Основные проблемы текущего состояния промышленности России
В настоящее время, во-первых, снизился общий уровень промышленного производства. Во-вторых, произошли существенные различия в глубине сокращения производства в отдельных отраслях промышленности. Это привело к значительным изменениям в структуре производимой в стране промышленной продукции: выросла доля продукции сырьевого и промежуточного характера в ущерб продукции с высокой добавленной стоимостью. Высокая цена на продукцию ТЭК разоряет предприятия перерабатывающей промышленности. Отечественная перерабатывающая промышленность становится неконкурентоспособной. В-третьих, в результате значительного сокращения инвестиций в основной капитал промышленности возросла степень износа основных производственных фондов и резко ухудшилась их возрастная структура. А модернизация основного капитала требует долгосрочных, устойчивых, консолидированных источников инвестиций самих субъектов экономики и государства. В-четвертых, произошло снижение инвестиционной активности промышленных предприятий. В ходе проверки счетной палатой РФ за 2007-2009 гг. ОАО "НК "Роснефть", госкорпорации "Росатом", ОАО "Интер РАО ЕЭС" выяснилось, что инвестиционные программы увеличились, но увеличение инвестиционной программы "Интер РАО ЕЭС" произведено за счет увеличения покупки активов при одновременном снижении объемов капитальных вложений. В ОАО "Газпром", ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "Аэрофлот" объемы инвестиционных программ уменьшились[58]. По данным В.О. Карачаровского «в 2007 году 48% предприятий нефтегазодобывающей отрасли заявляли о недостатке средств как факторе, ограничивающем инвестиционную активность, притом, что в том же году чистая прибыль трех сырьевых компаний (Газпрома, Роснефти и Лукойла) составляла более трети профицита государственного бюджета!»[59] Для современной российской промышленности характерна импортизация внутреннего рынка и неэффективность механизмов финансового, научно-технологического, кадрового воспроизводства. Отмечается недостаток инфраструктуры, навыков сбыта, сервиса, слабый менеджмент, низкая финансовая дисциплина и ответственность. Наблюдается неоптимальная структура крупных и малых предприятий, несбалансированная с промышленной политикой тарифная политика в сфере естественных монополий. Отсутствие оборотных и инвестиционных средств приводит к деградации промышленности. Таким образом, без кардинальных изменений в российской промышленности успешная модернизация невозможна. Все это увеличивает роль продуманной государственной промышленной политики.2. Промышленная политика РФ на современном этапе: понятие, субъекты, стратегии и инструменты. Понятие «промышленная политика» довольно обстоятельно раскрыто в отечественной литературе, как направление (подсистема) экономической политики государства. Она: 1) характеризуется собственным специфическим объектом (индустриальным комплексом национальной экономики); 2) по сути, представляет собой формирование и реализацию стратегических целей и приоритетов развития промышленности (посредством многообразной совокупности средств); 3) включает ряд взаимосвязанных структурных компонентов (собственных подсистем), выделяемых по различным классификационным основаниям; 4) может носить общесистемный, селективный, активный, пассивный характер.[60] Она должна периодически обновляться и уточняться с учетом изменений в экономике страны, во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве. Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства. В настоящее время промышленная политика понимается, прежде всего, как политика формирования эффективных конкурентоспособных предприятий, способных осуществлять необходимые государству проекты и программы. Конкурентоспособность связана чаще всего с крупными транснациональными корпорациями.
СУБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ: государственные органы власти и управления на федеральном и региональном уровне; промышленные корпорации; союз промышленников и предпринимателей. В качестве субъектов промышленной политики очень активно начинают выступать регионы. Можно сказать, что они даже опережают федеральное правительство в изменении своих управленческих ориентиров. В десятках субъектов Российской Федерации, таких, как, например, Свердловская, Тульская, Пермская области, Башкортостан и других, уже разработаны стратегии и программы промышленной политики соответствующего региона, и в тех пределах и с теми ресурсами, которыми эти регионы располагают, они пытаются поменять вектор развития на устойчивый промышленный рост. Очень важным субъектом промышленной политики выступают крупные промышленные ассоциации и союзы, такие, как Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, отраслевые объединения. Стратегии промышленной политики: 1. Стратегия «использования природных ресурсов». Она заключается в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим использованием полученных доходов для повышения благосостояния населения и развития ряда отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Ее придерживались в основном страны с богатыми запасами нефти - страны Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия. 2. Стратегия «преследования». Промышленность, опираясь главным образом, на дешевую рабочую силу, осваивает производство конкурентоспособной продукции. Основной упор делается на воспроизводство уже созданных образцов по более низкой цене. Только закрепившись на рынках, компании «преследующих» стран переходят в более качественным и оригинальным изделиям. Такой стратегии придерживались Япония, Южная Корея, в значительной мере эту стратегию использует Китай. 3. Стратегия «передовых рубежей».Состоит в том, чтобы, опираясь на достижения научно-технического прогресса, создавать новые продукты и технологии, формировать спрос на них и новые рынки. Этой стратегии придерживаются США, Англия, Франция, Германия и другие индустриальные страны[61]. При разработке промышленной политики необходимо проанализировать, какая из названных выше стратегий наиболее подходит для нашей страны. Органом, который должен этим заниматься является Министерство промышленности и торговли РФ. При проведении промышленной политики используются самые разнообразные методы и инструменты. Традиционные инструменты промышленной политики:поддержка отдельных отраслей, предприятий и регионов с помощью бюджетных субсидий и кредитов; протекционизм; субсидирование экспорта; производство товаров и услуг на предприятиях государственного сектора; ценовое и тарифное регулирование; использование государственного заказа в целях поддержки тех или иных групп производителей и т.д.Инструменты, применяемые в РФ в настоящее время:целевые программы, бюджетные субсидии и взносы в уставные капиталы стратегически значимых предприятий и интегрированных структур. Антикризисные инструменты – такие как госгарантии, дополнительная капитализация предприятий в виде взносов в уставной капитал, разного рода субсидирование процентных ставок по кредитам – сочетались с теми решениями, которые были приняты в докризисный период в соответствующих отраслевых стратегиях. В течение 2009 года Минпромторг России администрировал 17 видов субсидий с общим объемом финансирования около 30 млрд.руб. Минпромторг России осуществил взносы в уставные капиталы помимо запланированных ФЦП на общую сумму более 176 млрд.руб. Взносы получили такие предприятия, как Автоваз, ОАК, МИГ, Алмаз-Антей, Севмаш и многие другие. Принято решений о выделений госгарантий на сумму более чем 200 млрд. рублей. По статье субсидии российским организациям - экспортерам промышленной продукции за 2009 год Минпромторг России предоставил более 9 млрд.руб. Для поддержки российского автопрома использовались такие инструменты как таможенно-тарифное регулирование, поддержка спроса за счет государственных закупок, стимулирование кредитования. На организацию прямых закупок для нужд федеральных органов власти и обновление регионального парка техники в 2009 году было направлено более 45 млрд. рублей. Поддержка спроса осуществлялась и через государственные лизинговые компании (Росагролизинг и Государственная транспортная лизинговая компания) на общую сумму 5 млрд. рублей для закупок автотранспорта. «АвтоВАЗу» были предоставлены займы в размере 25 млрд. рублей и 12 млрд. рублей (причем впоследствии эта сумма будет капитализирована). А дальнейшая поддержка жестко увязана с эффективностью реализации программы развития предприятия. К административным инструментам можно отнести техническое регулирование и стандартизацию продукции. Министерством промышленности и торговли сформулированы основные направления развития реформы технического регулирования на 2010 и последующие годы. В 2010 г. подготовлены технические регламенты на всю продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия.Направления промышленной политики, разработанные министерством промышленности и торговли в настоящее время: стабилизация финансовых параметров текущей деятельности предприятий, поддержка спроса на производимую ими продукцию, обеспечение выполнения долгосрочных целей развития российской экономики на базе ориентиров стратегического характера (в том числе в рамках Концепции долгосрочного развития страны до 2020 года).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (965)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |