Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение понятия «афазия». Причины



2015-11-10 915 Обсуждений (0)
Определение понятия «афазия». Причины 0.00 из 5.00 0 оценок




Е. В. Исаева, Е.А. Попкова

АФАЗИЯ

Утверждено Редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

 

 

Магнитогорск

 

 


УДК 159.922.76

ББК Ю948я73

Рецензенты:

доктор мед. наук, профессор кафедры образовательных технологий и дистанционного обучения ЧГПУ города Челябинска

Н. А. Антипанова

кандидат пед. наук, доцент кафедры начального образования ФГБОУ ВПО

«МГТУ им. Г.И. Носова»,
Т. Г. Неретина

Исаева, Е. В., Е.А. Попкова

Афазия: учебное пособие / Е. В. Исаева, Е. А. Попкова – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. – 65с.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 44.03.03 (050700.62) «Специальное (дефектологическое) образование (степень бакалавр), профиль «Логопедия», изучающих дисциплину «Логопедия. Афазия». Разработанный методический материал направлен на формирование у студентов основных представлений о разных формах данного речевого нарушения, о его этиологии и клинических проявлениях; на усвоение методов дифференциальной диагностики, приемов выявления степени выраженности речевых и неречевых нарушений при разных формах афазии, на изучение принципов и методов восстановительного обучения детей и взрослых с афазией.

Тематическое содержание теоретической части учебно-методического пособия раскрывает нейропсихологический подход к данной проблеме; позволяет сделать обзор специальной литературы по проблеме дифференциального диагностирования и преодоления разных форм афазии, овладеть категориально-терминологическим аппаратом курса.

Практическая часть пособия представляет собой перечень вопросов и заданий для студентов, выполнение которых позволит усвоить основные методы и приемы восстановительного обучения при афазии, дифференцировать и систематизировать их в зависимости от этиологии и локализации очага поражения.

Материал учебно-методического пособия может быть использован также специалистами, работающими в области афазии и родственниками больных, перенёсших нарушение мозгового кровообращения.

 

УДК 159.922.76

ББК Ю948я73

 

ÓИсаева Е.В., Е.А. Попкова, 2015

Ó Магнитогорский государственный

технический университет

им. Г.И. Носова, 2015


Содержание


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Для обобщения и систематизации учебного материала дисциплины «Афазия» нами разработано учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 44.03.03 (050700.62) «Специальное (дефектологическое) образование (степень бакалавр), профиль «Логопедия».

Сложность усвоение теоретического и практического материала данной дисциплины заключается в обширности и многоаспектности учебного материала, что обусловлено его междисциплинарным характером и многовариативностью проявлений клинической симптоматики разных форм афазии.

Представленный методический материал направлен на формирование у студентов основных представлений о разных формах данного речевого нарушения, о его этиологии и клинических проявлениях; на усвоение методов дифференциальной диагностики, приемов выявления степени выраженности речевых и неречевых нарушений при разных формах афазии; на изучение принципов и методов восстановительного обучения детей и взрослых с афазией.

Тематическое содержание теоретической части учебно-методического пособия раскрывает нейропсихологический подход к данной проблеме; позволяет сделать обзор специальной литературы по проблеме дифференциального диагностирования и преодоления разных форм афазии, овладеть категориально-терминологическим аппаратом курса.

Практическая часть пособия представляет собой перечень вопросов и заданий для студентов, выполнение которых позволит усвоить основные методы и приемы восстановительного обучения при афазии, дифференцировать и систематизировать их в зависимости от этиологии и локализации очага поражения.

В пособии рассмотрены основные теоретические положения коррекционно-восстановительной работы при афазии; её причины, формы, принципы и основное содержание коррекционно-восстановительного обучения.

Структура пособия включает в себя содержание, введение, три главы теоретической и практической направленности, глоссарий и список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Разработанное учебно-методическое пособие, имеющее теоретическую и практическую значимость для осуществления коррекционной работы по восстановлению речевой и двигательной сфер больных с афазией, может использоваться в качестве учебного пособия специалистами, работающими в области коррекционно-восстановительной работы при афазии и родственниками больных, перенёсших нарушение мозгового кровообращения.


1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АФАЗИИ

 

План изучения темы:

1.1.Определение понятия «афазия». Причины.

1.2.Понятия «инсульт», «паралич (парез)». Виды инсульта, паралича (пареза). Причины.

1.3.Классификации форм афазии.

1.4. Исторический аспект изучения проблемы диагностики и коррекции афазии по материалам зарубежной и отечественной литературы.

1.5. Отграничение афазии в детском возрасте от сходных состояний: алалии, дизартрии, умственной отсталости, нарушения слуха.

 

Краткое содержание основных вопросов

Определение понятия «афазия». Причины.

Афазия —полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения (например, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет надеяться на спонтанное восстановление речи), величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве. Реакция личности больного на речевой дефект и особенности преморбидного строения функции (например, степень автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения.

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемический, геморрагический инсульт), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.

Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения. У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

В основе любой формы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т. п.), которая ведет к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т.д.).

 



2015-11-10 915 Обсуждений (0)
Определение понятия «афазия». Причины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение понятия «афазия». Причины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (915)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)