Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конспект и методическое обеспечение урока (занятия)



2015-11-10 919 Обсуждений (0)
Конспект и методическое обеспечение урока (занятия) 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: «Сельский пейзаж»

Цели и задачи урока: Выявление освещения, построение пространства с помощью линейно-воздушной перспективы. Решение живописных задач в пейзаже. Решение композиционного центра, изменение цвета в зависимости от расстояния.

Оборудование: Стульчик, мольберт, бумага А3, А4, гуашь или акварельные краски, кисти № 1-5, кнопки, емкость для воды, карандаши, ластик, палитра, работы учеников предыдущих лет, методический материал.

Тип урока: смешанный

Ход урока: Организационный момент – 5 мин.

Объяснение учителя – 20 мин.

Построение пространственной глубины осуществляется одновременно двумя подходами:

· построение линейной перспективы (т.е. построение перспективы посредством рисунка картины)

· передачей воздушной среды (т.е. построение перспективы, посредством определенных цветовых отношений)

Перспективой называется изменение внешности и видимые сокращения размеров предметов по мере их удаления к горизонту на большое расстояние от глаз художника.

Линейная перспектива – передача пространственной глубины в пейзаже, на основе законов линейно-графического изображения объемных тел на плоскости, при использовании определенных размеров, пропорций, масштабов.

Воздушная перспектива – построение пространственной глубины, посредством передачи определенных живописных (цветовых, тоновых, яркостных) отношений между элементами пейзажа и передачи изменений оттенка (цветового, тонового, яркостного) и плотности воздушной среды согласно основным планам пейзажа.

Рисуя с натуры пейзаж, мы обычно делим видимые предметы на основные группы: переднего, дальнего и промежуточного между ними – среднего плана.

Различные условия освещения, состояния погоды, время дня обуславливают изменения в передаче тональных отношений и цветовых оттенков воздушной среды.

Цвет предмета меняется в результате прохождения через полупрозрачные среды: воздух, воду, туман, дым, пыль и т.д. На этом явлении и основана воздушная перспектива. Между предметами и нами по мере удаления их друг от друга, как бы опускаются все новые и новые слои вуали воздуха, словно занавес, цвет которых зависит от состояния дня. Таким образом, пейзаж распадается на ясные цветовые и тональные планы.

При написании пейзажа всегда должны учитывать тоновые изменения неба, воздушной дымки, чувствовать их цветовые оттенки, яркостную характеристику небесного купола в целом (например, в картинах В.Д. Поленова «Зима», «Московский дворик» и т.д.).

Наблюдая заход солнца в западной части небес, мы видим, что она более светлая, озаренная алыми лучами солнца, тогда как восточная часть имеет намного более темный тон неба и сиреневый оттенок цвета. Эта часть неба уже погружена в сумерки. Или же, к примеру, предгрозовое небо, оно также имеет различные цветовые и тоновые оттенки в каждом своем фрагменте (например, картины: Ф.А. Васильев «Мокрый луг»; А.К. Саврасов « Домик в провинции. Весна»; И.И. Левитан «Владимирка»; Ю.Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу» и т.д.).

Освещенность – это могучий источник тонального объединения картины, она создает весь диапазон, все движение тонов (от светлых до темных), общее цветовое состояние данного фрагмента природы. Именно она увеличивает и уменьшает число видимых светлых пятен пейзажа, то вызывая множество резких различий между предметами, то уводя предметы в темноту, в цветовую неразличимость.

Передача в пейзаже цвета и воздушного состояния является главной вашей задачей.

 

Практическая работа:

Для работы выбран мотив летнего пейзажа с частью дороги на переднем плане, небольшой группой деревьев у водоема на среднем и даль­нем планах. Небо высокое, все залито солнцем... Макушка лета!

1. Начинаем работу над предварительным набро­ском простым каранда­шом. Сверяясь с натурой, определяем и проводим линию горизонта относи­тельно точки зрения.

2. Легкими плавными линиями намечаем гори­зонтальные границы пла­нов пейзажа. Вертикаль­ными штрихами и под наклоном отмечаем рас­положение стволов деревьев, определяя их место в пространстве.

3. Обобщенно и легко намечаем массу крон деревьев на дальнем плане вдоль водоема и уточняем его береговую линию.

4. Детально прорисовываем формы стволов и крон деревьев на переднем плане, кроны деревьев и общую массу растительности на дальнем. Угловатой, изогнутой линией намечаем очертания дороги на переднем плане.

5. Аккуратно мягкой резинкой ослабляем все линии пред­варительного карандашного рисунка и широкими горизон­тальными мазками выполняем прописку неба в верхней части листа и в кроне дерева на пе­реднем плане.

6. В верхней части листа на­мечаем белилами облако, смяг­чая его контуры к линии гори­зонта. Сверяясь с натурой, прописываем небо к линии го­ризонта, смягчая переходы от цвета к цвету.

7. Прописываем массу ли­ствы растительности у линии горизонта. На среднем и перед­нем планах намечаем листву деревьев в теневой части, тем самым обозначая их первона­чальный объем.

8. Смягчаем границу облаков, усиливая их цвет. Насыщенным холодным цветом прописываем тени деревьев на дальнем плане и освещенную часть пространства у водоема. Углубляем тени в кронах деревьев на среднем и переднем плане

9. Прописываем береговую линию водоема и намечаем отражение в воде от расти­тельности. Мазками прокрываем освещенные части кроны деревьев.

10. Обобщенно, горизонтальными мазками прописываем гладь воды, передавая визуально ее глубину. Работая над передним планом, выделяем цветом дорогу и ее края, постепенно продвигаясь к нижнему краю листа бумаги.

11. Оттенками холодных цветов намечаем листву у линии горизонта, углубляем и слегка акцентируем тени. Горизонтальными мазками выводим гладь воды. Прокла­дываем тени поддеревьями на среднем плане и в глубине листвы на переднем теплы­ми оттенками. Легкими мазками, фрагментами, но насыщенно передаем траву у ниж­него края листа.

12. Детально прорабатываем все планы пейзажа: листву деревьев на дальнем плане выполняем в холодных тонах, приближаясь к среднему плану, постепенно до­бавляем в цвет теплые оттенки, особенно вдоль береговой линии водоема. Смягчаем горизонтальными короткими мазками гладь воды и насыщаем ее теплыми, глубокими оттенками. Прописываем листву деревьев, делая ее цвет более открытым и насы­щенным на переднем плане. Тонкой кистью уточняем изгибы стволов и веток. Постепенно продвигаясь к нижнему краю листа, выделяем дорогу, прорабатывая контраст­ными цветами окружающую растительность и расставляя нужные яркие акценты.

Индивидуальная работа с учащимися.

За 5 минут до окончания урока мини-просмотр и обсуждение работ.

Литература:

Визер В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа. СПб.: Питер, 2007; Иванов А.А. Рисунок и акварель. Альбом. – Л.,1976; Кальнинг А.К.. Акварельная живопись. Краткое руководство. М., 1968; Лясковская О.А. Пленэр: Практикум по изобразительному искусству. – М., 1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



2015-11-10 919 Обсуждений (0)
Конспект и методическое обеспечение урока (занятия) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конспект и методическое обеспечение урока (занятия)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (919)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)