Коммуникативные качества речи. Культура речи тесно примыкает к стилистике
Культура речи тесно примыкает к стилистике. Предметом культуры речи является языковая структура в ее коммуникативном воздействии. Коммуникативные качества речи – это свйства устной и письменной речи, которые в совокупности свидетельствуют об идеальной (наилучшей) приспособленности речи к процессу человеческого общения. К. к. р. могут быть свойственны речи в Выделяют следующие коммуникативные качества речи: 1) правильность – соответствие речи действующим языковым нормам. 2) Точность - соответствие речи избранному предмету речи. Условия точности речи: - экстралингвистическое знание того, о чем собираешься говорить. - лингвистические условия: - точное представление о значении слова. ( «мы испытываем литургию по прошлому». ) - умение различать значение многозначного слова. - умение выбрать нужное слово из синонимического ряда.(команда Франции очень симпатичная) -умение разграничивать омонимы, паронимы. 3) логичность – построение речи по законом непротиворечивого мышления. Условия логичной речи: - нельзя объединять слова со взаимоисключающим значением.( благодаря наводнению) - нельзя объединять несоотносимое( характеру Аркадия, как и его отцу, свойственна сентиментальность.) -Следует избегать плеоназм.( в сентябре месяце обычно наступает бабье лето) -необходимо соблюдать правильный порядок слов( он почти забивает в каждой игре). 4) чистота – отсутствие в речи языковых единиц, которые относится к внелитературным разновидностям языка, а также слов-паразитов и бранных слов. 5) выразительность – такие особенности речи, кот позволяют поддерживать интерес слушателя или читателя.( условия выразительности- самостоятельность мышления и интерес говорящего к предмету речи, + постоянная тренировка навыков речи и стремление говорить выразительно). 6) Уместность – соответствие речи условиям общения( коммуникативная ситуация, характер межличностных отношений). 7) богатство - это разнообразие речи. Условия богатства: -обширный лексический запас, привлечение в речь тропов и стилистических фигур. 8)действенность – эффективность речи.- о ней говорят тогда, когда были достигнуты поставленные коммуникативные цели. Билет 5 Понятие о функциональном стиле. Система функциональных стилей современного русского языка. Языковые особенности функциональных стилей. Вопрос о разговорной речи и языке художественной литературы. Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие общественные функции языка: общение, сообщение, воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности называются функциональными стилями. Под функциональными стилями понимают исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения и соотносимых с той или иной сферой профессиональной деятельности. Возникнув на внеязыковой (экстралингвйстической) основе, будучи тесно связанными с содержанием, целями и задачами высказывания, стили различаются между собой внутриязыковыми признаками: принципами отбора, сочетания и организации средств общенационального языка. В соответствии с названными выше функциями языка выделяются следующие стили: 1. разговорный (функция общения); 2. научный и официально-деловой (функция сообщения); 3. публицистический и [литературно-художественный – Голуб Ирина Борисовна не выделяет как отдельный стиль, т.к. писатели в своих произведениях используют все многообразие языковых средств, так что художественная речь не представляет собой системы однородных языковых явлений.] (функция воздействия). Книжные функциональные стили:научный, публицистический, официально-деловой выступают преимущественно в письменной форме и монологической речиречи, разговорному свойственна главным образом устная форма речи в виде диалога. Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. Чаще всего стили сопоставляются на основе их лексического наполнения, так как именно в области словарного состава заметнее всего проявляется различие между ними. Научный стиль Возникновение и развитие научного стиля связано с эволюцией различных областей научных знаний. Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности. Образцом научного языка стало строго логичное изложение Ньютона. В России н.ст. начал складываться в первой половине 18 в., когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Работы Ломоносова во 2 пол. 18 в. Внесли вклад н.ст., а окончательно он сложился во 2 пол 19 в.
Стилеобразующие факторы: 6) Тон речи: нейтральный Подстили: - собственно научный (диссертации, монографии, научные статьи) - научно-учебный (учебники) - научно-популярный (научные журналы)
Основная функция – информативная.
Особенности: - логичность - смысловая точность - обобщённость - объективность подачи материала - отсутствие оценки и эмоциональности - книжные слова - много терминов - много абстрактной лексики (тенденция к обобщённости) - своя фразеология (прямой угол, точка пересечения, солнечное сплетение, причастный оборот) - отвлечённые существительные - преобладание качественных прилагательных - много аббревиации
В научном стиле – больше всего прилагательных.
Синтаксис: - много сложных предложений (сложноподчинённые) - много риторических вопросов - осложнённые простые предложения
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1086)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |