Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тематика практических занятий



2015-11-10 578 Обсуждений (0)
Тематика практических занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

Экономический факультет

Кафедра «Экономика труда и управления персоналом»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. председателя

Научно-методического совета,

проректор, д.с.н., профессор

_________________________Ананьева Т.Н.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДОВАТЕЛЯ

Дисциплина СД.Ф.04 «Конфликтология»

для специальности 080505.65 «Управление персоналом»

 

Разработчик(и):

к.э.н., доцент. Богачева Т.В.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры«Экономика труда и управления персоналом»

протокол № 10 от 23 мая 2013 г.

 

Зав. кафедрой

д.э.н., проф. Морозова Л.С.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании научно-методической секции Экономического факультета

протокол № 8 от 29 июня 2013 г.

Председатель научно-методической секции

Экономического факультета Каурова О.В.

д.э.н., доц.

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании Научно-методического совета

протокол №1 от «30» августа 2013 г.

И.о начальника методического отдел:к.т.н. Князева Т.Н.

 

Москва, 2013 г.

 

 

Общие положения

Государственный образовательный стандарт:

Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания; современные концепции конфликта; функции конфликта, их позитивные и негативные проявления; типология конфликтов по общественно-политическим, социально-экономическим, морально-психологическим признакам; источники, объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере; мотивация конфликтности, взаимосвязь конфликтов и стрессовых ситуаций; структура, фазы и стадии развития конфликта; стили конфликтного поведения и способы разрешения конфликтов; социальное партнерство как форма сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития и профилактике конфликтов в области трудовых отношений; роль предпринимателей и менеджеров в управлении конфликтами.

 

Цель дисциплины:

 

Цель изучения дисциплины «Конфликтологии» - углубленное изучение теоретического и практического материала по конфликтным ситуациям и конфликтам в России как на микро, так и на макро уровнях, как неотъемлемого элемента профессиональной подготовки специалиста по управлению персоналом, позволяющего ему успешно проводить работу в группах, организациях, предприятиях по анализу и управлению конфликтными ситуациями.

Задачи дисциплины:

- освоение студентами методологических и методических основ конфликтологии;

- - изучение классификации конфликтов и их роль в социуме;

- овладение принципами и методами диагностирования конфликтов;

- определение целей функций и организационных конфликтов в управлении персоналои;

- получение базовых представлений о профилактики конфликтов;

- освоить технологии по разрешению конфликтной ситуации и управлению конфликтами.

- приобретение студентами практических навыков в разрешении конфликтных ситуации и конфликтов.

 

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

 

Дисциплина «Конфликтология» базируется на различных дисциплинах, таких как психология, социология, правоведение, социальная психология, , трудовое право, и ряда других.

Главной целью образования в области конфликтологии является глубокое понимание механизма личностного взаимодействия людей в процессе совместной трудовой, социальной, духовной деятельности и развитие способностей и навыков к принятию адекватных решений в урегулировании конфликтных ситуаций и конфликтов в соответствии с задачами организации и интересами каждого работника в отдельности.

Требования к уровню освоения содержания курса:

После успешного усвоения учебного материала курса студент должен:

Знать:

- принципы развития конфликтных ситуаций и конфликтов в организации;

- содержание и взаимосвязь основных элементов конфликта;

- типы конфликтов, их основные параметры и методы их урегулирования;

- диагностику конфликта;

- основные причины трудовых, организационных и инновационных конфликтов в организации;

- способы и методы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов

Уметь:

 

- принимать обоснованные решения в урегулировании конфликтных ситуаций;

- принимать участие в разработке программы переговоров, как способа предотвращения конфликта;

- прогнозировать и диагностировать конфликтные ситуации на предприятии;

- разрабатывать и реализовывать программы по предотвращению конфликтов в организации

Формы организации обучения

Процесс изучения дисциплины предусматривает аудиторную (работа на лекциях и практических занятиях) и внеаудиторную (самоподготовка к лекциям и практическим занятиям) работу обучающегося.

Основную долю в качестве методики обучения составляет самостоятельная работа студентов, лекционные и практические занятия.

 

Лекции

Теоретические занятия (лекции) организуются по группам. На лекциях излагаются темы дисциплины, предусмотренные рабочей программой, акцентируется внимание на наиболее принципиальных и сложных вопросах дисциплины, устанавливаются вопросы для самостоятельной проработки. Конспект лекций является базой при подготовке к практическим занятиям, к экзаменам, а также самостоятельной научной деятельности.

Изложение лекционного материала проводится в мультимедийной форме ( презентация). Смысловая нагрузка лекции смещается в сторону от изложения теоретического материала к формированию мотивации самостоятельного обучения через постановку проблем обучения и показ путей решения профессиональных проблем в рамках той или иной темы. При этом основным методом ведения лекции является метод проблемного изложения материала.

Тема 1. Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания. Современные концепции конфликта

Содержание темы: Истолкование природы конфликта в эпоху средневековья, Новое время: пессимистический и оптимистический подходы Концепция социального конфликта. Развитие концепции в рамках социологической, психологической науки. Конфликтология и правоведение. Развитие отечественной концепции.

 

Тема 2. Структура, фазы и стадии развития конфликта

Содержание темы:

Конфликт. Противоречия- основа конфликта. Конфликт и соревнование. Различия между объектом и предметом конфликта. Реалистические и нереалистические конфликты. Внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт, другие типы конфликтов.Объект конфликта. Участники конфликта. Среда конфликта. Физическая среда конфликта. Социальная среда конфликта. Основные психологические доминанты поведения. Черты характера и типы личности. Акцентуация характера. Психофизиологические качества. Установки личности образующие идеальные типы индивидуальности. Неадекватные оценки и восприятия. Манеры поведения. Этические ценности. Динамика конфликта. Разрешение конфликта. Типология конфликта. Предмет и объект конфликтологии. Принципы научного исследования. Методы исследования конфликта: структурно-функциональный, процессуально динамический, метод типологизации, прогностический и разрешительный. Предконфликтная ситуация: осознание причин конфликта; общая логика профилактики конфликта. Открытый конфликт: инцидент, эскалация конфликта, завершение конфликта. Послеконфликтный период.

Тема 3. Функции конфликта, их позитивные и негативные проявления

Содержание темы:

Понятие функции конфликта: явные и скрытые конфликты; оценка функций конфликта. Конструктивные функции конфликта: общие и на личностном уровне. Деструктивные функции конфликта: общие и на личностном уровне.

 

 

Тема 4. Источники, объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере

Содержание темы: Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов: составляющие причины конфликта; классификация противоречий. Объективные факторы возникновения конфликтов. Личностные факторы возникновения конфликтов: психологические доминанты поведения личности, черты характера и типы личности, установки личности.

 

Тема 5. Понятие и виды внутриличностных конфликтов Причины и последствия внутриличностных конфликтов

Содержание темы:

Сущность внугриличностного конфликта по 3. Фрейду. Три типа конфликтной ситуации К. Левина. Теория потребностей А. Маслоу. Теории В. Франкла и А.Н. Леонтьева. Внутриличностный конфликт понятие и характеристики. Три типа внугриличностных конфликтов. Классификация на основе ценностно-мотивационной сферы личности. Другие типы внутриличностного конфликта. Внутренние причины, внешние причины: обусловленные положением личности в группе и причины на уровне организации. Социальная среда и личность по К.Хори, факторы социальной жизни и неврозы. Отрицательные и позитивные последствия внутриличностного конфликта.

 

Тема 6. Межличностный конфликт в управлении персоналом

Содержание темы:

Особенности межличностного конфликта: функции, структура и элементы, динамика. Межличностный конфликт в семье: периоды развития семьи, причины конфликтов. Межличностные конфликты в педагогическом процессе при управлении персоналом.

 

Тема 7. Конфликты в организации при управлении персоналом

Содержание темы: Специфика конфликта в организации: социальная напряженность, тип конфликта и его участники. Организационные конфликты.

Производственные конфликты. Трудовые конфликты в организации.

Инновационные конфликты. Особенности управления конфликтами.

 

Тема 8. Межгрупповой конфликт. Основные виды межгрупповых конфликтов персоналом управления

Содержание темы: Типология межгрупповых конфликтов: критерии дифферинциации межгрупповых конфликтов, политические и национальные конфликты. Политические конфликты: структура, субъекты, особенности политических конфликтов и их виды. Этические конфликты. Особенности межэтнических конфликтов, принципы регуляции этнических конфликтов.Особенности межгрупповых конфликтов. Специфические особенности межгрупповых конфликтов: объективный характер развертывания; способность вовлекать массы людей; институциализация конфликта; наличие структурного насилия; заведомо большие издержки существования и разрешения конфликтов. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов. Психология межгруппового конфликта: социальная фасилитация; социальная леность, деиндивидуализация; групповая поляризация; огруппление мышления; групповой фаворитизм; групповое давление. Групповые потребности и интересы. Объект и стадии межгруппового конфликта

 

 

Тема 9. Типология конфликтов по общественно-политическим, социально-экономическим, морально-психологическим признакам

Содержание темы: Конфликты «руководитель –подчиненный», их причины. Конфликты между социальными группами. Трудовые конфликты. Функции межгрупповых конфликтов. Межэтнические конфликты и их разрешение. Политические и межгосударственные конфликты. Внутриполитические конфликты. Межгосударственные конфликты.

 


Тема 10. Предупреждение конфликтов в управлении кадрами.

Содержание темы: Трудности профилактики конфликтов и способов их предупреждения. Конфликтогенные причины. Методы поддержания сотрудничества: социально-психологического, организационно-управленческого и морально-этического характера. Проблема конфликтных личностей. Типы конфликтных личностей. Современный менеджмент о профилактике конфликтов. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора.

Тема 11. Стрессы. Стрессоустойчивость.

Содержание темы:

Понятие и природа стрессов. Причины и источники стресса. Профилактика стрессов в производственных ситуациях. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоистойчивого поведения.

Тема 12. Разрешения конфликтов персонала

Содержание темы:

Тактика избегания и метод насилия. Два подхода к регулированию конфликта: тактики «выигрыш - проигрыш» и «выигрыш - выигрыш» Тактика скрытых действий. Основные механизмы тактики взаимного выигрыша. Универсальные методы разрешения конфликта.

Тема 13. Переговоры как способ разрешения конфликтов. Роль предпринимателей и менеджеров в управлении конфликтами

 

Содержание темы:

Общая характеристика переговоров. Стратегии ведения переговоров. Динамика переговоров: подготовка переговоров; процесс ведение переговоров; анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Тактические приемы: завышение требований, расстановка ложных акцентов в собственной позиции, «выжидание», «палочные доводы», «преднамеренный обман», «двойное толкование». Ведения переговоров. Посредничество в переговорном процессе. Роль предпринимателей и менеджеров в управлении конфликтами

Тема 14. Мотивация конфликтности, взаимосвязь конфликтов и стрессовых ситуаций

Содержание темы:

Проблема мотивации конфликтности. Ценность конфликта и взаимосвязь стрессовых ситуаций.

методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» - методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»;- методика «Мотивация обучения в вузе»;- методика «Изучения факторов привлекательности профессии»;- методика «Изучения мотивов учебной деятельности студентов»

 

Тема15. Стили конфликтного поведения и способы разрешения конфликтов

Содержание темы:

Тактика избегания конфликта и метод насилия. Тактика «выигрыш - проигрыш» и «выигрыш-выигрыш». Тактика скрытых действий и проблема «цены конфликта».

Критерии, формы, факторы завершения конфликтов. Формы завершения конфликтов. Условия разрешения конфликтов. Факторы разрешения конфликтов. Этапы разрешения конфликтов. Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте. Зависимость способа разрешения конфликта со стратегией, избираемых оппонентов.

 

Тема16. Социальное партнерство как форма сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития и профилактике конфликтов в области трудовых отношений

Содержание темы:

Теоретико-методологические основы регулирования социально-трудовых конфликтов в системе социального партнёрства. Структура и функции системы социального партнёрства РФ. Понятие, структура и классификация социально-трудовых конфликтов. Правовые основы регулирования социально-трудовых конфликтов. Наёмные работники как субъект регулирования коллективных трудовых споров. Наёмные работники как субъект нелегитимных акций протеста. Профсоюзы как субъект коллективных трудовых споров.

 

Практические занятия.

Вид и основные этапы подготовки и проведения практических занятий:

Практические занятия по дисциплине «Конфликтология» проводятся с целью приобретения практических навыков в урегулировании конфликтов наипредприятии

Практическая работа заключается в выполнении студентами, под руководством преподавателя, комплекса учебных заданий направленных на усвоение научно-теоретических основ учебного предмета, приобретение практических навыков овладения методами практической работы с применением современных информационных и коммуникационных технологий. Выполнение практической работы студенты производят в письменном виде. Отчет предоставляется преподавателю, ведущему данный предмет, в электронном и печатном виде.

Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов. Основой практики выступают типовые задачи, ситуации, которые должен уметь решать специалист в области управления трудовыми ресурсами в регионе и управления персоналом на предприятиях туризма и сервиса.

 

Тематика практических занятий

 

Практическое занятие № 1

Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания; современные концепции конфликта (2 ч.)

Цель занятия - формирование представления о месте конфликтологии, о его роли в конфликте

1.1. Опрос студентов.

1 Как понимали роль конфликтов и гармонии мыслители Древнего мира (Лао-цзы, Гераклит и др.)? Как понимается проблема соотношения про­тиворечия, борьбы и конфликта в древней и современной философии?

2 . В чем особенности религиозного истолкования конфликта в средневе­ковой философии? В чем смысл проблемы теодицеи и как ее разрешает современная религиозная философия?

3 . Охарактеризуйте две основные концепции конфликта, предложенные мыслителями Нового времени: 1) пессимистическую (Т. Гоббс и др.) и 2) оптимистическую (Ж.-Ж. Руссо и др.)

4 . Как разрешалась проблема конфликта в марксистской философии? Как

обосновывалась идея о возможности преодоления острых конфликтов при социализме в советской философии?

5 . Покажите достоинства и недостатки исследования конфликта в класси­ческой философии.

6 . Какой вклад в развитие конфликтологических знаний (в составе социо­логии) внесли М. Вебер и Г. Зиммель?

7 . Раскройте основное содержание теории конфликта Р. Дарендорфа. Объяс­ните различия в понимании этой проблемы Дарендорфом и Марксом.

8 . Охарактеризуйте взгляды Л. Козера на природу и функции конфликта и их роль в демократическом и недемократическом обществе.

9 . Как объясняют роль конфликта теории социального согласия челове­ческих отношений разработанные Т. Парсонсом и Э. Мэйо?

10. Каковы основные идеи общей теории конфликта К. Боулдинга? Сравни­те статическую и динамическую модели конфликта по Боулдингу. В чем суть его принципа дефицита ресурсов?

11. Сравните социологический и психологический подходы к анализу кон­фликта.

12.. В чем заключается вклад 3. Фрейда и К. Юнга в исследование психологи­ческих аспектов конфликта?

13. Какие типологии конфликтного поведения людей предложены Э. Бер­ном и К. Томасом?

14. Какими науками, кроме конфликтологии, исследуется проблематика конфликта? В чем специфика исследования конфликта в правоведении?

1.2. Предлагается решить ситуативные задачи.

Практическое занятие № 2.

Структура, фазы и стадии развития конфликта (4 час).

Цель занятия - рассмотреть структуру, фазы и стадии конфликта

2.1. Опрос студентов.

1.Какие группы (блоки) понятий раскрывают предмет конфликтологии?

2. Какие понятия раскрывают структуру конфликта?

3. Опишите понятийную схему динамики конфликта, его основные стадии.

4. Проанализируйте понятийную модель разрешения конфликта, укажи­те два возможных способа регулирования конфликта.

5. Укажите основные виды типологий конфликта: по масштабам, времен­ным параметрам, направленности, результатам и др.

6. Каковы основные свойства конфликтного взаимодействия?

7. Покажите сходство и различие понятий «объект конфликтологии» и «предмет конфликтологии».

8. Покажите взаимосвязь между объектом, предметом и методом конфликтологии.

9. Охарактеризуйте основные принципы исследования конфликта: 7) детерминизм, 2) системность, 3) развитие.

10. Объясните многообразие методов, применяемых конфликтологи­ей. В чем заключается проблема выбора оптимальных методов исследования?

11. Охарактеризуйте основные методы конфликтологического исследова­ния: 7) структурно-функциональный, 2) процессуально-динамический,
3) типологизацию, 4) прогностический, 5) разрешительный.

12. Покажите особенности разрешительного метода исследования конфликта и стратегии регулирования конфликта, вырабатываемые на
его основе.

13. Сравните понятия «методологическая эйфория» и «методологический
нигилизм».

15. Чем отличаются объективные и личностные элементы конфликта?

16. Назовите и охарактеризуйте объективные элементы конфликта.

17. Дайте характеристику основным и неосновным участникам конфликта.

18. Что означает понятие «ранг оппонента»?

19. Охарактеризуйте роль в конфликте группы поддержки, инициаторов, организаторов, пособников и посредников? Приведите примеры.

20. Что такое «среда конфликта»? Какие бывают виды среды конфликта? В чем состоит различие микросреды конфликта от его макросреды?

21. Назовите основные личностные элементы конфликта.

22. Каковы основные психологические доминанты поведения личности? Что такое ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы, потребности личности? В чем состоит их внутренняя взаимосвязь?

23. Дайте характеристику основным чертам характера и типам личности. Сравните экстраверта и интроверта.

2.2. Решение ситуационной задачи.

Разобрать ситуации: из перечисленных факторов, определить какие из них относятся к внутренней среде, а какие - к внешней среде. Определить их роль и значение в системе управления персоналом.

Практическое занятие № 3.

Функции конфликта, их позитивные и негативные проявления (2 час).

Цель занятия - рассмотреть особенности формирования трудового коллектива на предприятии.

3.1. Опрос студентов.

1. Дайте определение функции конфликта.

2. Сравните явную и латентную функции конфликта. Приведите примеры.

3. В чем выражается противоречивость функций конфликта? Чем она обусловлена?

4. Всякая ли функция конфликта носит двойственный характер?

5. Что такое функциональный и дисфункциональный конфликт? Приведите примеры.

6. Каковы общие конструктивные функции конфликта?

7. Назовите конструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.

8.Каковы общие деструктивные функции конфликта?

9.Назовите деструктивные функции конфликта на личностном уровне

3.2. Решение ситуационной задачи.

3.3. Предлагается решить тест.

Практическое занятие №4.

Источники, объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций (2 час).

Цель занятия - познание теоретических основ источников конфликта и причины возникновения конфликтных ситуаций

4.1. Опрос студентов.

1. Объясните, в чем суть причины конфликта?

2.Сравните причину конфликта и повод.

3. В чем заключается глубинная причина любого конфликта?

4. Назовите основные виды противоречий, влияющих на возникновение конфликта.

5. Сравните объективные противоречия и субъективные противоречия.

6. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия современного российского общества.

7. Каковы главные объективные факторы возникновения конфликтов?

8. Каким образом взаимозависимость заданий может повлиять на возникновения конфликта? Приведите пример.

9.Каковы главные личностные факторы возникновения конфликтов?

10.Каким образом расхождение основных психологических доминант по­ведения личности может повлиять на возникновение конфликта?

11 .Каким образом влияют на возникновение конфликта неадекватные оцен­ки и восприятия?

4.2. Решение ситуационной задачи.

Практическое занятие № 5.

Понятие и виды внутриличностных конфликтов. Причины и последствия. (2 час).

Цель занятия - рассмотреть и обсудить внутриличностный конфликт

5.1. Опрос студентов.

1. Какова самая общая причина внутриличностного конфликта?

2. Назовите внутренние причины конфликта, коренящиеся в противоречиях самой личности.

3. Каковы внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе?

4. К. какому виду причин относятся: 1) противоречие мотивов, 2) физические преграды, 3) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения потребности личности?

5. Приведите примеры причин внутриличностного конфликта, состоящих: I) в противоречии между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями, 2) в противоречии между производственными требованиями и личностными ценностями.

6. Каковы внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе?

7. Как влияют рыночные отношения на развитие внутриличностного конфликта?

8. Проанализируйте основные выводы о влиянии рыночных отношений на личность, сделанные К. Хорни и Э. Фроммом.

9.Покажите на конкретных примерах взаимосвязь внешних и внутренних причин внутриличностного конфликта.

10.Назовите основные отрицательные последствия внутриличностного конфликта.

11.Объясните, что представляют собой стресс, фрустрация, невроз?

12.Объясните термин «невротический конфликт».

13.Назовите основные формы клинических неврозов.

14. Назовите главные характеристики невротической личности.

15. Каковы основные позитивные последствия внутриличностного конфликта.

5.2. Решение ситуационной задачи.

5.3. Предлагается решить тест.

 

Практическое занятие № 6.

Межличностный конфликт в управлении персоналом (2 час).

Цель занятия - рассмотреть сущность межличностного конфликта и способы его урегулирования

6.1. Опрос студентов.

1.Дайте определение межличностному конфликту и назовите его функции.

2.Какие характеристики личности влияют на возникновение конфликтов?

3.Какие функции выполняет межличностный конфликт?

4.Что может послужить причиной семейного межличностного конфликта?

5.Как следует относиться к семейному конфликту и каким образом следует вести себя в семейном конфликте?

6. Возможно ли предупреждение семейных конфликтов и что для этого необходимо?

7.Какие виды конфликтов возникают в процессе обучения?

8.Какие формы поведения преподавателя провоцируют конфликт преподаватель — преподаватель?

9.Какова роль руководителя в предупреждении межличностных конфликтов в учебном процессе?

10.Можно ли избежать конфликтов в учебном процессе?

11.Какие методы используются руководителем для разрешения конфликт­ных ситуаций?

12.Какие проблемы порождает завышенная самооценка?

13.Назовите формы межличностных конфликтов в педагогике и имеющиеся возможности для и предупреждения.

6.2. Решение ситуационной задачи.

6.3. Предлагается решить тест.

Практическое занятие № 7.

Межгрупповой конфликт. Основные виды межгрупповых конфликтов

(2 час).

Цель занятия - познание теоретических основ межгрупповых конфликтов.

7.1. Опрос студентов.

1. Как меняет поведение человека факт его включенности в социальную группу?

2. Каковы основные особенности межгрупповых конфликтов?

3. Как вы понимаете институциализацию межгруппового конфликта?

4. Каковы проявления структурного насилия?

5. Что такое групповой фаворитизм?

6. Как объясняется принципиальная неизбежность межгрупповых конфликтов?

7. Сравните групповые потребности и индивидуальные.

8. Что составляет объект межгрупповых конфликтов? Какие стадии межгруппового конфликта обычно выделяют?

9. Какова общая направленность эволюции межгрупповых конфликтов в XX веке?

7.2. Предлагается решить тест.

Практическое занятие № 8.

Конфликты в организации при управлении персоналом (2 час).

Цель занятия - познание теоретических основ конфликтов в организации 8.1. Опрос студентов.

1. Что такое конфликт в организации? Каковы его структурные элементы?

2. Назовите и сравните виды конфликтов в организации.

3. Каковы характерные признаки конфликтных ситуаций?

4. Какова роль внутриорганизационных конфликтов в организациях?

5. Назовите типы производственных конфликтов.

6. Что такое трудовой конфликт в организации? Какова его значимость сегодня?

7. Назовите формы организованной борьбы работников в защиту своих законных прав.

8.В чем заключается специфика инновационного конфликта?

9.Назовите типы разрешения конфликта в организации

8.2. Решение ситуационной задачи.

Практическое занятие № 9.

Типология конфликтов по общественно-политическим, социально-экономическим, морально-психологическим признакам (2 час).

Цель занятия — рассмотреть особенности найма, отбора и приема персонала в организации.

9.1. Опрос студентов.

1. Проанализируйте приведенные в тексте определения конфликта и дай­те им оценку.

2. Что такое конфликт? Назовите основные его признаки.

3. Что является основой любого конфликта?

4. Объясните, существуют л и конфликты в неживой природе и животном мире?

5. Сравните конфликты и спортивное соревнование.

6. Что такое объект конфликта? Назовите основные характеристики объекта конфликта.

7. Сравните понятия: «объект конфликта» и «предмет конфликта».

8. Что такое типология конфликтов?

9Охарактеризуйте структуру политического конфликта в групппах.

10.Кто является реальным субъектом политических конфликтов — социальные группы или политические институты?

11.Что такое «группы интересов» и какова их роль в мире политических конфликтов при управлении персоналом?

12. Опишите отличительные особенности политических конфликтов в управлении персоналом.

13. Покажите отличия политических конфликтов в тоталитарных и демократических системах.

14. Охарактеризуйте конфликтный потенциал современных проблем российского федерализма.

15. Сравните понятия «этнический конфликт» и «национальный конфликт».

16. В чем суть межэтнических конфликтов при управлении персоналом? Каковы их особенности?

17. Назовите причины обострения межэтнических конфликтов в конце XX в. В управлении персоналом

18. Охарактеризуйте смысл современных дискуссий о принципе права наций на самоопределение.

9.2 Решение ситуационной задачи

Практическое занятие №10.

 

Предупреждение конфликтов в управлениикадрами (1 час).

Цель занятия - познание теоретических основ предупреждении конфликтов.

10.1. Опрос студентов.

1.Каковы задачи управленческой деятельности и причины ограниченности ее возможностей? С чем связаны Особые трудности управления конфликтами?

2.Перечислите основные тактики регулирования конфликтов. На каких двух противоположных подходах к разрешению конфликтов основываются эти тактики?

3.Каковы особенности тактики ухода от конфликта, ее предпосылки, формы проявления, достоинства и недостатки?

4.Покажите характерные черты силового метода разрешения конфликта, формы его проявления и степень эффективности.

5.В чем причины широкого применения тактик ухода и применения силы, несмотря на их явные слабости?

6.Раскройте особенности регулирования конфликта методом односторонних уступок, покажите достоинства и недостатки этой тактики.

7.Проанализируйте тактику компромисса как классический метод регулирования конфликтов в условиях демократических стран. В чем состоят его основные достоинства и трудности применения?

8.Каковы предпосылки применения метода скрытых действий и его результаты?

9.Раскройте основные преимущества тактик регулирования конфликтных ситуаций на основе принципа «выигрыш — выигрыш». Разъясните характер механизмов его осуществления: составление карты конфликта, организация специфических форм поведения и др.

10. Что такое четырехшаговый метод регулирования конфликта?

.

10.2. Решение ситуационной задачи.

Практическое занятие № 11.

Стрессы. Стрессоустойчивость (1 час).

Цель занятия - познание теоретических основ природы стрессы

11.1. Опрос студентов.

5. Дайте определение понятию «стресс».

6. Какова физиологическая и биохимическая природа стрессов?

7. Покажите отличие стресса от дистресса.

8. Надо ли убегать от стрессов?

9. Каковы основные причины профессиональных стрессов?

10.Всегда ли вредны отрицательные эмоции?

11.Что такое «поисковая активность», и какова ее роль в динамике стрессов?

12.Каким образом самооценка личности влияет на ее стрессоустойчивость?

11.2. Решение ситуационной задачи.

Практическое занятие № 12.

Предупреждение конфликтов персонала. (1 час).

Цель занятия – рассмотреть и обсудить методики по разрешению конфликтов.

10.1 Опрос студентов.

1. Каковы предпосылки успешной профилактики конфликта?

2. Охарактеризуйте основные трудности предупреждения конфликта и условия вмешательства в его развития.

3. Охарактеризуйте нормы деловой этики и их значение для предупреждения конфликтов.

4. Какова роль юмора в профилактике и разрешении конфликтов.

3. Дайте характеристику основных типов конфликтных личностей.

 

12.2. Предлагается решить тест.

Практическое занятие № 13.

Переговоры как способ разрешенияконфликтов (1 час).

Цель занятия — рассмотреть особенности планирования и управления трудовой карьерой работника.

13.1. Опрос студентов.

1.Что такое переговоры и в чем состоят преимущества этого способа разрешения конфликтов в сравнении с другими?

2.Дайте характеристику функций переговоров. Какая из них является главной и почему?

3.Проанализируйте соотношение стратегий ведения переговоров с ориентацией участников на различные модели завершения конфликта и соответствующие стили поведения.

4.В чем состоит сущность позиционного торга и переговоров на основе интересов, и каковы их отличительные особенности? Каковы недостатки и преимущества этих двух стратегий ведения переговоров?

5.В чем заключается подготовка конфликтующих сторон к переговорам?

6.Какие этапы можно выделить в процессе ведения переговоров?

7.Какие функции переговоров реализуются на этапе уточнения интересов и позиций?

8.Рассмотрите основные действия оппонентов, способствующие разработке возможно большего числа вариантов решения проблемы.

9.Каково влияние различных типов решений на дальнейшие взаимоотношения участников переговоров?

10.Что является показателем успешности переговоров?

11.К каким позитивным результатам, кроме достижения соглашения, могут привести переговоры?

12.В чем состоит основное отличие тактических приемов, используемых при позиционном торге, от приемов, ориентированных на партнерский подход?

13.Дайте характеристику основных аспектов влияния посредника на переговорный процесс.

13.2. Решение ситуационной задачи.

Практическое занятие № 14.

Мотивация конфликтности, взаимосвязь конфликтов и стрессовых ситуаций. (1час).

Цель занятия - обсудить сущность, цели мотивационного конфликта.

14.1. Опрос студентов.

1. Что представляет собой трехмерная модель стратегий поведения в конфликте?

2. Какие мотивы в конфликтной ситуации бывают?

3. Что



2015-11-10 578 Обсуждений (0)
Тематика практических занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тематика практических занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)