся к сосудам сфиры Вина, где они выполняют роль активизирующих структуру сил, отправляя в основном рецептивную функцию.

Мальбуш(ивр. «облечение») - порядок букв, выражающий сущность Божества, предвечная Тора, неотделимая от Божественной субстанции и вплетен­ная в нее.

Малхут(ивр. «царство»), или атара(ивр. «Диадема») - одна из четырех нижних сфирот, образующих природную сферу космического древа.

Марот(ивр. «зерцала») - одно из обозначений сфирот в Зогаре.

Маскиль(ивр. «разумеющий») - одно из обозначений каббалиста.

Махашава(«мысль») - чистая мысль, первоисточник всякой эманации. Недося­гаема для человеческого разума.

Мкорот(ивр. «источники») - одно из обозначений сфирот в Зогаре.

Мелех(ивр. «Царь») иМатронита (арам. «Царица») - Мелех, синоним сфиры Тиферет или Йесод, и Матронита, синоним сфиры Малхут, отожде­ствляемой со Шхиной. Грехи привели к расторжению союза между Ца­рем и Царицей и изгнанию Шхины. Добрые дела библейских героев ис­правляют эту ошибку и служат образцом для последующих поколений.

Меорер пними(ивр. «внутреннее побуждение») - согласно Абулафии, внутрен­няя побудительная сила, которая способствует проникновению в душу знания тайн Торы.

Меркава(ивр. «колесница») - Престол Бога, явившийся в видении Иезекииля, цель духовного странствия визионера. Книга Иезекииля была излюб­ленным предметом дискуссий и интерпретаций в кругу ранних мисти­ков.

Мехавним(ивр. «имеющие каванот») - обозначение учеников йеменского каб­балиста Шараби, владевших искусством мистической молитвы.

Мехацдей хакла(арам, «убирающие поле») - одно из обозначений каббалистов.

Мхика(ивр. «изглаживание») - удаление всех природных «форм и образов» из души в качестве предварительного этапа погружения в медитацию.

Мецухцахот,или цахот(ивр. «сияния») - три потока света, образующие единство и считающиеся корнями трех верхних эманированных ими сфирот.

Мидот(«качества») - одно из обозначений сфирот в Зогаре.

Га-мургаш (ивр. «ощутимое») - три средних сфирот (Гбура, Гдула, Тиферет), образующие душевную сферу космического древа.

Га-мускаль(ивр. «постигаемое интеллектом») - три верхних сфирот (Кетер, Ви­на, Хохма), образующие сферу интеллектов космического древа.

Га-мутба(ивр. «природное») - четыре нижних сфирот (Год, Нецах, Йесод и Малхут), образующие природную сферу космического древа.

Наран— акроним, составленный из первых букв слов нефеш, руах, нешама и обозначающий душу как единство.

Нефеш- первый, низший элемент человеческой души. Входит в тело каждого человека в момент его рождения и служит источником его жизнеспо­собности и психофизических функций в целом. После смерти человека остается на некоторое время, привязан к его могиле.

Нешама- третий, высший и важнейший элемент человеческой души. Пробуж­дается в человеке, когда тот занимается Торой и выполняет заповеди, раскрывает его высшие способности восприятия и, в особенности, спо­собность мистического восприятия Божества и тайн вселенной, интуитивного постижения связи между человечеством и его Творцом. Проис­ходит от сфирот, от Ничто, относящегося к сфере самого Божества. По мнению автора Зогара, нисходит от сфиры Вина и порождается «свя­щенным бракосочетанием» Царя и Царицы. После смерти человека не­шама возвращается в родную обитель. В отличие от двух других элемен­тов души, не подвластна греху и потому не подлежит наказанию через перевоплощения и муки ада.

Нешамот мкориот(ивр. «самобытные души») - согласно учению Лурии, души, обнимающие большую и могучую физическую общность и наделенные большими способностями осуществить тикун, чьи движения могут быть благодетельны для всего мира. Они противопоставляются частным, ин­дивидуальным душам, которые могут достигнуть тикуна только для се­бя самих. К первым Лурия относил души Каина, Авеля и библейских ге­роев.

Нетийот(ивр. «побеги») - одно из обозначений сфирот в Зогаре.

Ниануа(ивр. «раскачивание, вибрация») — движение Эйн-Соф в Себе самом.

Нивра ришон(ивр. «первосотворенное») - обозначение первозданной вещи, введенное испанским каббалистом XIII века Ибн Латифом.

Нотарикон(греч. «аббревиатура») - метод мистической экзегезы, заключающийся в интерпретации букв слова в качестве сокращений целых слов или предложений.

Олам га-асия(ивр. «мир деяния») — один из четырех основных миров, послед­ний в иерархической структуре миров, мир становления, под которым иногда понималась вся система сфер и земной мир, а иногда только зем­ной мир. В «Тикуней га-Зогар » интерпретируется как область материального мира и злых духов. Согласно лурианской доктрине, все миры драш, сод (пшат - буквальный, ремез - аллегорический, драш - гомиле­тический и сод - мистический методы) и обозначающий совокупность всех методов толкования Торы.

Парцуфим(ивр. «лики») - согласно лурианской доктрине, новые устойчивые структуры в сферах творения, образующихся в процессе тикуна. Это конфигурации или формы, каждая из которых содержит прообраз ие­рархии сфирот с их собственными динамическими законами. Они заме­няют сфирот в качестве главных манифестаций Адама кадмона. Имеет­ся пять основных парцуфим: Арих анпин (арам, «большой лик») или Атика кадиша (арам, «святой старец»), Аба (арам, «отец»), Има (арам, «мать»), Зеир анпин (арам, «малый лик») и Нуква де-зеир (арам, «жен­щина малого (лика)»).

Плерома(греч. «полнота, насыщенность») - гностическая концепция полноты бытия Бога, имеющая соответствие в еврейской мистике, например, в идее Престольной Колесницы и др.

Пратут(ивр. «обособленность») - индивидуальность, обособленность каждой силы, действующей в определенной общей структуре.

Раза де-мегеманута(арам, «тайна веры») - экзегеза Торы в мистическом духе, основанная на эзотерических верованиях. Выражение встречается в Зо-гаре.

Рахель- парцуф Шхины в лурианской каббале. С завершением тикуна долж­но восстановиться единение между ней и Зеир анпин.

Решит(ивр. «начало») - предвечная точка, с которой начинается процесс эма­нации на втором этапе действия сфиры (в некоторых источниках так на­зывается сфира Хохма, идентифицируемая с Мудростью Бога).

Руах— второй элемент человеческой души, пробуждающийся в человеке лишь в момент, когда тому удается возвыситься над своей чисто животной сущностью. Обладает этическим аспектом, позволяющим видеть разли­чие между силами добра и зла. Происходит из сферы интеллекта. После смерти человека попадает в земной рай, занимая в нем положение со­гласно своим земным заслугам.

Ршиму(арам, «остаток») - остаток света Эйн-Соф, удержавшийся в предвеч­ном пространстве после цимцума.

Ситра ахра(арам, «другая сторона»), или ситра де-смола(арам, «левая сторо­на») - область нечестивых, демонических сил.

Ситра кдуша(арам, «священная сторона») - область действия Божественных сил, в «Мидраш га-неелам» - еврейская душа.

Ситрин(арам, «стороны») - одно из обозначений сфирот в Зогаре.

Сфирот- центральное понятие каббалы. Термин создан автором «Сефер йецира», определившим его как десять предвечных или идеальных «чисел ». В каббалистической литературе употребляется в гораздо более широком смысле и означает десять стадий эманации, испускаемой Эйн-Соф, об­разующих область манифестации Бога в его различных атрибутах. Де­сять сфирот располагаются в следующем порядке: Кетер элион («выс­ший венец, корона»), Хохма («мудрость»), Вина («разум»), Гдула («ве­личие») или Хесед («милость»), Гвура («сила») или Дин («суд»), Тифе-рет («красота») или Рахамим («милосердие»), Нецах («вечность»), Год («величие»), Цадик («праведник») или Йесод («основание»), Малхут («царство») или Атара («диадема, венец, корона»).

Каждая сфира указывает на аспект Бога в качестве Творца, обра­зуя вместе с тем целый мир Божественного света в цепи бытия. Совокуп­ность десяти сфирот, образующая древо сфирот, понимается как дина­мическое единство, в котором раскрывается жизнедеятельность Бога. Ритм развертывания сфирот есть также ритм творения и проявляется на каждом из его различных уровней. С точки зрения каббалиста, пред­метом Торы и Талмуда является взаимосвязь между источником эмана­ции и эманацией, между различными сфирот и между сфирот и благо­честивыми деяниями человека.

Каждая сфира отождествляется с каким-либо членом тела: Ке­тер - с головой, Гдула и Гвура - с руками, Тиферет - с торсом, Год и Нецах - с ногами, Йесод - с детородным органом - знаком Завета, Мал­хут — с женским началом, без которого нет полноты целого.

Каждой из десяти сфирот соответствует одно из десяти имен Бо­га. Иногда древо сфирот делится пополам с целью выражения сокрытой и проявляющей себя сущности Бога или на три сокрытых и семь (по чис­лу дней творения) формообразующих сфирот.

С XIII века восторжествовало представление о том, что в каждой сфире заключается отражение всех других сфирот. В каждой из них имеется шесть аспектов, назначение которых состоит в объяснении ее связи с предыдущей и последующей сфирой. Существуют два способа символически объяснить, как каждая сфира излучает свой свет на Дру­гую: 1) свет не только нисходит от верхней сфиры к нижней, но и отра­жается от нижней сфиры к верхней; 2) поверхность одной сфиры обра­щается к другой, и они образуют цинор («канал»). Эманация сфирот -это процесс в самом Боге. Бог сокрытый и Бог явленный — это один и тот же Бог, рассматриваемый в разных аспектах. Деяния Бога, выходящего за рамки эманации сфирот, привели к появлению сотворенных существ, отделенных пропастью от сфирот. Проблема эманации связывается с проблемой языка. Манифестация силы Эйн-Соф на различных этапах эманации, которые суть различные сфирот, есть не что иное, как атрибу­ты Бога или определения и эпитеты, которыми Его обозначают. Сам этот процесс описывается как своего рода раскрытие различных имен, кото­рыми обозначается Бог в качестве Творца. Служа промежуточными со­стояниями между первоисточником эманации и всеми сущими вещами, они также представляют собой корни всего сущего в Боге-Творце.

Сфирот блима- термин, созданный автором «Сефер йецира», имеет несколь­ко толкований, например, «замкнутые в себе сфирот» (от глагола лив-лом - «замыкать, закупоривать»). Иногда он интерпретируется как сфи­рот б ли ма (дословно — «сфирот без чего бы то ни было, ничтойные»), то есть «не обладающие реальностью», идеальные.

Таамей га-мицвот(ивр. «смысл заповедей») - скрытый смысл предписаний. В мессианские времена предписания будут отменены, что будет означать полную их спиритуализацию под властью Древа жизни.

Тегиру- предвечное пространство. Термин встречается в Зогаре.

Тикун(ивр. «исправление») - процесс космического восстановления и воссое­динения того, что было приведено в расстройство и разъединение в ре­зультате швират га-келим. Главным средством тикуна служит свет, струящийся из лба Адама кадмона. Этот свет черпает силу из оставших­ся целыми сфирот мира точек. Они способствуют образованию пяти ос­новных парцуфим, уравновешенных и устойчивых структур в будущих сферах творения, которые занимают место сфирот в качестве проявле­ний Адама кадмона. После образования ими нового Адама кадмона про­цесс тикуна в основном завершается, но некоторые заключительные действия предоставляется совершить человеку. В этом состоит конечное назначение творения. Человек должен не только преодолеть историчес­кое изгнание еврейского народа, но и мистическое изгнание Шхины, явившееся следствием швират га-келим. Предмет его деятельности — возвращение мира Асия в прежнее духовное состояние, полное обособ­ление его от клипот и восстановление блаженного состояния постоян­ного общения творения с Богом. Согласно лурианской каббале, тикун внешних аспектов не входит в задачу человека, сфера его деятельности интроспективна и в иерархическом порядке творения занимает низшее положение. Если человек будет следовать своему призванию, то будут возбуждены маин нуквин, и тикун внешних миров завершится верхним светом, сокрытым в парцуф атик, и долженствующим обнаружится только в мессианские времена. Главное средство достижения тикуна че­ловеком заключается в приобщении к святости через Тору и молитву. Каждое деяние воздействует на внутреннюю структуру миров, и это влияние тем значительнее, чем осознаннее поступает человек.

Тиферет(ивр. «Красота») или Рахамим (ивр. «Милосердие») — одна из трех средних сфирот, образующих духовную сферу космического древа.

Тмура(ивр. «замена») - один из методов мистической экзегезы, заключающий­ся в перестановке букв в соответствии с определенными правилами.

Тора(ивр. «Учение») — в основе каббалистического представления о Торе ле­жит идея соответствия между Творением и Откровением, согласно ко­торому Тора, являясь одновременно описанием образа жизни и инстру­ментом исправления миров, заключает в себе следующие аспекты: 1) полное мистическое Имя Бога; 2) живой организм; 3) Божественную речь с безграничным богатством значений, которое не может исчерпать никакая конечная человеческая речь.

Тора - великое Имя Бога. Она содержит Божественные потен­ции и заключает в себе всеобщность сокрытых законов творения. В сво­ем предсуществовании она служит средством творения. Она воспроиз­водит процесс эманации, посредством которого сами сфирот и их инди­видуальные аспекты выделялись из субстанции Эйн-Соф. Между сутью Торы и сутью Эйн-Соф нет различия. В своем первоначальном сокры­том состоянии она называется Тора кдума; затем она развивается в две манифестации: Тора ше-би-хтав (ивр. «письменная Тора ») и Тора ше-бе-аль-пе (ивр. «устная Тора»). После этого она материализуется и приспо­собляется к нуждам человека.

Подобно человеческому организму, Тора состоит из различных членов. Ее можно сравнить с Древом жизни. Субстанция всех ее членов одна и та же. Имеется Тора различных миров - ацилут, брия, йецира, асия; каждая из них отражает определенную структуру определенной фазы творения. Тора раскрывает различные аспекты в различные шмитот (см. Шмита).

Содержание Торы имеет неисчерпаемый смысл, который раскрывается по-разному на различных уровнях и в соответствии со способностью восприятия различных людей. Имеется семьдесят «ликов»
Торы. Существуют четыре формы интерпретации Торы: буквальная
(пшат), аллегорическая (ремез), гомилетическая (драги) и мистическая
(сод). Согласно лурианскому учению, имеется 600 тысяч видов чтения
Торы, по числу сынов Израиля, стоявших у горы Синай. В будущем То­ра станет чисто духовной. Появятся новые конфигурации букв с совершенно новыми значениями.

Хашмаль(ивр. «сияние») — один из объектов видения Иезекииля (1:22).

Хахам лев(ивр. «мудрый сердцем», см. Ис. 28:3) - одно из обозначений каббали-ста.

Хесед(ивр. «милосердие») или Гдула (ивр. «величие») - одна из трех средних сфирот, образующих духовную сферу космического древа.

Хейхалот (ивр. «дворцы, покои» или «чертоги») - одно из основных понятий ранней еврейской мистики, от которого происходит название целого направления ее источников - «Литературы Покоев». Хейхалот, знаме­нующие собой определенные вехи в духовном странствии визионера к Престолу Славы, подразделяются на семь чертогов или храмов, соот­ветствующих семи небосводам В лурианской каббале хейхалот - двор­цы света - являются системой, параллельной сфирот, и присутствуют в каждом из миров.

Хохма(ивр. «мудрость») - одна из трех верхних сфирот, образующих сферу интеллекта космического древа.

Хохма пнимит(ивр. «внутренняя мудрость») - обозначение каббалы в школах Прованса и Италии.

Хохмат га-церуф(ивр. «наука комбинирования») - искусство комбинирования букв.

Хохмат га-эмет(ивр. «наука истины») - одно из обозначений каббалы.

Хохмат га-шимуш(ивр. «наука использования [имен]») - обозначение практиче­ской каббалы до появления термина каббала маасит.

Цадик(ивр. «праведник»), или Йесод (ивр. «основание») — одна из четырех ни­жних сфирот, образующих природную сферу космического древа.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (526)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.029 сек.)