Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Динамика конфликта: энергетика и баланс сил





Конфликтология как наука.

 

На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в подобной ситуации, всегда стараемся завершить ее как можно скорее и наилучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей и средств.

Человечество накопило огромный опыт и развязывания, и разрешения конфликтов. В ХХ в. на фоне общего роста гуманитарных наук сформировалась конфликтология – особая область знаний о конфликтах и способах их урегулирования, которая обобщает и развивает этот опыт.

Задачи конфликтологии не только познавательно-теоретические (изучение структуры, механизма, динамики, причин и других составляющих конфликта), но и утилитарно-практические: помочь людям понять, что же делать с конфликтами. В простейших случаях человек может сориентироваться и без специальных знаний, но если ситуация сложна, в ней задействовано множество людей со своими интересами, то становится необходимым владение приемами урегулирования конфликтов, а то и привлечение специалиста-конфликтолога.

Изучение конфликтологии дает возможность овладеть знаниями, которые помогут правильно относиться к конфликтам, разбираться в конкретной ситуации, оценивать свои возможности, определять цели. Владея навыками конструктивного разрешения конфликта, приемами ведения переговоров можно добиваться такого исхода столкновения, который позволит и максимально удовлетворить свои интересы, и сохранить доброжелательные и уважительные отношения с бывшим соперником.

 

Понятие конфликта, природа конфликта.

 

Причины конфликтов различны, поэтому сами конфликты выглядят по-разному. Но мы можем выделить общее в них.

1. В конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, которое нарушает взаимодействие людей.

2. В конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы и представления, это приводит к яркой эмоциональной окраске столкновения, которая часто препятствует поиску разумного выхода.



3. В конфликте происходит взаимодействие, стороны все время предпринимают какие-то действия, чтобы добиться своих целей. Выбираемые ими стратегии влияют на исход конфликта.

Конфликты охватывают все сферы жизни людей, всю совокупность общественных отношений.

В основе конфликта лежит противоречие, но не всякое противоречие перерастает в конфликт, а только то, причиной которого являются несовместимые интересы, потребности, ценности. Интенсивность конфликта показывает вкладываемую в него энергию и вместе с тем его социальную значимость. Форма столкновения (степень насильственности) зависит от множества факторов, в том числе – от целей, преследуемых субъектами.

Итак, мы можем дать следующее определение конфликта.

КОНФЛИКТ – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы, ценности.

В зависимости от настроя участников конфликт может развиваться по конструктивному либо деструктивному пути и соответственно выполнять двоякого рода функции. Задача участников конфликта состоит в том, чтобы ограничить негативные и использовать позитивные функции. К важнейшим негативным относятся:

  • ухудшение социального климата, снижение производительности труда;
  • неадекватное восприятие, непонимание сторонами друг друга;
  • уменьшение сотрудничества между сторонами;
  • порождение духа конфронтации, затягивающего людей в борьбу ради победы, а не решения реальной проблемы;
  • материальные и эмоциональные затраты.

Важнейшие позитивные функции конфликта:

  • не дает сложившейся системе отношений закостенеть, несет в себе возможность развития, совершенствования;
  • играет информационную и связующую роль, участники конфликта лучше узнают друг друга;
  • способствует структурированию социальной группы, ее сплочению;
  • стимулирует активность людей, снимает «синдром покорности»;
  • стимулирует развитие личности, рост чувства ответственности и собственной значимости;
  • выявляет незаметные прежде достоинства и недостатки людей, что является важным для выдвижения и формирования лидеров;
  • снимает подспудную напряженность и дает ей выход;
  • выполняет диагностическую функцию – указывает на проблему, которая требует решения.

 

Типология конфликта.

Существуют разнообразные типологии конфликтов. В зависимости оттого, что именно интересует конфликтолога в каждом конкретном случае, основанием для классификации может стать состав участников, причины, длительность, степень интенсивности и др.

По составу участников различают конфликты:

1) внутриличностные;

2) межличностные;

3) групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности);

4) конфликты в организации;

5) конфликты в больших социальных группах.

По эффекту и функциональным последствиям конфликты могут быть конструктивными или деструктивными. Конструктивные последствия проявляются в формировании чувства общности у людей, причастных к решению проблемы, расширении сферы сотрудничества, прояснении собственных интересов и интересов партнера. В деструктивном конфликте наблюдается поляризация оценочных суждений партнеров, стремление принудить к невыгодному решению, обострение конфликта, уход от исходной проблемы, болезненные формы разрешения проблемы. При таком течении конфликта обычно страдают обе стороны, ухудшаются взаимоотношения, а возникающий при длительном напряжении стресс отрицательно влияет на здоровье.

По критерию реальности можно выделить:

1) подлинный конфликт, который существует объективно и воспринимается участниками адекватно;

2) случайный конфликт, зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается участниками;

3) смещенный конфликт, когда в его основе лежит другой, невидимый;

4) неверно приписанный (ложный) конфликт, между сторонами ошибочно понявшими друг друга;

5) латентный конфликт, для которого есть реальные основания, но по какой-то причине он не осознается или подавляется.

По содержанию различаются конфликты потребностей, ресурсов, интересов, средств достижения цели, правил взаимодействия и конфликты несоответствия.

Анализируя движущие силы, мотивацию участников, можно выделить конфликты потребностей, ресурсов, интересов, ценностей, норм.

Все конфликты между собой взаимосвязаны, и в ходе развития конфликты одного вида могут переходить в другой, переплетаться между собой, однако при анализе эти линии лучше разделять, чтобы четко определить зону разногласий, увидеть направление развития конфликта и наметить возможные варианты решения.

Структура конфликта.

Чтобы проанализировать структуру конфликта, выделим его составляющие.

КОНФЛИКТУЮЩИЕ СТОРОНЫ. В конфликте участвуют две и более стороны – конфликтанты (субъекты конфликта). Это прямые участники -отдельные индивиды или целые группы. Кроме них существуют и косвенные участники – сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.

Рассмотрим социально-психологические характеристики конфликтантов. К социальным характеристикам относятся принадлежность к тому или иному слою общества или социальной группе, профессия, служебное положение, статус, авторитет и т. п. Что касается психологических характеристик, то даже если мы имеем дело с большими социальными группами, конфликты всегда персонифицированы – от лица группы выступают лидеры(формальные или неформальные). Поскольку это живые люди, со своими достоинствами и недостатками, уровнем культуры и самоконтроля, амбициями, симпатиями и антипатиями, то личностные особенности играют большую роль. Люди часто обостряют конфликт своими словами и действиями. Даже те из них, кто по своему положению в обществе должны быть крайне осмотрительны – депутаты, лидеры политических партий, общественные деятели - не всегда взвешивают последствия своих слов и поступков, не осознавая, что слово политика воспринимается не так, как слово частного лица. Культура поведения требует корректности и высокого уровня самоконтроля прежде всего от людей, обладающих властью (и не только в политике).

ЗОНА РАЗНОГЛАСИЙ. Это предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший конфликт. Зона разногласий не всегда легко распознаваема, в том числе и самими участниками, и видимый предмет спора может являться выражением более глубоких неосознаваемых расхождений. Необходимо учитывать и возможность того, что декларируемые позиции и реальные побуждения могут различаться. Границы поля разногласий подвижны, могут расширяться или сужаться. Конфликтные ситуации разнообразны, но мы можем выделить четыре их источника, распространенные во всех человеческих сообществах. Это Богатство, Власть, Престиж и Достоинство, то есть те ценности и интересы, которые имеют ценность во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликте. Богатство – не просто сумма денег или имущества, но возможность расширения деятельности и влияния, оно дает иное мироощущение – безграничных возможностей, исключительности, привилегированности, предъявляя в то же время довольно жесткие требования к его обладателю. Власть дает возможность контролировать распределение ресурсов, дает доступ к значимой информации, возможность участвовать в принятии решений. Здесь также формируется чувство исключительности, приобщенности к чему-то более важному и значимому, чем повседневные интересы. Проблема распределения властных полномочий в иерархии властных и управленческих структур является одной из наиболее распространенных. Реальное воплощение престижа - известность, сила влияния, репутация. Престиж редко может быть завоеван без поддержки власти и богатства, которые, в свою очередь, не могут сохранить влияния без поддержки общественного мнения. Когда мы говорим о достоинстве, то речь идет о таких ценностях, как уважение и самоуважение, компетентность, профессионализм, нравственные качества личности. Проблема нравственного конфликта сопряжена с выбором средств достижения цели. Все эти источники могут давать огромное разнообразие конкретных ситуаций, в которых могут и не просматриваться отчетливо.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СИТУАЦИИ. Каждый из участников конфликта составляет свое представление о ситуации, которая сложилась в зоне разногласий. И чаще всего эти представления не совпадают, и это создает почву для столкновения. Когда конфликт завязался, каждый знает только свою точку зрения, но не чужую, пока противник не сообщит ему о ней. Неважно, соответствует ли представление о ситуации действительности, здесь действует следующий принцип:

Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям.

МОТИВЫ. У каждого человека имеется свой комплекс установок, потребностей, интересов, на основании которого возникают определенные мотивы – стремления, побуждения к действиям, которые послужат реализации этих установок. Мотивы действуют независимо от того, осознанны они или нет, и влияют на отношение человека к значимым для него вещам, определяют формирование цели. Кроме того, человек может скрывать свои истинные мотивы. Разобраться в мотивах конфликтующих сторон очень важно для того, чтобы направить конфликт в конструктивное русло и найти такое решение, которое действительно будет удовлетворять все стороны.

ДЕЙСТВИЯ. Имея несовместимые цели, люди начинают вести себя так, что действия одной стороны мешают другой достичь цели и потому оцениваются как враждебные. Когда конфликт в разгаре, первое, что видно – действия противников. Не все действия выставляются напоказ, некоторые могут скрываться друг от друга и от посторонних.

Основные виды действий:

· создание прямых или косвенных помех для осуществления планов противника;

· невыполнение своих обязанностей и обязательств;

· захват или удержание того, что не должно находиться во владении другой стороны;

· нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации;

· действия и требования, унижающие достоинство;

· угрозы и принуждение;

· физическое насилие.

С обострением конфликта нарастает интенсивность чужого влияния, и даже вполне невинные действия начинают восприниматься как враждебные и вызывают ответную реакцию.

Динамика конфликта: энергетика и баланс сил.

Чтобы понять динамику конфликта, нужно рассмотреть его энергетику, баланс сил и стадии развития.

ЭНЕРГЕТИКА. Конфликт существует постольку, поскольку люди отдают энергию на его поддержание, тратят на это средства, время, душевные силы, здоровье. Различные факторы толкают людей на поддержание конфликта. Объективные факторы – реально существующие обстоятельства, которые не могут измениться в короткий срок. Это социальное неравенство, конкуренция на рынке, ограниченность ресурсов и др. Это и факторы, связанные с особенностями личности или группы, – образование, квалификация, интеллект, глубина потребностей и установок.

Субъективные факторы – стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами, однако последствия их вполне реальны. Вот некоторые типичные иллюзии:

· «выигрыш- проигрыш» – представление о том, что возможны только два варианта: я выиграю, а он проиграет либо я проиграю, а он выиграет. Возможность обоюдного выигрыша ускользает от сознания;

· «самооправдание» – мы предубеждены в пользу самих себя и склонны оправдывать собственное поведение;

· «плохой человек» – неприязнь к человеку, нарушающему наши интересы, вызывает предубеждение против него: он кажется злым, тупым, нечестным, поэтому с ним надо бороться;

· «зеркальное восприятие» – приписываемые себе добродетели, а противнику пороки очень похожи у конфликтующих сторон. То же касается и опасений.

БАЛАНС СИЛ. Во внутриличностном конфликте при борьбе мотивационных тенденций в душе человека вероятнее победа той, которая имеет более высокий энергетический уровень. В других видах конфликта дело обстоит сложнее. Если один из участников вкладывает больше страсти, это не значит, что его победа более вероятна. Силу конфликтантов составляют: физическая сила, сила закона, знакомств, денег, власти, авторитета, информации, общественного мнения. Значение имеет не абсолютная величина, а баланс сил, который может изменяться в ходе конфликта, и одно из направлений борьбы – подрыв сил противника. Тем, как стороны создают и используют баланс сил, во многом определяется динамика конфликта.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1766)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)