Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система образ-я в России, особенности ее развитии на современном этапе



2015-11-10 775 Обсуждений (0)
Система образ-я в России, особенности ее развитии на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок




Под системой общего образ-я в России понимает­ся совокупность учреждений дошкольного восп-я, общеобрач-х школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по восп-ой работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образ-я. Центральным звеном системы образ-я РФ явл-ся общее среднее образ-е, включающее средние общеобраз-е школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образ-е учреждения интернатно­го типа, специальные школы для детей с отклоне­ниями в физич-м и психич-м развитии, внешколь­ные образ-е учреждения. Главными задачами общеобразов-х учебных заведений явл-ся: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоцио­нального и физич-го развития личности; выработ­ка научного мировоззрения; освоение учащ-ся системы знании о природе, оощеитве, чел-ке, его труде и приемов самостоятельной деят-ти. Начальное профессиональное образ-е имеет це­лью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, как правило, на базе основного общего образ-я (основной школы) Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня. Среднее профессио­нальное образ-е ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образ-я. Предполагается, что среднее профессиональное образ-е может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первых ступенях высшего профессионального образ-я. «Закон об образовании» требует установления стандарта образования. Это необходимо в услови­ях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений. Стандарт образова­ния представляет собой содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования. Особенности современной отеч-й системы образ-ия

1. Закон «Об образовании» дает возможность коллективу школы самому выбрать учебный план и определить тип школы. Это может быть обще­ образовательная школа общего типа, школа с
углубленным изучением ряда предметов, это может быть гимназия, лицей, колледж или частная школа. Допускается открытие классов коррекции для ослабленных детей и детей, отстающих в развитии. Разрешается вводить дополнительные платные услуги (изучение иностранного языка, музыкальные кружки, спортивные секции, ритмика, шахматы и т. д.).

2.С момента принятия Закона РФ «Об образова­нии» открыто тысячи негосударственных образо­вательных учреждений, в том числе частных школ.

3.Параллельное существование различных видов и типов школ. Гимназии и лицеи - это заведения
для одаренных детей, общеобразовательные средние школы и колледжи - дают со­
ответствующее образование и профессию для всех остальных.

4.В содержании образования выделяются три компонента:

а) федеральный является обязательным для всех учебных заведений и составляет основу государ­ственного образовательного стандарта;

б) региональный определяется на уровне региона (области, республики, края) и отражает экономи­ческие, национальные, культурные и другие особенности территории и населения.

в) местный (школьный) определяется в рамках конкретного учебного заведения с учетом потреб­ностей учащихся.

Методическая работа в школе Содержание и методика работы пед-го совета

В современной общеобразов-й школе сложились эффективные формы повышения квалификации уч-ей. Повышение квалификации начинается с организации деят-ти Пед.совета. Деятельность пед-го совета определяется «Поло­жением о Педагогическом совете общеобразова­тельной школы. Педагогический совет создается во всех общеобразовательных школах, где имеется более трех учителей, и является постоянно действующим органом для рассмотрения основ­ных вопросов учебно-воспитательной работы. В состав Педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, учителя, воспитатели, библиотекарь, врач, председатель родительского комитета и Совета школы. Нужно различать две стороны в деятельности педсоветов: а) производственно-деловую:утверждение годового плана работы школы, рассмотрение итогов работы школы по четвертям, утверждение плана подготовки и проведения экзаменов, выпуск и перевод учащихся в следую­щие классы, итоги учебного года и план летней работы с учащимися и б) научно-педагогическую:обсуждение указаний руково­дящих органов и результатов научных исследова­ний и передового опыта в целях их внедрения, анализ педагогического процесса в школе.

21. Учитель в современной школе.Основы пед. мастерства.

Учитель явл. ключевой фигурой целостного пед. процесса. Основой успешной деят-ти уч-ля явл. пед-ое искусство. Оно включает в себя совершенное овладение педагогом всей совокупностью психолого-пед-их знаний, умений и навыков, соединенных с профес-ой увлеченностью, развитым пед. мышлением и интуицией, нравст-эстетич. отношением к жизни, глуб-ой убежденностью и тверд, волей. Пед. мастерство можно рассматривать как реализацию пед. искусства в практич. деятел-ти педагога. Сущность и сферы применения пед. мастерства.Мастерство реализуется в умениях и навыках, через овладение способами и приемами пед. труда, гарантирующими положит, результат в об-ии и воспитании. Осн. сферы пед. деят-ти, в к-ых проявляется мастерство педагога: - организация деят-ти детей;-общение и взаимод-ие с детьми;-воздействие на детей. Мастерство организации деят-ти детей проявляется в

определении общ. цели и создания модели их деят-ти (предвар. этап). Реальные этапы организации жизни детей: а) постановка цели, деловых задач, увлекательных пер­спектив: б) создание эмоц-волевого настроя детей на выполнение конкретн. дела; в) распределение поручений с учетом мнений и пожеланий детей, их реал, возможностей и способ-ей; г) четкий инструктаж и конкр. помощь в работе; д) контроль хода выполнения порученных дел; е)

непосредств. участие самого педагога в общем деле; ж) объективная и справедливая оценка резул-ов; и) анализ, критический разбор и деловое обсуждение пролеланной работы. Мастерство общения.Пед. общение может быть деловым и свободным. Дел-ое -реализуется, в основном, в ходе уч-воспит. процесса. Свободное общение явл. более сложным и охватывает шир. круг различных ситуаций. Мастерство общения требует от педагога вые. уровня дух. и соц. культуры. Осн. компонентами, определяющими мастерство общения, явл.: умелое соотнесение педагогом содержания общения с пед-ой целью; завоевание доверия у ребят открытостью, простотой, заинтересов-ю; стремление к дух. обогащению; умение терпеливо выслушивать и не навязывать своих решений; совершенное владение речью; оказание в ходе дискуссии поддержки тем, кто отстаивает истину, умение разрешать возникающие конфликты... Третьей важн. сферой пед. мастерства явл. мастерство воздействия, взаимодействия, стиму­лирования и торможения детской дея-ти. Осн. компоненты: аргументированное убеждение,т.е. прямое и непосредственное обращение педагога к сознанию ребенка с целью формир-ия мировоззрения, коррекции поведения и т. д.; развитие интересас целью вовлечения в деят-ть и стимулирования акт-ти; требование, т.е. проявление целенапр-ой и педагогически обоснованной воли педагога.

22. Профессиональная ориентация (ПО) в современной школе Профессиональная ориентация-руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и возможностям
человека.Главн. стратегич. задачей ПО в соврем, шк. явл-ся формир-ие профес.
самоопределения. Суть его в развитии у школ-ка внутр. готовности к осознанному и
самост-ому построению, корректировке и реализации перспектив своего развития
(профес-ого, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя раз­вивающимся во времени и самост-но находить личностно значимые смыслы в конкр. профес-ой деят-ти. Для достижения этой цели в школе разворач-ся си-ма профориентационных мероприятий,
представляющих собой комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. Как правило, в эту систему включ-ся след. блоки:

1.Информационныйблок. Разными способами уч-ся получают исчерпывающую инф-цию об осн. профессиях, необходимых в соврем, общ-ве, их сущности, значимости, престижности, а также о возможностях получения соответ-его профес. образ-ия.

2.Профконсультационный блок.Школьные учителя и психологи должны помочь уч-ся понять и объективно оценить свои физ. и психолог, возможности, склонности, интересы и соотнести их с теми треб-ями, к-ые предъявляются к тем или иным профессиям. Уч-ся проходят спец. тестирование, получают индивид, рекомендации. Важна не только диагностика, но прежде всего
рекомендации по формир-ию необходимых качеств личности.

3. Блок профес. подготовки.Школ-ки приобретают практич. навыки по одной или нескольким
массовым профессиям: в школьных мастерских, на уроках обслуживающего труда, а в старш. классах - в си-ме уч-производ-ых комбинатов. В соврем, си-ме школ, об-ия значит, профориентационную роль играют лицей, профильные гимназии и специализир. классы, готовящие своих выпускников к поступлению в вузы по избр. специальностям.

 

Содержание пед-х инновация в обуч-ии и воспитании детей (авторские школы, технологии.

Инновационными называются такие пед. системы, методики и технологии, кот-ые изменя­ют традиционные представления о сущности пед, процесса, методах, приемах и формах восп-я и обуч-я. Инновации в пед-ке в целом играют положительную роль, т. к. заставляют по-новому взглянуть на традиционную пед-ку, стимулируют поиск более эффективных форм и методов восп-я и обуч-я.

Инновации могут различаться по уровню охвата пед. явлений. Существуют альтернативные концепции, подвергающие пересмотру всю традиционную пед-ку; есть инновации, касающие­ся отдельных аспектов организации и содержания учебно-воспитательного процесса, конкретных обучающих методик.

К числу первых можно отнести «неопедагогику» -философско-педагогичеосую систему, разрабо­танную д. п. н. Н М Таланчуком (Казань). В основе ее лежит философская концепция систем­ного синергетизма. Основным положением этой сис-мы явл-ся учение о том. что движущей силой развития явл-ся не противоречие, а гармония, которое есть одновременно системное и динамич-системного синергетизма строится общая картина мира, определяется сущность человека, его место в мире, определяются основные направления и способы его формирования и развития. На этом методологическом базисе возникает «неопедаго­гика», В ней раскрываются системно-ролевая теория и практика формирования личности, определяются закономерности воспитания и развития человека, не совпадающие с традицион­ными, определяются критерии воспитанности личности. Так, например, основным критерием воспитанности личности являются показатели качества освоения и выполнения ею социальных ролей. Такого рода глобальные инновационные системы требуют серьезнсго осмысления и теоретического анализа, многолетней практиче­ской проверки отдельных компонентов. С 60-х годов нашего столетия и по настоящее время популярностью пользуется система разви­вающего обуч-я Л.В Занкова. Ее можно рассмат­ривать как пример дидактической инновации. Впервые в условиях пед. эксперимента были исследованы закономерные связи между обуч-м и разв-ем детей,обоснована ведущая роль обуч-я в развитии,создана новая дидактическая система начального обуч-я. направленная на общее развитие детей и воплощенная в практич-х руководствах для школы(программы, учебники, методич. Лит-ра).

Еще один пример дидактической инновации -комплексная система обучения (КСО) Она развивалась в рамках прагматической педагогики в начале XX веха, получила широкое рас­пространение в советской школе в 2()-3()-е годы. Главная идея КСО - способ построения содержа­ния образования и организация процесса обучения на основе единого связующего стержня (напри­мер, области детских интересов и склонностей, знакомства с определенным крутом жизненных явлений, изучения родного края и т. п.). 1 Основной способ организации образования -отказ от изучения обособленных учебных предме­тов и объединение разнородного учебного материала вокруг отдельной темы, представ­ляющей реальный практический интерес. Дпя этой цели создавались специальные «проекты», с учетом интересов детей и реальных потребностей общества. Считалось, что такой подход к обуче­нию способствует развитию самостоятельности, инициативы и позволяет приобретать, «реальным Основные черты «коммунарской методики»

заключаются в следующем:

1.Создание коллектива на основе привлекатель­ных для детей идеалов, появляющихся в результа­
те повседневной гуманной воспит-й работы пед-ов и участия воспит-в в социально значимых делах.
Центральное звено методики- понятие общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни.

2.Организация деятельности как общественно значимой (для людей, для далекого и близкого
друга), интересной для каждой личности и творческой (творчески - иначе зачем?), художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы).

3.Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с
целью включения всех воспитанников в общую деятельность. Главная задача - исключить деление
коллектива на актив и пассивную часть.

4.Особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрос­
лом, включающие помощь, поддержку, заинтере­сованность в судьбе товарища и его успехе.

В процессе развития и практич. применения, «коммунарская методика» обогатила педагогику новыми идеями (н-р. принцип «открытого воспитания»,кот-й выражается в открытом и честном предъявлении друг другу(и взрослыми, и детьми) своих намерений, целей и т.д. Широкое распространение получила работа по тематиче­скому признаку - КТД общественной, познава­тельной, художественно-эстетической направлен­ности. В дальнейшем появились лагерные про­фильные смены. Особое значение и роль приобрел коммунарский сбор, как средство эмоционального сплочения коллектва.

24. Проблема коллектива и личности в пед. науке. Признаки, структура, этапы развития коллектива. Восн-е личности в коллективе. Коллектив- это взаимодействующая общность, объединенная социально-ценностными отноше­ниями. Ценность исходным порядком задает данной группе благоприятный психологический климат, а общая цель высокого социального плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной, а далее коллективной деятельно­сти отношений ответственной зависимости между членами группы. Для того, чтобы яснее увидеть отличительные признаки коллектива, сравним положение личности в случайно собранной аморфной группе и коллективе. Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение соци­ального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личност­ного своеобразия.



2015-11-10 775 Обсуждений (0)
Система образ-я в России, особенности ее развитии на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система образ-я в России, особенности ее развитии на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (775)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)