Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика досуговых услуг



2015-11-10 1569 Обсуждений (0)
Характеристика досуговых услуг 0.00 из 5.00 0 оценок





В зарубежной практике принято выделять услуги отдыха и раз­влечений в отдельную группу, входящую в так называемые потре­бительские услуги. Например, отдых и развлечения включены в по­требительские услуги населению (сюда же включены личные услуги бытового обслуживания). В среднем американцы тратят значитель­ное количество средств на отдых и развлечения (совокупные затра­ты на эти цели в 3 раза превышают расходы на здравоохранение).

Предприятия различных видов развлечений, отдыха и культу­ры разделяются условно на три группы.

Первая группа: театры и студии, кинотеатры всех видов и ран­гов, музыкальное обслуживание и оркестры, танцевальные залы, студии, музыкальные автоматы в местах общественного пользо­вания.

Вторая группа: предприятия, организующие активный отдых для населения, — плавательные бассейны, роликовые и ледяные катки, тиры, школы верховой езды, клубы игры в гольф, бейсболь­ные и футбольные клубы, площадки для игры в кегельбан, парки отдыха, прокатные станции лодок и каноэ, пляжи, стадионы, легкоатлетические поля и т. д. и т. п.

Третья группа: всякого рода азартные игры.

Первая группа предприятий по объему затрат на их развитие наиболее значительна в обслуживании населения. На ее долю приходится 46% всей выручки Предприятий и 50% занятых в сфере отдыха и развлечения. В культурном обслуживании населения глав­ную роль играют кинотеатры, однако они теряют свои позиции. Общая выручка от демонстраций кинофильмов сокращается.

На посещение театров, опер, симфонических и прочих концер­тов население тратит почти в 1,5 раза меньше средств, чем на посещение кинотеатров.

Предприятия, предоставляющие услуги активного отдыха, за­бирают у населения 45% расходов на все виды развлечения и отды­ха. Для этой подгруппы услуг принято рассчитывать количество, приходящееся на 1 млн жителей плавательных бассейнов, пляжей, ледяных и роликовых катков, прокатных станций лодок и каноэ, клубов по игре в гольф, школ верховой езды, площадок для игры в кегельбан и т. д.

Кроме того, учитывается число спортивных сооружений, ста­дионов, легкоатлетических, бейсбольных и футбольных полей и других сооружений, рассчитанных на массовые зрелища.

Среди населения популярно времяпрепровождение, связанное с более или менее длительным пребыванием на лоне природы. В активном отдыхе большую роль играют национальные парки и заповедники, широкому пользованию которыми помогают хоро­шо развитые средства транспорта. Растет число посещений нацио­нальных парков и с целью лагерного, походного туризма, рыбной ловли, охоты, плавания по рекам, озерам и занятия зимними вида ми спорта. На долю разнообразных видов активного отдыха прихо­дится около 50% всех посещений.

К сожалению, в России не принято выделять досуговые услуги в отдельную группу, но относящиеся к ним по своей сути услуги включены в те или иные группы платных услуг «Общероссийского классификатора услуг населению».

Основным признаком или параметром отнесения услуги в груп­пу досуговых принята ее принадлежность к развивающим и/или развлекательным услугам, потребляемым в свободное от работы и учебы время.

В подгруппу развлекательных досуговых услуг входят услуги дискотек, ночных клубов, аттракционов, игорного бизнеса, различ­ные шоу и спортивные зрелища, спортивная охота и рыбалка и т. п.

Подгруппа развивающих услуг имеет более сложную структуру и дополнительные классификационные параметры. С целью выде­ления конкретных видов развивающих услуг досугового характера можно выбрать параметр, характеризующий направление или цель развития. Такими целями являются:

— тело (спортивно-оздоровительные услуги);

— ум (информационно-познавательные услуги);

— вкус (эстетические услуги);

— различные навыки (обучающие услуги), которые, в свою очередь, делятся на: профессиональные; хозяйственные; этические и др.

Включение услуг библиотек и читальных залов в структуру плат­ных также обусловлено объективными причинами: как показыва­ют различные исследования, в условиях снижения государствен­ного финансирования, многие библиотеки вынуждены переходить на платный характер обслуживания читателей.

Нужно отметить, что досуговые услуги являются важнейшей со­ставляющей так называемой социальной экономики, категории чрез­вычайно многогранной, охватывающей обширный круг экономи­ческих объектов и процессов. В связи с этим изучение потребностей людей в области проведения досуга является частью социальной эко­номики, которая изучает, исследует, анализирует природу возникно­вения потребностей в тех или иных досуговых услугах, потребитель­ские запросы, структуру потребления услуг, выделяет потребности различных социальных групп, регионов с учетом разнообразия са­мих потребностей и потребителей услуг досуга.

Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о ее состоянии и развитии судят по тому, как жи­вут люди, а соответственно, и по тому, как они работают и прово­дят свой досуг. При всем многообразии жизненных проявлений можно формировать общее представление об условиях, в которых работают и отдыхают люди, о том, насколько они довольны этими условиями, что им дает жизнь. Все это вместе взятое определяет качество жизни.

Качество жизни охватывает и характеризует весь диапазон ее свойств, распространяется на все ее стороны, отражает удовлет­воренность людей предоставленными им материальными и духов­ными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требо­ваниям, безболезненность и продолжительность жизни.

«Качество жизни» измеряется качественными показателями, в отличие от «уровня жизни». Понятие «уровень жизни» в большей степени характеризует количественную меру благосостояния лю­дей и чаще всего определяется количественными, числовыми показателями.

Каковы главные, наиболее широко используемые в экономи­ческой практике измерители уровня жизни, характеризующие и уровень проведения досуга?

Структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью за год, либо мера обеспеченности человека и семьи по­требительскими благами служат важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или определенных социальных групп (городское и сельское население, молодые и престарелые, муж­чины и женщины, работающие и неработающие). Соответственно, при оценке уровня проведения досуга используются такие показате­ли, как количество библиотек, кинотеатров, театров, концертных залов, спортивных сооружений, а также относительные показатели, такие, как число книг и журналов в массовых библиотеках на 1000 населения, число мест в клубных учреждениях на 1000 жителей, ко­личество посещений киносеансов одним жителем и т. п.

К числу показателей, характеризующих уровень жизни и, сле­довательно, уровень проведения досуга, относят денежные доходы населения в расчете на одного человека или семью.

Наряду с денежными доходами на уровень жизни и уровень проведения досуга влияют общественные фонды потребления, к которым относят блага и услуги, предоставляемые государством населению бесплатно или за ограниченную плату. Это такие досу­говые услуги, как: услуги культуры и физической культуры, услуги по обеспечению массового отдыха в парках, заповедных местах, на общественных пляжах. В условиях рыночной экономики такие ус­луги бесплатны или частично платны только для отдельных кате­горий потребителей, обладающих низкими доходами.

В качестве определяющего показателя уровня жизни и прове­дения досуга можно использовать также количество свободного вре­мени. Возможно его сопоставление с рабочим или полным време­нем.

Если судить об уровне проведения досуга людей по их текущему потреблению досуговых услуг, то самое существенное влияние на него в условиях рынка оказывают доходы и цены.

Потребности населения в досуговых услугах очень тесно свя­заны с образом и уровнем жизни. Во-первых, сам круг потребнос­тей характеризует жизнь людей с позиций их желаний, устремле­ний, интересов. Потребности могут быть как рациональными, так и иррациональными. Во-вторых, уровень жизни — это, прежде все­го, уровень удовлетворения наших потребностей.

По степени важности досуговых услуг можно выделить перво­степенные (социально-значимые) и второстепенные услуги (в основном развлекательного характера).

Сфера досуговых услуг сегодня должна рассматриваться не только как фактор, снижающий социальную напряженность, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов и новых налоговых платежей в государственные бюджеты.

 


Тема 4.3. Основные понятия и определения туристско-гостиничного бизнеса
1.Основные понятия и определения в области гостиничного бизнеса

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности ; включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах, пансионатах и в других средствах размещения за вознаграждение. Под средством размещения понимают любой объект, предназначенный для временного проживания людей.

В соответствии с ГОСТ Р 50645 — 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» под гостиницей понимается предприятие, предназначенное для временного проживания. Допустимое минимальное число номеров в гостиницах — 10.

В другом нормативном документе — «Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 490 от 25.04.97, дается сле­дующее определение гостиницы: «имущественный комплекс (здание,часть здания, оборудование и иное имущество), предназ­наченный для предоставления услуг».

Гостиницы характеризуются следующими признаками: состо­ят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство; предоставляют разнообразные гостиничные услуги; сгруппированы в категории и классы в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стан­дартом страны.

Гостиничные предприятия различаются по вместимости, чис­лу мест для проживания и числу номеров.

Номер — помещение, состоящее из одного или нескольких мест, оборудованное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории.

Койко-место — площадь с кроватью, предназначенная для пользования одним человеком.

В отечественной практике придерживаются следующей типо­логии гостиниц по вместимости: менее 150 мест — малые гостини­цы; от 150 до 299 мест — средние; от 300 до 600 мест — большие; более 600 мест — крупные. Вместимость некоторых московских гостиниц такова: гостиница «Россия» — 5534 места, гостиница «Кос­мос» — 3354 места.

Гостиничные номера классифицируют: по числу мест, количе­ству комнат, назначению. По числу мест различают номера одно­местные, двухместные и т. д.

В международной практике принята стандартная классифика­ция средств размещения, разработанная экспертами Всемирной туристской организации. В соответствии с ней все средства разме­щения делятся на коллективные и индивидуальные. Коллективные средства размещения подразделяются на предприятия гостиничного типа и специализированные.

В соответствии с ГОСТ Р 51185—98 «Туристские услуги. Сред­ства размещения. Общие требования» к коллективным средствам размещения гостиничного типа относят:

гостиницы;

мотели;

клубы с проживанием;

пансионаты;

меблированные комнаты;

общежития.

К специализированным средствам размещения относятся:

санатории;

профилактории; —- дома отдыха;

туристские приюты, стоянки и др.;

туристские, спортивные базы, базы отдыха;

дома охотника (рыбака);

конгресс-центры;

кемпинги;

ботели;

флотели;

ротели.

Характеристику этих средств размещения мы проведем позже. К индивидуальным средствам размещения относятся: кварти­ры; комнаты в квартирах; дома; коттеджи, сдаваемые внаем.

Таким образом, и ВТО и российский ГОСТ выделяют свыше 20 разновидностей предприятий размещения, осуществляющих гости­ничные услуги, но базовым средством размещения является гости­ница (на конец 90-х годов в России было около 9 200 коллективных средств размещения, из них гостиничных предприятий более 4 ООО).

Госкомстат России классифицирует средства размещения ту­ристов на гостиничные предприятия (гостиницы, мотели, кемпинги и общежития для приезжих) и специализированные средства раз­мещения, включая детские оздоровительные учреждения.

В 2003 году Минэкономразвития России утвердило Положе­ние о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения, где под гостиницами и аналогичным средствам размещения понимаются гостиницы, мотели, молодежные гости­ницы (хостели), дома отдыха и пансионаты, гостиницы с оказани­ем лечебно-оздоровительных услуг. Этим предприятиям можно присваивать категории по результатам сертификации.

Таким образом, на территории России присутствует четыре системы классификации средств размещения (ВТО, ГОСТ Р 51 185 98. Госкомстат и Минэкономразвития России).

Это приводит к тому, что термины «средство размещения», «го­стиница», «мотель» в этих документах трактуются по-разному. А это 1 приводит к появлению таких терминов, как «гостиничный комп­лекс», «туристско-гостиничный комплекс» и т. д.



2015-11-10 1569 Обсуждений (0)
Характеристика досуговых услуг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика досуговых услуг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)